Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта



Наш опрос

Считаете ли Вы престижной службу в армии РФ в данный момент?
Всего ответов: 31


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Политика и военное право » В стране

Немного из истории Российского государства: 4 ноября.
Что происходило в Москве 4 ноября 1612 года?
Сегодня мы в седьмой раз отмечаем День народного единства, установленный 29 декабря 2004 года поправкой к Федеральному закону от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Но почему именно 4-го?

Ответ на этот сакраментальный вопрос должна была бы дать пояснительная записка к законопроекту, которая проникла в СМИ...

«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

В прежнем тексте была иная формула Дня воинской славы, посвященного этому событию: «7 ноября — День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)». Поскольку мы обязаны верить депутатам Государственной Думы, получается, что Москву в течение четырех суток Минин с Пожарским освобождали дважды. Надо полагать, 7 ноября освобождение было произведено дополнительно. В современной военной терминологии это называется «зачистка»…

Ноябрьская круговерть
Но если заглянуть, например, в «Повествование об избрании на Царский престол Михаила Феодоровича», которое было опубликовано в 1850 году в издании «Дворцовые Разряды. 1612–1628. Том 1»? Тогда прочитаем буквально в первых строках: Лета 7121 году (1612–13, так как летоисчисление велось с 1 сентября. — Г.Р.), по милости всемогущего в Троице прославляемого Бога и Пречистыя Его Богоматери, и великих чудотворцов Петра и Алексея и Ионы и всех святых молитвами; службою, и промыслом и раденьем ко всей земли боярина и воеводы князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого да стольника и воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского и всех ратных людей, которые за православную христианскую веру, и за чудотворный образ Пречистыя Богородицы Владимирской и за многоцелебные мощи Московских чудотворцов стояли под Москвою крепко и неподвижно, и своим мужеством и храбростью царствующий град Москву, от Польского и от Литовского короля и от Польских и от Литовских людей, от плена и рабства очистили и учинили свободно, Ноября в 27 день. Вот и третья дата освобождения — 27 ноября.

Возможно, имела место опечатка. Ведь известно, что 26 октября поляки, блокированные в Московском Кремле (вместе с русским правительством, так называемой семибоярщиной, и вместе с будущим царем Михаилом Федоровичем), подписали капитуляцию. А 27-го покинули Кремль, разоружившись. Ноябрь и октябрь могли перепутать при типографском наборе. Мог ошибиться переписчик. Или нет?

Обратимся к изданной в 1907 году российским историком Сергеем Белокуровым книге «Разрядные записи за Смутное время» (7113–7121/1604–1613). Читаем: В 7121 году бояре и воеводы и служивые люди Китай-город взяли приступом, а в Кремле-городе Литовские люди сдались в ноябре. И Божьей милостью Московское государство от Польских и от Литовских людей очистили. Опять ноябрь! Между тем автор отмечает, что текст набирался «по рукописи библиотеки Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел № 98/129». Нет оснований считать, что в архиве российского МИДа хранили беллетристику.

Да и Сергей Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» пишет: «22 октября козаки пошли на приступ и взяли Китай-город. В Кремле поляки держались еще месяц». То есть получается, что в «Повествовании об избрании на Царский престол Михаила Феодоровича» ошибки нет!

Трудно сказать что-то определенное, поскольку Соловьев не указывает, из какого источника он взял, что «поляки держались еще месяц». Может быть, из того же самого «Повествования», в котором автор, говоря об избавлении от поляков, имел в виду битвы с войском короля Сигизмунда, который спешил на помощь осажденному в Кремле гарнизону и в ноябре осадил Волок (98 км от Москвы), предприняв за несколько недель три штурма. В декабре отступил.

Новый летописец подробно об этом рассказывает, правда, не называя даты: Из Вязьмы послал король под Москву Жолкевского молодого да князя Даниила Мезецкого... Они пришли внезапно под Москву. Люди же все начальники были в великом ужасе и положили упование на Бога. И вышли против них, и начали с ними биться, и взяли тут в бою смолянина Ивана Философова в плен (поляки. — Г.Р.), и начали его расспрашивать: «Хотят ли взять королевича на царство, и Москва ныне людна ли, и запасы в ней есть ли?». Ему же дал Бог слово, что отвечать, и сказал им: «Москва людна и хлебна, и на том все обещались, что всем помереть за православную веру, а королевича на царство не брать»…

Услышал то король, что московские люди все на том встали, чтобы не брать сына его королевича на Московское государство, и повелел приступать сильными приступами к Волоку. На Волоке же в ту пору был воевода Иван Карамышев да Степан Чемесов, от них же толку мало было во граде. Бой же вели атаманы: Нелюб Марков да Иван Епанчин бились на приступах, едва за руки не берясь, и на трех приступах перебили великое множество литовских и немецких людей. Король же, видя мужество и крепкое стояние московских людей, срам свой и побитие литовских и немецких людей, пошел наспех из Московского государства.

