Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта



Наш опрос

Считаете ли Вы престижной службу в армии РФ в данный момент?
Всего ответов: 32


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Март » 18 » Стратегических резервов нет
11:06
Стратегических резервов нет

Недавно состоялось итоговое собрание третьего отделения АВН «Военное (оборонное) строительство военной организации государства». На нем большое внимание было уделено проблемам, которые уже на протяжении многих лет будоражат российскую общественность и ее подрастающее поколение, а в последнее время становятся и источником противоречий между военными учеными и экспертами разных научных школ и взглядов. Речь шла о тесно взаимосвязанных проблемах комплектования ВС РФ, подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных ресурсов.

В целом проблемы комплектования и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов требуют неотложного разрешения ряда противоречий. С одной стороны – между ограниченными (годными к военной службе) призывными людскими ресурсами РФ и большими потребностями ВС и других войск РФ по комплектованию их личным составом. С другой – между потребностью в военно-обученных людских мобресурсах, необходимых для развертывания требуемых составов группировок войск (сил) для отражения агрессии против РФ, и недостаточными возможностями ВС по подготовке и накоплению их в мирное время. Не следует забывать и о разрешении противоречия между финансово-экономическими потребностями ВС, в частности текущими расходами, и возможностями РФ по их обеспечению.

Разрешимые противоречия

Не секрет, что в ближайшие годы РФ окажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. В абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию военной организации государства в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек (призывается не более 15 процентов от общей численности призыва) составят в 2015 году 681,7, в том числе для ВС РФ – 477,2, в 2020-м – 640,7 и 448,5, в 2025-м – 618,4 и 432,9 тысячи человек соответственно. Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым составом сегодня и в среднесрочной перспективе – не менее 780 тысяч человек. Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300–350 тысяч человек.

" К 2021 году денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – до трех тысяч, а контрактников – до 50 тысяч рублей 

Разрешение данного противоречия многие годы виделось в переходе на контрактный способ комплектования ВС РФ. Обоснованием этому являлся один аргумент – приемлемая для РФ годовая потребность в призывных ресурсах, которая могла бы составить при трехгодичном сроке заключения контракта на прохождение военной службы 260, а пятигодичном – 156 тысяч человек. Такое решение было оправданным не только с точки зрения мобилизационного напряжения государства, но и с военно-стратегической точки зрения, поскольку не планировалось применять ВС РФ в крупномасштабных военных конфликтах и развертывать для этого многочисленные группировки войск (сил). Однако это решение противоречило принципу равной ответственности граждан за оборону государства и не было обеспечено финансово-экономически. В частности, низкий уровень денежного содержания и социально-бытовых условий службы по контракту явился главной причиной провала эксперимента по переходу ВС РФ на этот способ комплектования.

Все это обусловило необходимость перехода ВС РФ на смешанный способ комплектования. Однако здесь встает проблема обоснования рационального соотношения рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву и по контракту. Очевидно, критериями эффективности принятого решения могут быть допустимая численность годового призыва и найма граждан для прохождения военной службы и приемлемые (рациональные) социально-экономические условия службы и быта военнослужащих, достойное денежное содержание и соответствующие социальные гарантии и льготы.

В то же время решение этой задачи невозможно и без разрешения второго противоречия – без оценки соответствия возможностей ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных людских мобресурсов потребностям развертывания дополнительного количества воинских формирований, необходимых для создания требуемых составов группировок войск (сил).

Если первый сравниваемый компонент в основном зависит от численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, продолжительности этой службы и времени пребывания граждан в запасе и количественные их значения нам известны, то второй – от пока неизвестного нам числа соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра, а также потребности в создании новых воинских формирований и в восполнении безвозвратных потерь в первые месяцы войны.

Стратегический резерв

Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и отчасти локальных войнах. Вместе с тем в будущем нельзя исключать участия Российской Федерации в региональной и крупномасштабной войнах, которые от вооруженных конфликтов и локальных войн будут отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью (от нескольких месяцев до нескольких лет). Это потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства. Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развертывание дополнительного количества боеспособных соединений.

Однако состав и структура ВС РФ, сложившиеся в результате реформ 2008–2012 годов, позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счет отмобилизования базы хранения и ремонта вооружения и техники (БХиРВТ), а отсутствие стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому в перспективе в составе ВС РФ наряду со стратегическими силами сдерживания и силами общего назначения необходимо иметь стратегические резервы.

Исходя из численности Вооруженных Сил мирного времени предлагается в составе стратегических сил сдерживания иметь соединения и воинские части постоянной готовности, в составе сил общего назначения – соединения и воинские части постоянной готовности, сокращенного состава и кадра, а в составе стратегических резервов – соединения и воинские части кадра. По функциональному предназначению указанные соединения и воинские части подразделять на силы немедленного применения со сроками готовности до 24 часов, силы быстрого развертывания со сроками готовности до М10, войска усиления – резервы ОСК и первоочередные стратегические резервы со сроками готовности соответственно М30 и от М30 до М60. Укомплектованность личным составом, ВВСТ и запасами материальных средств должна обеспечивать приведение соединений и воинских частей в готовность к выполнению задач по предназначению в установленные сроки.

