Окончательная версия текущего экономического прогноза
Минэкономики («Основные параметры прогноза социально-экономического
развития РФ на 2016–2018 годы») внесена в правительство и будет в
ближайшее время рассмотрена для целей дальнейшего планирования бюджета
на 2016 год. Документ есть в распоряжении "Ъ”, главное его отличие от
версии от 19 августа (см. "Ъ” от 26 августа) — измененные базовые
сценарные условия. В базовой версии в августе цена на нефть, учитываемая
в прогнозе, росла с $52 за баррель в 2015 году до $55 в 2016 году и $60
в 2017 году. В финальной базовой версии (если у расчетов команды
Алексея Улюкаева и есть небазовые сценарии, то они в документе не
упоминаются) цена нефти в 2015–2016 годах зафиксирована на уровне $50 за
баррель и растет до $55 в 2017 году и $60 в 2018 году. Исходя из этого,
«нефтяной шок» августа 2015 года Минэкономики предлагает считать не
закончившимся — нефть в IV квартале 2015 года в нем учитывается по цене
$38,7 за баррель, то есть существенно ниже, чем цены, наблюдаемые
сейчас. Исходя из этого, в частности, ведомство верит в курс доллара в
70 руб./$ до конца нового года (см. график) с последующим вялым
«отскоком».
Напомним, прогнозы Минэкономики уже много лет хронически
более оптимистичны, чем последующие сводки Росстата, по большинству
параметров — по крайней мере, если сравнивать их с более консервативными
прогнозами Банка России. Тем не менее последняя версия документа,
отличающаяся от версии 19 августа непринципиально, по крайней мере по
прогнозным цифрам 2015 года крайне близка к текущим оценкам
негосударственных аналитиков по инфляции, инвестициям, динамике ВВП,
промросту и показателям платежного баланса: в сущности, пока это самый
реалистичный экономический прогноз в той мере, в которой это может себе
позволить госведомство. Минэкономики, видимо, более не считает
достижимым таргет ЦБ по инфляции в 2018 году (в 2016 году среднегодовая
инфляция, по этим расчетам, составит 7,7%, на конец года — 7%, на конец
2018 года — 5,5%). Реальный эффективный курс рубля в 2016 году не
изменится (в 2015 году он ослабнет в итоге на 18,2%). Инвестиции в
основной капитал после обвала 2015 года на 10,8% снизятся в 2016 году
еще на 1,5%. Реальные доходы населения вырастут на символические 0,1%
(то есть не вырастут), оборот розницы увеличится на 0,7% (в августовской
версии — на 1,9%), промпроизводство — на 0,6% (ранее — 1,1%).
К достоинствам прогноза стоит отнести и трезвую оценку
оттока по капитальному счету: в 2015 году он оценивается в $93 млрд, в
2016 году — в $80 млрд против $70 млрд в предыдущей версии. Наконец, ВВП
России, положительный вклад в который продолжает вносить экспорт,
вырастет в 2016 году на 0,9% — ранее рост прогнозировался на уровне
1,8%.
Очевидная базовая проблема расчетов Минэкономики — то, что
учет «заниженных» нефтяных цен в нем дан де-факто в отрыве от возможных
причин обвала мировых рынков. Минэкономики исходит из среднегодовых
темпов роста мировой экономики на уровне 3,5% в 2015–2018 годах. Схожие
прогнозы в июле 2015 года делали в МВФ и Всемирном банке. При этом рост в
КНР на уровне 6–6,5% ВВП в год до 2018 года в прогнозе учтен — однако
снижение нефти ниже $50 за баррель как раз обеспечивалось сомнениями
инвесторов в масштабах китайского снижения темпов роста. Напомним, в
начале сентября на встрече G20 управляющий директор МВФ Кристин Лагард
заявила, что риски замедления экономического роста, особенно для
развивающихся стран, заметно увеличились. В среду же аналитики Citigroup
объявили о том, что шансы рецессии в мировой экономике (снижения
мирового ВВП) в ближайшие два года составляют 55%. Старший экономист
банка Виллем Буйтер уточнил: главной причиной возможной рецессии может
стать сокращающийся спрос в развивающихся странах, в первую очередь в
Китае.
Прогноз Минэкономики пытается оценить это через понижение
прогнозных нефтяных цен — но речь может идти о сокращении спроса на все
экспортные товары РФ, в том числе нефтепродукты и металлы.
Вторая проблема прогноза — это предполагаемая Минэкономики
модель восстановительного роста. Согласно пояснительной записке к
документу, в условиях сокращения частных инвестиций и «оптимизации»
инвестпрограмм электросетевых компаний и «Газпрома» (с целью снижения
уровня инфляции), инвестспрос будет расти (правда, с 2017 года) на
госзаказе, что поддержит машиностроение. Положительное же влияние на
строительный сектор до 2018 года (в котором прогнозы подозрительно
оптимистичны) будут оказывать неописанные «намеченные масштабные
инфраструктурные проекты», а это должно подтолкнуть в экономике РФ
обработку. Одним из основных факторов восстановления промышленности в
министерстве видят производство товаров потребительского спроса, прежде
всего продовольствия, одежды и обуви. В реальности же последние курсовые
шоки приводили лишь к всплеску потребления импортных товаров (см. "Ъ”
от 31 августа). Но в документе министерства отмечается, что
предполагаемые скромные темпы роста физического импорта (3,9% в среднем
за 2016–2018 годы) будут объяснять «ослабление курса рубля и динамика
внутреннего спроса». По сути, с 2017 года, как предполагается, экономика
будет расти по старой схеме — основным фактором экономического роста
наряду с государственным спросом и мегапроектами станет опережающий
производительность труда рост зарплат в частном секторе. Они, впрочем, и
в 2018 году не достигнут уровня 2014 года.
Заметим, что гипотеза о том, что граждане переключатся на
отечественные потребительские товары, во многом объясняет и
предположение о резком увеличении профицита сокращающегося счета текущих
операций платежного баланса с $60 млрд в 2016 году до $81 млрд в 2018
году. Разумеется, сложно упрекать Минэкономики в том, что оно верит в
разрабатываемые правительством программы импортозамещения. Тем не менее
для целей прогноза предполагать быстрый успех странно — а без этого
эффекта прогноз Минэкономики был бы осторожнее.
На 2017–2018 годах цифры, прогнозируемые Минэкономики, в
среднем немного хуже, чем в августовской версии, особенно к выборному
2018 году. Впрочем, это при отказе от трехлетнего бюджета в пользу
однолетнего почти не имеет значения. Отметим, в прогноз уже внесена
индексация пенсий раз в год по уровню прогнозной, а не фактической
инфляции — тем не менее явно предвыборный рост зарплат в нем есть.
Наконец, важное допущение прогноза — то, что динамика ВВП РФ
сейчас уже является положительной: «в июле достигнута точка перегиба,
ВВП показал рост на 0,1%», пишется в документе. Между тем ненадежность
помесячной оценки ВВП с очисткой от сезонности более или менее
общеизвестна, тогда как реакция предпринимательской среды на события
августа 2015 года — пока нет. Последняя оценка годовой динамики ВВП в
2015 году из Минэкономики — спад в 3,6%, предполагается, что «дно» уже
пройдено. С немалой вероятностью выход из рецессии даже при стабилизации
роста в Китае, стабильных нефтяных ценах и отказе граждан от импорта
начнется только в 2016 году: еще несколько месяцев падения ВВП и
продолжение спада инвестиций в уже достигнутых темпах могут сделать
прогноз Минэкономики слишком хорошим, чтобы быть правдой.