Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: lordsvarog, sly_fox, maket, Serge  
Военный форум » Военно-исторический форум » Военная история » Магия и харизма военной музыки
Магия и харизма военной музыки
lordsvarog
Дата: Среда, 20.06.2012, 16:50 | Сообщение # 1                                                                                                                                      
Подполковник
Группа: Модератор
Сообщений: 100
Статус: Offline

   


 Война это комплекс факторов, случайностей, науки, геополитики, психологии, логистики, героизма, техники, предательства, пропаганды, времени, профессионализма и много чего еще…


   Но главное в войне это простой Солдат, а у Солдата далеко не последнее место занимает Боевой дух. Вы уважаемые читатели, наверняка если не в жизни так в кино видели марширующих и поющих солдат. И сами если служили в Армии, тоже наверняка в этом участвовали. И согласитесь, что то в этом есть. И я уверен, что военная музыка играла в прошлых войнах далеко не последнюю роль. Для одной из своих лекций, я готовил обзор по военной музыке Первой и Второй Мировых войн и сделал интересный вывод…


Заранее прошу уважаемых критиков, уже выстроившихся в очередь, клацающую затворами, звенящую пыточными инструментами и щелкающую Прокрустовым ложем. Все что я далее напишу, это ИМХО мое частное мнение, которое не претендуют на место Истины первой инстанции (и даже второй). Это просто часть лекции по военной истории.


     Итак начинаем… Как только появилась регулярная армия, появилась военная музыка. Изначально это были барабаны отбивающие ритм и рожки и трубы подающие звуковые сигналы, потом появились военные оркестры, военные композиторы и военные поэты. Последним двум было сложнее, ибо вдохновение по приказу, это сложная вещь.


  Вспоминается история создания знаменитого Марша Буденовцев. В Реввоенсовете композитору Дмитрию Покрассу и поэту А. д’Актилю (в девичестве Анатолию Френкелю) приказали написать данное произведение. Мэтры сказали что на все про все нужно около месяца, на что им строго заявили: -«Вы читали постановление ЦК о борьбе с Врангелем? Так выполняйте. Срок исполнения три дня!» - И ведь что характерно успели.




  Но вернемся так сказать к истокам. Первое подобное произведение несущее в себе мощнейшую энергетику, это безусловно бессмертное творение «Гения одной ночи» военного инженера из Марселя, Клода Жозефа Роже де Лиля. Изначально эта песня называлась «Военный марш Рейнской армии». Марш был написан вечером 25 апреля 1792 года, спустя несколько дней после объявления революционной Францией войны Австрии, а 24 ноября 1793 года Конвент выбирает Марсельезу в качестве государственного гимна Франции. Песня заставляла бурлить кровь в жилах у всех «честных граждан» и слова там были далеко не такие мирные как в нынешнем политкорректном варианте, впрочем посудите сами…


  Вперёд, Отчизны сыны вы,


Час славы вашей настал!


Против нас вновь тирания


Водрузила кровавый штандарт.


Слышишь ты в наших полях


Зло воет вражий солдат?


Он идёт чтоб сын твой и брат


На твоих был растерзан глазах!


Припев


К оружию, друзья


Вставайте все в строй,


Пора, пора! Крови гнилой


Омыть наши поля


  Жизнеутверждающий текст, не правда ли? Но это была песня победителей, уверенных в своей победе еще до начала боя. Революционные войска, защищающие свою Родину итак были обречены на победу, но марсельеза добавляла перца в кровь. Сравните казенный Австро-Прусский марш с блистательной Марсельезой, ведь сразу ясно кто тут победит.








 


Французы верили Марсельезе и разгромили интервентов, но когда Наполеон превратил революционные песни в императорские, порвалась идеологическая связь боевого духа и целей декларируемых в песне и все кончилось Святой Еленой.


 


  И вот началась Первая Мировая война. Правых сторон там не было вообще. Уродами были все тогдашние правители. А что касается военной музыки тех лет…


  Союз Центральных держав, вступил в войну с маршами прошлого века, а у Антанты самой модной музыкой, был полумарш, пролуфокстрот - It's A Long Way To Tipperary. Бодренький мотвчик, не очень то вроде и серьезный, но солдаты его любили, ведь там пелось про то как они после победы вернуться домой, а значит победа неизбежна. А угрюмые немцкие марши, типа анне колонна марширен, цвайне колонна марширен на этом фоне выглядили серо.







