Дошло наконец до руководства бывших республик Союза, что
вместе им будет сытнее и проще, чем порознь. Главы Белоруссии и Украины вовсю
обсуждают, что может им дать экономическая интеграция – в качестве ориентира
избран «Общий рынок», на базе которого некогда соорудили Евросоюз.
 Поучаствовать пригласили Грузию, Молдавию и Азербайджан, но чуть позже в новый
союз позовут и Казахстан, а возможно, и Туркмению. Реставрация условного СССР,
как видим, идёт полным ходом, но отчего-то без нашей страны. Почему не позвали
Россию и как вообще получилось, что Москва уступила инициативу? Крупнейшей
геополитической катастрофой XX века назвал президент России Владимир Путин
распад СССР. Весь постсоветский период Москва, пусть и неуклюже, зато
неуклонно, пыталась сплести воедино рассыпавшиеся колоски с герба великой
страны. Союз Независимых Государств, Союзное государство России и Белоруссии,
Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое
пространство, наконец, Евразийский экономический союз – прожектов было немало,
но всякий раз их жизнеспособность на поверку оказывалась сомнительной. В лучшем
случае партнёрство выходило сугубо формальным (СНГ, Союзное государство, ЕЭС),
в худшем – бесперспективным. Российской империи удавалось быть настолько
привлекательной для окраин, что страна прирастала то Закавказьем, то Средней
Азией, то Дальним Востоком – у новой России пока так не получается. Зато,
кажется, заспорилось дело у наших соседей. Киев отдаст Мариуполь Минску, чтобы
он не достался Донбассу В конце апреля на Украину приехал президент Белоруссии
Александр Лукашенко – отмечать 31-ю годовщину чернобыльской трагедии. Было
много клятв в вечной дружбе и в том, что никакая третья сила нипочём не
рассорит украинцев и белорусов (намёк поняли?). Вот только о главном журналистам
не сказали ни слова. Нет, неспроста Лукашенко заметил, что скоро жители Украины
и Белоруссии будут ездить в гости друг к другу на тракторах: Киев и Минск
собрались объединить свои экономики в единое целое. И процесс у них идёт полным
ходом. На днях украинское правительство завершило разработку комплекса мер,
направленных на экономическую интеграцию с белорусами. Куратор проекта – глава
германской группы советников премьера Владимира Гройсмана экономист Риккардо
Джуччи. Говорят, что примерно полгода назад он провозгласил: «Россия отняла у
Украины Донбасс, а мы отнимем у неё Белоруссию и построим новый Советский Союз
– только без России!» В прошлом году через наши порты Белоруссия стала получать
иранскую нефть, поступило уже порядка 600 тыс. тонн, – разъясняет эксперт. –
Лукашенко, таким образом, получает альтернативный источник нефти для своих перерабатывающих
заводов. Для него это крайне важно Кое-какие подробности украинского «комплекса
мер» нашему изданию удалось разузнать. И эти подробности, без преувеличения,
сенсационны. У Минска и Киева имеется предварительная договорённость о
совместном использовании черноморских и азовских портов – Бердянска,
Черноморска (Ильичёвска) и Николаева. Мало того, по словам киевского политолога
Руслана Бортника, Минск «готов инвестировать и в остальные украинские порты».
Особенно интересуют Лукашенко Одесса и Мариуполь. И вот почему. «В прошлом году
через наши порты Белоруссия стала получать иранскую нефть, поступило уже
порядка 600 тыс. тонн, – разъясняет эксперт. – Лукашенко, таким образом,
получает альтернативный источник нефти для своих перерабатывающих заводов. Для
него это крайне важно, поэтому Белоруссия спешит закрепиться в украинских
портах и даже рассматривает вопросы покупки или длительной аренды одного или
нескольких из них». Уточним: не рассматривает, а рассматривала – до того
момента, пока президенты не обсудили возможность их совместного использования.
Впрочем, поговаривают, что Мариуполь и Бердянск белорусам могут вообще
подарить. И в этом есть определённый резон. Строительство керченского моста,
как разъясняют эксперты, неизбежно приведёт к тому, что украинские азовские
порты утратят свою значимость. Потери украинской экономики от этого неизбежны.
Но если пойти на хитрость – передать эти порты в управление Минску (или,
скажем, сдать их в аренду на длительный срок), то Москва что-нибудь предпримет,
чтобы не лишить белорусских союзников их доходов. Аналогичный хитрый ход и с Мариуполем.
Порт теряет свою привлекательность из-за угрозы его захвата народными
республиками. А то, что эта угроза имеет под собой веские основания,
подтвердило стремительное продвижение ополченцев к Новоазовску – украинская
армия не смогла оказать никакого сопротивления. Раз-два – и ополчение уже в
Мариуполе! Не случайно же украинский миллиардер Ринат Ахметов выводит оттуда
свои активы. Так вот, если Мариуполь отдать белорусам, то порт таким образом
можно спасти от аннексии народными республиками. Определённо ход мудрый. А вот
ещё одна самая свежая новость, которую россияне, может, и не оценят, но для
Украины она настоящая бомба. Минск намеревается выкупить у Киева Одесский
припортовый завод (ОПЗ) – с личного одобрения Петра Порошенко. Эпопея с его
приватизацией растянулась на годы, в итоге ушёл российский инвестор, а новый,
заграничный, так и не нашёлся. Как ни зазывало правительство Украины
иностранных капиталистов – купите, недорого отдадим! – так никто и не повёлся.
