Когда Первого мая 1933 году эти стальные монстры появились на площади Урицкого в Ленинграде, и на Красной площади в Москве, (а позднее и в Киеве), они произвели неизгладимое впечатление и на публику и на военных атташе. Это был поистине символ Красной Империи Сталина. Бронированное чудовище, высотой три с половиной метра, похожее на могучий форт с пятью башнями, грозно ощетинившимися тремя пушками и семью пулемётами, с гарнизоном 11 человек и весом за пол сотни тонн. И на всех парадах он вызывал восхищение. Создан был этот танк для прорывов через укрепрайоны. Короче как там пелось в песне братьев Покрасс и Д Д’Актиля – Даёшь Варшаву, даешь Берлин (мне кстати один ветеран рассказывал, под рюмку чаю, что известная не совсем приличная песня «А по манежу конница идет и бронепоезд тащит за собою» сочинена именно про т-35).
Но успешно мог действовать этот чудо-танк, практически только при абсолютном отсутствии у противника противотанковой обороны и авиации. Броня была 20 мм., кроме пятидесятимиллиметровой полосы по верху лобовой части корпуса. Так что немецкие танковые пушки начиная с 2cm KwK, вполне справлялись с его защитой. Скорость у Т-35 была 30 км.ч. по шоссе, что по тем временам достаточно не плохо, но по целине не больше 14, а эта скорость со словом прорыв уже не ассоциируется. Плюс конструкторы из КБ АВО-5, М.П. Зигель, А.Б. Гаккель, постоянно докладывая руководству об «ударных темпах», упустили в спешке «золотую» формулу соотношения между длиной опорной поверхности гусениц и колеи (2,52, вместо допустимых 2х). Но курировавший проект помощник начальникаУММ РККА Г. Бокис (Расстрелян 12.06.1937 г.)торопил конструкторов и докладывал начальнику вооружений РККА М.Тухачевскому (Расстрелян 19.03.1938 г.), так же заинтересованному в этом проекте, о том что работы идут ударными темпами и срыва сроков не наблюдается. Сделали Т-35 разных модификаций 63 штуки.
На маневрах они надо сказать не очень себя проявили, ибо достали танкистов поломками (в первую очередь трансмиссии) и сложностями в эксплуатации, теснотой отсеков, отвратительным обзором и сложностями с посадкой и высадкой экипажа, но на парадах Т-35 блистали исправно и к каждому празднику их должно было дефилировать все больше, таковы были установки начальства. На эту тему в архивах сохранилось письмо начальника Автобронетанкового управления РККА ХалепскогоИ. А. (Расстрелян 29.07.1938 г.) директору ХПЗИ. Бондаренко, (Расстрелян в.1938 г.) который кстати считал танк Т-35 неудачным конструктивно:
«Сейчас приходится уже говорить не об одной машине. Перед Вами и мной стоит ответственная задача: дать к 7 ноября на парад не менее б машин, причем они должны быть вполне закончены для работы в армии. Теперь не может быть никаких оправданий. Мы с Вами отвечаем за это дело как члены партии. Нужно очень крепко взяться сейчас за выполнение этой задачи...»
Ну и доносы-докладные были соответственно, как например этот доклад начальника 2-го отдела Научно-технического управления УММ РККА Свиридов (тот самый что купил в Америке пакет проектной документации на танк Кристи)(Расстрелян 7.09.1938 г.), посетивший Харьков в апреле 1934 года:
«Директор ХПЗ т.Бондаренко не только не мобилизует вокруг Т-35 работников завода, но и при всех возможных случаях дискредитирует машину. На ХПЗ никто серьезно не хочет ею заниматься, за исключением КБ завода, которое действительно работает над тем, чтобы выпустить хорошую боевую машину».
И вообще с идеей этой машины не все до конца ясно. Часть историков говорит что наша группа инженеров в штатском, не интересовалась Британским дивайсом по имени А1Е1 "Индепендент", другие же специалисты доказывают что именно с оного была взята идея танка-прорыва Т-35. Но как говориться, поздно пить боржом… Началась война.
В приграничных сражениях Великой Отечественной в 1941 году реально принял участие десяток машин (все они были подбиты немцами), остальные 60 вышли из строя по техническим причинам и были брошены или взорваны), дваТ-35 в составе сводного батальонаВоенной академии механизации и моторизацииРККА им. Сталина,участвовал в Битве под Москвой, еще два были подсняты под Казанью для «документального» фильма «Разгром немцев под Москвой» и одна в 1945 году в Берлине, но уже на стороне Вермахта, в составе созданной в последний день рождения фюрера 20 апреля 1945 года, сводной панцер-штурмовой группы. В последние дни войны, в районе испытательного полигона у города Цоссен, Т-35 с немецкими крестами, был подбит танкистами РККА.