Введение в структуру ВС РФ стратегических резервов, а также соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра позволит при сохранении общей численности ВС мирного времени увеличить количество боевых соединений, входящих в состав группировок войск (сил), нарастить базу мобилизационного развертывания ВС и обеспечить доведение боевого состава ВС РФ до потребности военного времени.

Ранее проведенные исследования показали, что для комплектования вновь развертываемых соединений и воинских частей (резервных формирований) исходя из прогноза военных угроз Российской Федерации потребность в военно-обученных людских ресурсах может составить к 2017 году офицеров – 280 тысяч, солдат и сержантов – 1 миллион 820 тысяч, к 2021-му офицеров – 450 тысяч, солдат и сержантов – 2 миллиона 800 тысяч, к 2025-му офицеров – 680 тысяч, солдат и сержантов – 3 миллиона 900 тысяч человек.

Способна ли контрактная армия подготовить и накопить такое количество мобресурсов? Попробуем ответить на этот вопрос.

На что способна контрактная армия

При среднем сроке действительной военной службы офицерским составом 20 лет (до 40 лет) и 15 лет службы в запасе (пребывание в резерве: 1-й разряд – до 50, 2-й разряд – до 55 лет) с учетом имеющегося ресурса (150 тысяч человек) и естественной годовой убыли 10 процентов может быть накоплено к каждому из расчетных годов не более 150 тысяч офицеров запаса. При этом дефицит офицерского состава окажется к 2017 году 130,3 тысячи, к 2021-му – 300,62 тысячи, а к 2026-му – 530,9 тысячи человек.

Для комплектования ВС РФ мирного времени офицерским составом требуемый среднегодовой выпуск офицеров из военно-учебных заведений до 2021 года должен быть не менее 11, после 2020-го – 17,5 тысячи человек. Для подготовки и накопления офицеров в интересах развертывания группировок войск (сил) и ведения ими военных действий в течение первых месяцев войны необходимо дополнительно за счет военных кафедр гражданских учебных заведений ежегодно выпускать не менее 43–44 тысяч офицеров запаса.

Как решить эту проблему?

В настоящее время покрытие потребности в офицерском составе мирного времени обеспечивается возможностями созданной сети военно-учебных заведений ВС РФ. Для обеспечения развертывания резервных формирований на военное время подготовка офицеров запаса сегодня осуществляется на 35 военных кафедрах и 33 учебно-военных центрах гражданских вузов. В выступлении начальника ГОМУ ГШ ВС РФ на последней коллегии МО прозвучала цифра 72 вуза, что составляет всего семь процентов от общего числа гражданских учебных заведений. При этом ежегодный их выпуск существенно отличается от вышепредставленных потребностей и составляет не более 10 тысяч офицеров запаса. Необходимо как минимум в четыре раза увеличить возможности гражданских вузов по подготовке офицеров запаса для стратегических резервов, суммарная емкость ежегодного выпуска которых должна быть не менее 44 тысяч офицеров запаса.

Стратегических резервов нет

Вместе с этим следует согласиться и с продолжительностью, и с формами подготовки офицеров запаса в гражданских вузах, предложенными начальником ГОМУ ГШ ВС РФ. В то же время представляется нецелесообразным по причине больших потребностей в офицерах запаса осуществление подготовки в гражданских вузах сержантов и солдат запаса. Для этого лучше привлечь учебные заведения среднего и профессионального образования.

В части, касающейся подготовки и накопления военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, следует отметить, что при условии создания стратегических резервов ВС РФ при контрактном способе комплектования и ежегодном найме на военную службу 78 тысяч граждан не в состоянии подготовить требуемое количество военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, дефицит которых составит к 2017 году 661, к 2021-му – 1685 и к 2026-му – 2825 тысяч человек.

Стратегических резервов нет

Выход из создавшего положения очевиден и он возможен только при смешанном способе комплектования ВС РФ и обосновании рационального соотношения численности сержантского и рядового состава, проходящего службу по контракту и по призыву, а также сроков военной службы и службы в запасе (пребывание в резерве).

С учетом ранее перечисленных негативных факторов требуемое количество военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, не превышая годовых возможностей РФ по призыву на военную службу граждан – 432–477 тысяч человек, может быть подготовлено и накоплено только при условии наличия в ВС РФ не менее 54 процентов сержантов и солдат (421 тысяча человек), проходящих военную службу по контракту, и сроках военной службы по призыву – один год, по контракту – пять лет и в запасе (пребывание в резерве) – 15 лет.

Стратегических резервов нет

При этом для комплектования ВС РФ по призыву потребуется не более 360 тысяч человек и по найму – до 83 тысяч, что в общей сумме (443 тысячи) не превышает представленные выше возможности годового призыва РФ (432–477 тысяч).

При доле контрактников меньше 54 процентов повышаются возможности по подготовке военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, потребности в призыве граждан на военную службу превысят предельно возможные значения.