 


 


      А на обломках Российской империи закипел кровавый круговорот Гражданской войны, унесший 15 миллионов жизней. Нет у Белых было немало годных песен, но своим отречением Никки Секонд, украл у них идеологию.


  Очень неплохая в энергетическом и пассионарном смысле «Песнь о Вещем Олеге» била мимо.


За какого Царя? Он отрекся и его родственники тоже отреклись.


За какое Отечество? Ему наплевать и на Белых и на Монархию, в народе у Красных больше сторонников.





  Кстати, случалось что популярные на фронтах Гражданской песни, были и у Белых и у Красных, одни и те же, только с корректированным идеологически текстом. Яркий пример это"Белая акация" превратившаяся в "Смело мы в бой пойдём за власть Советов..." или "Песня партизан-шкуровцев", превратившаяся в «Полюшко – поле»/


 Нет, в крахе Белого движения сыграло много факторов. Тут и бездарность Деникина, и грызня генералов между собой, и предательство Союзников, и высочайший организационный талант Троцкого в купе с грамотной политической эквилибристикой Улянова-Ленина (Четырьмя первыми Декретами Советской власти, он выбил почву из под ног у всех политических конкурентов РКПб), но главное это то, что у Белых не было реальной идеологии, способной привлечь Народ. А Интернационал это была уже понятная и готовая программа. Большая часть красноармейцев, искренне верили его словам. Одна из немногих песен на Земле, под которые легко и радостно идти в атаку.


В июне 1871 в парижском подполье Эжен Потье написал «Интернационал», мощное произведение, энергетика которогоработает до сих пор.


А вклад Интернационала в Гражданскую войну безусловен.





В 1933 году в Германии пришел к власти Гитлер. С первых дней, Третий Рейх отводил всем видам пропаганды и тем более военной музыке, огромную роль. Нацистские военные марши впитали в себя и традиционную немецкую армейскую музыку и свои собственные новации, не обошлось и без заимствований кое чего из Западной и даже Советской музыкальной культуры. Вы удивились? Так это таки правда…


It's A Long Way To Tipperary, была любимой песней у подводников Деница, а нашу «Все выше и выше и выше», распевали штурмовики Рема,


со своими словами естественно, у них она называлась "Das Berliner Jungarbeierlied".


Но блок своих, чисто немецких маршей был у нацистов весьма солиден…





Марши из серии «Дойче зольдатен» абсолютно совпадали с тем что чувствовали немецкие солдаты, мстившие французам за позор Версаля, полякам за аннексию Данцига, а Европе, за то что она гнилая Европа. Типперери тут уже не катил, его забивал бодрый грохот барабанов нового Вермахта. Но тут наступил 1941 год, а это уже была другая война и немцы это почувствовали. И самой популярной музыкой у немецких фронтовиков стали не боевые марши, а грустная песня о девушке которую звали Лили Марлен, песня из проигранной Германией Первой Мировой войны. Гестапо пыталось запрещать эту песню, но было уже поздно. Ставшая американкой Марлен Дитрих, пела её радиопередачах ориентированных на Германию.


 


    И в 1945 году, фольксштурмисты не стесняясь пели свою версию популярного нацистского марша WENN DIE SOLDATEN –  "Вир альтер афефен ист вундерваффен" (Мы старые обезъяны и есть Чудо оружие)





 


А на Советской стороне величавым и торжественным многоголосьем зазвучали слова – ВСТАВАЙ СТРАНА ОГРОМНАЯ.


 Очнувшись от кошмара первых боев 1941 года, красноармейцы отчетливо понимали, что если не победить врага, то ни страны ни нации больше не будет. И песня «Священная война» стала и гимном и призывом к борьбе не на жизнь, а на смерть.


  24 июня 1941 г. одновременно в газетах «Известия» и «Красная Звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку, и уже 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.


   Однако, вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда фашисты захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.




 


 


 


И органично звучал тридцать лет спустя и старый марш времен освобождения русской армией Балкан от турецкого ига В. Агапкина, и наша армия снова туда пришла как освободительница. 





Эта чистая и мощная музыка, смела из эфирной сферы немецкие барабаны, цимбалы и валторны.




А потом была Победа. Наша Победа!


 









Р.С. И сейчас даже в зарубежных компьютерных играх звучат отголоски наших Имперских боевых маршей, маршей под которые русские штыки победно блестели в Берлине и Париже, у Великой Китайской стены, в Неаполе и в Риме,

Прикрепления:






 
Военный форум » Военно-исторический форум » Военная история » Магия и харизма военной музыки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Армия Государства Российского © 2011-2023