Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта



Наш опрос

Считаете ли Вы престижной службу в армии РФ в данный момент?
Всего ответов: 31


Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Взгляд на жизнь » Обо всем

Создание и функционирование коалиции — временного военно-политического союза
Создание и функционирование коалиции — временного военно-политического союза двух и более государств, заключаемого для ведения войны, — предполагает решение обширного ряда вопросов, в числе которых в качестве важнейших отметим: 1. Согласование национальных интересов каждого из членов коалиции с общей целью, ради достижения которой заключается союз. 2. Установление взаимоотношений членов коалиции, которые могут быть (и, как правило, декларируются) равноправными, но чаще всего таковыми не являются.

К последнему пункту относится (из него вытекает) проблема лидерства в коалиции, решение которой зависит от экономических и военных возможностей государств-союзников и размеров их вклада в общее дело.


Частные цели, которые преследует государство, вступая в военно-политический союз (наряду с главной целью, общей для всей коалиции), могут включать: — использование в своих интересах военной мощи союзника (союзников); — изменение геополитической обстановки в регионе или (уже) геостратегической ситуации на театре военных действий;

— получение материальной и финансовой поддержки;

— обретение дипломатической поддержки на международной арене. Изучение политических аспектов деятельности военной коалиции вскрывает многообразие способов ведения коалиционной войны.

В числе их могут быть: 1) совместная вооружсшшя борьба союзных государств против общего врага; 2) формальное объявление войны одним или рядом членов коалиции всем или некоторым государствам — участникам противостоящего союза; 3) ограничение участия в коалиции в форме разрыва дипломатических отношений с враждебными государствами; 4) вовлечение государства в экономическую и военную блокаду, предпринимаемую коалицией для борьбы с противостоящей стороны, и оказание финансовой, экономической и военной помощи союзникам без непосредственного участия в военных действиях. Ведение войны силами коалиции двух и более государств предполагает ряд вариантов создания стратегических группировок коалиционных сил и распределения театров военных действий (распределения зон ответственности на театре войны), в том числе: — ведение войны на смежных ТВД в условиях локтевой связи между группировками коалиционных вооруженных сил (Германия и Австро-Венгрия, 1914—1918 гг.; выделение «финского ТВД» в составе Восточного фронта, 1941 -1944 ГГ.); — ведение военных действий группировками национальных вооруженных сил на двух и более театрах, разобщенных между собой; (Антанта, 1914 — 1917 гг.; Антигитлеровская коалиция, 1942-1945 гг.); — включение союзных военных контингентов в состав действующей армии сильнейшего партнера по коалиции с оперативным подчинением их командованию фронтовых (армейских) объединений этого партнера (Наполеоновская Великая армия 1812 г.; итальянская, румынские и венгерские армии в составе оперативно-стратегических объединений вермахта на Восточном фронте, 1941 — 1945 гг.).

Организация и осуществление коалиционного руководства вооруженной борьбой составляет самостоятельную проблему. Главным условием обеспечения его эффективности является согласование действий группировок национальных вооруженных сил на театре войны.

Оптимальным решением этого условия может быть принятие важнейших решений путем прямых контактов высшего военно-политического руководства союзных государств и создание объединенных союзных командований на театрах военных действий (стратегических направлениях) для непосредственного оперативно-стратеги чес кого руководства группировками коалиционных вооруженных сил.

Иным вариантом руководства военными действиями сил коалиции может быть указанное выше подчинение армий стран — участников союза командному центру в лице Верховного главнокомандования государства — лидера коалиции (т. е. включение национальных воинских контингентов в единую стратегическую группировку войск на ТВД основу которой составляют вооруженные силы сильнейшего из партнеров по коалиции).

Наконец, история коалиционных войн содержит примеры сочетания перечисленных здесь вариантов коалиционного руководства, применяемых параллельно на различных театрах.

Приведенный выше перечень проблем, присущих коалиционным войнам, убеждает в том, что коалиционная стратегия (т. е. реализация политических планов коалиции на военном уровне) составляет специфическую форму военной стратегии и включает теоретическое и практическое решение ряда вопросов, как то: — создание коалиционных вооруженных сил (заблаговременно, немедленно с началом или в ходе войны);

При условии формирования военной коалиции в период подготовки к войне: — согласование вопросов военного строительства и стратегического развертывания вооруженных сил союзных стран; — выработку форм и способов коалиционного взаимодействия; — определение структуры органов коалиционного руководства группировками вооруженных сил на театрах войны (ТВД стратегических направлениях); — организацию материального обеспечения вооруженных сил союзных стран; — подготовку театров воС1шых действий (совместную или осуществляемую порознь партнерами по коалиции с учетом интересов ее в целом); — практическое решение задач стратегического или крупного оперативного значения силами группировок коалиционных войск; — выработку принципов и обеспечение выгодного для данной коалиции политического урегулирования по окончании войны.

Исследование исторического опыта формирования военно-политических союзов позволяет выделить факторы, определявшие возможность их создания и в той или иной мере обеспечивающие прочность коалиций. В средневековой Европе в числе таких факторов были: династические связи и притязания правящих фамилий; идеологические, главным образом религиозные и этнические связи.

Но уже в XVIII — XIX вв. большая часть этих факторов теряет свое значение и во многих случаях упоминается лишь в политической риторике для прикрытия подлинной сути принимаемых решений. Великая французская революция привнесла в сферу политики в целом и военного аспекта ее в частности новый элемент: обнажились социальные основы межгосударстве! шых коно^ликтов, благодаря чему вооруженная борьба приобретала более бескомпромиссный характер.

Если образованная в 1791 г. Первая антифранцузская коалиция европейских монархий еще сколачивалась под лозунгом мести за попрание революцией прав королевской династии Бурбонов, то уже в 1805 г. расстрел герцога Энгиенского стал не более чем поводом для создания повой — Третьей коалиции, а подлинные истоки ее коренились в потрясении экономики европейских государств в результате порожденного войной разрыва группировок европейских держав, путем которых формировались противостоящие друг другу коалиции конца XVIII — начала XIX в.

С.Н. Михалев. Военная стратегия

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=15164
Категория: Обо всем | Добавил: Zvezda_nn (21.03.2012)
Просмотров: 1190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Армия Государства Российского © 2011-2023