При доле контрактников больше 54 процентов потребности в призыве граждан на военную службу будут меньше предельных возможностей РФ по призыву на военную службу граждан, будут снижены возможности ВС РФ по подготовке требуемого количества военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава.

Таким образом, численность сержантов и солдат-контрактников в ВС РФ в пределах 421–425 тысяч человек является оптимальной с военно-стратегической точки зрения.

Качество и стимулы подготовки

Решение проблемы количественного накопления военно-обученных мобресурсов сержантов и солдат неразрывно связано с учетом и контролем качества их подготовки. Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на смешанный способ их комплектования остро ставят вопрос о необходимости создания национального резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего мобилизационного запаса ВС РФ. Однако о структуре и составе национального резерва можно будет говорить только после проведения эксперимента по организации службы в людском мобилизационном резерве ВС РФ ограниченного числа граждан, подписавших контракт о такой службе.

В условиях изменения способа комплектования ВС РФ, их численного сокращения, введения добровольного способа комплектования резерва ВС РФ расширение территориального принципа комплектования и совершенствование подготовки военно-обученных ресурсов позволят поддерживать воинские части и соединения в необходимой расчетной численности и боевой готовности в соответствии с оперативными планами мобилизационного развертывания войск (сил), сохранить базовую основу мобилизационной готовности страны на случай военной опасности.

Вместе с тем переход к новой системе комплектования, подготовки и накопления военно-обученных ресурсов должен быть достаточно обеспечен ресурсно-экономически, в том числе финансово. Требуется создание привлекательных условий военной службы по контракту как в соединениях и воинских частях постоянной готовности и сокращенного состава, так и в резервных формированиях.

Для подтверждения реализуемости представленных выше предложений был осуществлен расчет денежного содержания военнослужащих, в том числе солдат и сержантов-контрактников ВС РФ, как одного из стимулов повышения престижа военной службы.

По мнению военных экспертов, уровень денежного содержания офицерского состава должен быть не менее 70 тысяч рублей, а рядового и сержантского состава контрактников – не менее 35 тысяч рублей. Эти показатели приняты в качестве минимально необходимых критериальных значений денежного содержания военнослужащих ВС РФ.

При таком уровне денежного содержания военнослужащих суммарные расходы в этом году не превысят запланированных в бюджете ассигнований в размере 372,1 миллиарда рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих в расходах на содержание ВС РФ составит 51,9 процента, а общие расходы на содержание ВС РФ – 1012,77 миллиарда рублей или 52,8 процента от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2017 году с выходом на расчетную численность контрактников в ВС РФ 421 200 сержантов и солдат в пределах выделяемых расходов на денежное содержание военнослужащих 454 миллиардов рублей среднее денежное содержание офицеров может быть не менее 96 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – двух тысяч рублей, а контрактников – 38 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих составит 56,5 процента от расходов на содержание ВС РФ. И 40,8 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2021 году денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – до трех тысяч рублей, а контрактников – до 50 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих останется в прежних пределах и составит 56 процентов от расходов на содержание ВС РФ. И 40,6 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

Таким образом, уже к 2016 году возможно увеличение численности сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, до 420 тысяч человек с повышением престижа военный службы и статуса военнослужащего, что обусловлено не только военно-стратегической целесообразностью, но и финансово-экономическими возможностями перехода к системе комплектования ВС РФ, базирующейся на смешанном способе комплектования.

В части, касающейся выплат денежного содержания гражданам, пребывающим в резерве, следует отметить, что в соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва» им предусмотрена такая выплата. По данным Минобороны России, в 2014–2016 годах предусматривается численность резерва 5000 человек. Для обеспечения указанного резерва потребность Минобороны России, по расчетам Комитета по обороне Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, может составить в 2014 году – 279,4 миллиона рублей, в 2015-м – 288,3 миллиона, в 2016-м – 324,9 миллиона рублей. Можно предположить, что денежное содержание одного «резервиста» в период 2014–2016 годов обойдется в 5–5,5 тысячи рублей. Данные расходы в бюджете на национальную оборону представляют собой не более 0,03–0,05 процента от прочих расходов на национальную оборону.

Данные численности и финансовые параметры национального мобилизационного резерва могут быть приняты в качестве контрольных цифр для проведения эксперимента по оценке эффективности функционирования системы прохождения службы в национальном резерве. В перспективе к 2021 году необходимо полностью перевести граждан, пребывающих в резерве и зачисленных в национальный резерв, на контрактную службу с определением денежного содержания офицерам – 15 тысяч рублей, сержантам и солдатам – 10 тысяч рублей. Суммарные годовые расходы на данное денежное содержание составят 204,3 миллиарда рублей или пять процентов от расходов на национальную оборону.

Владимир Останков,
руководитель третьего отделения Академии военных наук, генерал-лейтенант, доктор военных наук, профессор
впк ньюс


Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/19528


Категория: мнения и публикации | Просмотров: 1120 | Добавил: Zvezda_nn | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Армия Государства Российского © 2011-2023