Почему? Тут такое дело: произвести аммиак дело нехитрое. Вопрос в том, куда его
потом девать. В СССР имелся единственный в стране аммиакопровод (а в мире таких
было пять), соединявший ОПЗ с Тольяттинским азотным заводом. Российский
преемник этого предприятия, «Тольяттиазот», неоднократно намеревался выкупить у
Киева ОПЗ. Не позволили. «Сам не гам, и тебе не дам». А иностранцы наотрез
отказывались приобретать ОПЗ без аммиакопровода. Но аммиакопровод-то
российский! И как ни пытался Киев втюхать завод хоть кому-нибудь – тщетно. А
стоит этот актив по меньшей мере миллиард долларов. И тут Минск предлагает:
продайте нам. Мы и с Россией сможем дело уладить. И смогут. Сегодня завод
простаивает – три недели назад он полностью свернул производство. Но
братья-белорусы помогут спасти и завод, и украинскую экономику в целом. Следует
отметить, что вся эта белорусско-украинская интеграция крайне симпатична
Пекину. По всей вероятности, китайцы уже ознакомились с концепцией «назад в
СССР» от Риккардо Джуччи и полностью её поддержали. Не случайно в начале июля
они (в лице корпорации CRBC «Чайна роуд энд бридж») неожиданно для всех
подписали соглашение с Укравтодором о строительстве автодороги, объединяющей
три крупнейших украинских порта – Одессу, Николаев и Херсон. Вялотекущие
переговоры на эту тему начались ещё при Викторе Ющенко, и ничто, как говорится,
не предвещало, что завершатся они в обозримом будущем. Но тут вдруг посредником
выступил Минск – и вопрос моментально решился. А теперь белорусов приглашают
поучаствовать в проекте финансово – и те соглашаются. Интеграция в действии!
Поговаривают, что Пекин таким образом щёлкнул по носу Москву, отомстив ей за
потерянную Евпаторию. Несколько лет назад китайцы получили «добро» от Виктора
Януковича на строительство в Евпатории самого большого на Чёрном море торгового
порта. Правда, китайский проект убивал местную природу, но что там какая-то экология,
если на кону миллиардные прибыли? А тут вдруг откуда ни возьмись – «крымская весна»!
И китайско-украинские прожекты – коту под хвост. По некоторым подсчётам,
китайцы, таким образом, угробили порядка миллиарда долларов, который они
вбухали в проектную документацию и взятки украинским чиновникам. Белоруссия
покупает себе Украину за российские деньги. Ещё одно важное направление
совместной деятельности – украинская железнодорожная инфраструктура. Состояние
её, прямо скажем, неважное. Проще сказать – руины. «Подвижной состав изношен на
90–100%, – признаёт бывший замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава. –
А правительство относится к «Укрзализнице», как к дойной корове. Половина парка
электровозов – музейные экспонаты, выпускавшиеся в 50–60-е годы. В России от
подобного хлама полностью избавились ещё в 90-е годы. Но украинская казна пуста,
и реставрировать инфраструктуру не на что. А тут Александр Лукашенко предлагает
совместно использовать «Укрзализницу»! Нет денег? Дадим! Вопрос – откуда,
собственно, свободные средства у белорусов? Ещё недавно они плакались на
безденежье и просили Москву не мешкать с предоставлением очередных кредитов (на
миллиард и на 700 млн долларов). А тут они уже и украинскую железную дорогу
грозятся выкупить, и ОПЗ, и азово-черноморские порты! Уж не на наши ли с вами денежки?