День святого Аверкия
Кажется, с одним вопросом разобрались. До ноября в Кремле поляки не сидели. Идем дальше. 22 октября Трубецкой штурмует Китай-город. Новый летописец, составленный в 1630 году по приказу патриарха Филарета, сообщает точную дату взятия Китай-города: Литовским людям начало в городе (в Кремле. — Г.Р.) быть утеснение великое: никуда их не выпускали. Голод же у них был великий, выпускали из города всяких людей. По милости же Всещедрого Бога в день на память Аверкия Великого (пришелся на 22 октября. Естественно, здесь и далее, если нет особых пометок, датировка дается по старому стилю. — Г.Р.) пошли ратные люди приступом, Китай-город взяли и многих литовских людей перебили. Вот он — День единства!

Но читаем у Николая Костомарова в «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» в главе 30 «Козьма Захарыч Минин-Сухорук и князь Димитрий Михайлович Пожарский»: «22 октября Трубецкой ударил на Китай-город; голодные поляки были не в состоянии защищать его, покинули и ушли в Кремль… 24 октября поляки отворили кремлевские ворота, выходящие на Неглинную (ныне Троицкие); прежде всего выпустили русских людей, бояр, дворян, купцов, сидевших в осаде… Выпущенные русские стояли на мосту, ожидая, что из-за них начнется бой. Вид их возбуждал сострадание... Пожарский и Минин проводили русских в свой земский стан. 25 октября все кремлевские ворота стояли уже настежь отворенными; русские войска входили в Кремль, предшествуемые крестным ходом, впереди которого шел архимандрит Дионисий».

Однако Костомаров, если подходить строго, — сперва литератор, а уже потом историк. Он мог и приукрасить. Давайте заглянем в «Курс русской истории» Василия Ключевского: «В октябре 1612 г. казаки взяли приступом Китай-город. Но земское ополчение не решилось штурмовать Кремль; сидевшая там горсть поляков сдалась сама, доведенная голодом до людоедства» (лекция 43). То есть никакого единства. Казаки Трубецкого штурмуют Китай-город, ополчение наблюдает со стороны. Ключевский беспристрастен: «В рати кн. Пожарского числилось больше сорока начальных людей, все с родовитыми служилыми именами, но только два человека сделали крупные дела, да и те были не служилые люди: это монах А. Палицын и мясной торговец К. Минин. Первый по просьбе кн. Пожарского в решительную минуту уговорил казаков поддержать дворян, а второй выпросил у кн. Пожарского 3–4 роты и с ними сделал удачное нападение на малочисленный отряд гетмана Хоткевича, уже подбиравшегося к Кремлю со съестными припасами для голодавших там соотчичей. Смелый натиск Минина приободрил дворян-ополченцев, которые вынудили гетмана к отступлению, уже подготовленному казаками». Таким образом, примером единства 22 октября не является. Да и в переводе на новый стиль это не 4 ноября!

Всё врут календари?
Если следовать логике цитированной в начале статьи пояснительной записки к поправке в закон № 32-ФЗ, 4 ноября по новому стилю, когда казаки взяли Китай-город. По старому стилю — 22-го. Но получается очевидная нестыковка.

«В момент проведения календарной реформы 1582 года между датами в юлианском и григорианском календарях возникло расхождение в 10 дней. Но со временем оно постоянно увеличивалось и теперь составляет уже 13 дней. Поскольку 1600 год (номер его делится на 400) в григорианском календаре — как и в юлианском — оставался високосным, то поправка на стиль в XVII веке сравнительно с веком XVI не изменилась и осталась равной 10 дням. При переходе в последующие столетия она регулярно увеличивалась вследствие того, что годы 1700, 1800 и 1900 в новой системе летосчисления, в отличие от юлианума, были не високосными, а простыми, они не имели добавочного дня — 29 февраля. Ближайший к нам вековой год — 2000-й — будет високосным. Поэтому в XXI веке сохранится прежняя поправка — 13 дней». Это из книги астронома Ивана Климишина «Календарь и хронология» (1981).

И получается, что праздновать нам День народного единства следует 1 ноября, если ориентироваться на взятие Китай-города. Но ведь это в принципе неправильно. Кремль-то оставался в руках поляков. И Правительство России (пусть формальное, но — вместе с будущим царем) находилось в Кремле. Не в плену! Само туда вошло, под защиту поляков. Может быть, главную цитадель России освободили 4 ноября? Тогда по старому стилю это 25 октября.

Костомаров так и говорит. Но только он. Больше никто. Академические источники утверждают (и спорить глупо), что полковник Струсь подписал капитуляцию 26 октября, а 27-го начал вывод своих бойцов из Кремля. Хотя Руслан Скрынников не согласен с этим. «26 октября 1612 года наемники выслали из Кремля бояр и прочее русское население… На другой день утром земские воеводы приняли капитуляцию от вражеского гарнизона», — пишет он в книге «Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени» (1981). Но это маловажные детали. Нам-то нужно, чтобы это случилось 25-го! Не случилось.

Итак, что объективно следует считать Днем воинской славы, а стало быть, и Днем народного единства — 22 октября, 26-е (капитуляция) или 27-е, когда поляки формально разоружились? Выбор уже сделан. Но ни один из этих знаменательных дней не пересчитывается в 4 ноября…

Категория: В стране | Добавил: Volkodav (04.11.2011)
Просмотров: 1110 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Армия Государства Российского © 2011-2023