«Киев прилагает титанические усилия ради того, чтобы переманить на свою сторону
Минск, максимально используя его в своём противостоянии с Москвой, – поясняет
белорусский политолог Кирилл Аверьянов. – В свою очередь, Александр Лукашенко с
радостью подыграет своему партнёру Петру Порошенко, если почувствует свою
выгоду. Помнится, Виктор Ющенко тоже пытался втянуть Минск в свою политическую
орбиту, лоббируя интересы соседей в Европе, а поскольку Лукашенко в последнее
время крайне дорожит теми, кто способен замолвить за него словечко на Западе,
его дальнейшее сближение с Порошенко не вызывает сомнений. Вплоть до того, что
эти двое провозгласят новый союз». Странно, конечно, – с какой стати Россия
оплачивает весь этот белорусско-украинский банкет? Но ещё более странно, что ни
Минск, ни Киев, не особо скрывая свои цели, движутся к интеграции, в которую
они собираются втянуть ещё несколько бывших советских республик, а Москва –
никакой реакции! Ещё в июне украинское правительство обратилось к молдавским
коллегам: присоединяйтесь к нашему экономическому проекту с Белоруссией, и мы
вам вернём Приднестровье. Самое примечательное то, что и в Тирасполе тоже заинтересовались
перспективами СССР-2. Того и гляди, приднестровский конфликт завершится вообще
без Москвы. Сегодня Киев и Кишинёв связаны больше по военной линии, но молдавское
правительство вовсе не прочь подключиться к процессу реинтеграции с бывшими
советскими республиками. Главное – чтобы без России. Помимо молдаван украинцы
«кадрят» в свой новый альянс и казахов с туркменами, и азербайджанцев. А
знаете, кого администрация украинского президента отрядила наводить все эти
мосты? Марину Михайленко, возглавляющую департамент внешней политики в
администрации Порошенко. Супругу министра иностранных дел Украины Павла
Климкина и дочь российского генерала Юрия Михайленко, награждённого медалью за
возвращение Крыма. Радеют люди за возрождение Союза, чего там. Коварство без
любви. Ну, а что же Москва? Вокруг вовсю кипит строительство нового союзного
объединения, которое наша страна, по сути, и оплачивает, – но совершенно без
нашего участия. А нам всё равно? По сути, союз Киева с Минском поставил точку в
истории с белорусско-российским Союзным государством, полагает директор Центра
изучения кризисного общества, заместитель заведующего кафедрой государственной
политики МГУ Максим Вилисов. «Это структурное образование окончательно себя
изжило, – убеждён эксперт. – Ни единой валюты, ни единой армии, ни единого управления
у нас так и не появилось. Лукашенко и его окружение сознательно против реальной
интеграции с нашей страной. Но украинско-белорусская смычка может оказаться для
Кремля особенно взрывоопасной». Почему? Да потому, что этот новый союз
непременно будет антироссийским, считает политолог Сергей Марков. Впрочем, он
полагает, что у Москвы ещё есть шанс вмешаться и обрушить возводящуюся
конструкцию. Нужно просто перестать сорить перед Минском деньгами. Кредиты? Зачем
они вам, если вы на них не свою экономику отстраиваете, а украинскую? Впрочем,
на бурную деятельность, которую развили Киев и Минск, Москва пока смотрит
снисходительно – да и видит ли при этом хоть что-то вообще? Между тем
провозгласить совместный курс на новый союз президенты Украины и Белоруссии
могут уже в августе (так, во всяком случае, считают члены экспертных групп
Джуччи и Михайленко). Экономическое обоснование, во всяком случае, уже сделано
(по крайней мере, то, что подготовило украинское правительство, готовы ли
белорусы, определённо сказать затруднительно. По предварительным данным, на
провозглашение нового – антироссийского, давайте это признаем, – союза в
белорусскую столицу приедут официальные представители Баку, Астаны и Кишинёва.
Можно, конечно, припомнить, что в своё время попытка собрать антироссийский
ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) почти с тем же
составом участников закончилась полным фиаско. Но тот союз был, по сути,
спонтанным, и организовал его Запад, а не сами страны-учредители. И в этом его
принципиальное отличие от нового альянса, фундамент которого – экономическая
выгода. Лев Вершинин, политолог: – Мне очень импонирует Александр Лукашенко.
Он, как мне представляется, настоящий государственный лидер, хозяин, радеющий в
первую очередь о своём народе. Его отношения с Петром Порошенко – партнёрские,
без дураков. Они не старший и младший братья – у них всё на равных. А ещё в
2014 году Лукашенко как минимум дважды спас украинского президента, личным
участием предотвратив расширение «русской весны». Эти двое, как говорил герой
фильма «ДМБ», могут безбоязненно друг к дружке в бане задом поворачиваться. И
заметьте: никто ведь не говорит о политическом союзе, речь идёт пока только об
экономическом альянсе Минска и Киева с возможным расширением списка участников
по примеру того, что был у стран «Общего рынка». Антироссийская направленность?
Помилуйте, её нет и в помине. А вот почему не позвали Москву, я легко объясню:
потому, что Москва пока не готова к равноправной – это ключевое определение! –
интеграции. Она ведь у нас всегда старшая, а не равная. По этой же причине не
срослось и у Союзного государства: российский бизнес готов был схарчить
белорусские активы, хапнуть, но не готов был совместно использовать эти активы.
И уж тем паче делиться своими. Так что вокруг Москвы новый союз построить пока
невозможно. А вот вокруг Минска и Киева – вполне. И мне совершенно понятен
интерес Астаны и Баку к этому проекту. Там – равноправное партнёрство, которого
Россия никогда никому не предлагает.
Руслан Горевой Газета «Наша версия» №29 от 31.07.2017
Опубликовано: 31.07.2017 01:54 Отредактировано: 01.08.2017 13:10
Источник: https://versia.ru/byvshie-sovetskie-respubliki-obedinyayutsya-v-soyuz-no-rossiyu-k-sebe-ne-zovut
|