Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: sly_fox, maket, Serge  
Военный форум » Разное » Пьета. Скорбь матери над телом убитого сына. » «ОПАСНЫЕ «ПРОГУЛКИ» ПО КРЫШАМ» Костя Чайка
«ОПАСНЫЕ «ПРОГУЛКИ» ПО КРЫШАМ» Костя Чайка
Zvezda_nn
Дата: Вторник, 25.09.2012, 16:21 | Сообщение # 1                                                                                                                                      
Генералиссимус
Группа: Администратор
Сообщений: 3666
Статус: Offline

Тот день, 20 января 1988 года в г. Бийске Алтайского края выдался ветреным. Порывы ветра достигали скорости 20 метров в секунду, практически срывая крыши с домов. В тот день ученику связиста Косте Чайке было дан приказ починить воздушную связь, нарушенную ветром. Крыши обледенели, и ходить по ним было опасно, да еще при таком ветре. Но ведь солдата никто не спрашивает – есть приказ, выполняй.
Костя уже неделю работал на крышах один, каждый раз рискуя жизнью. Его старший заболел, лежал в лазарете. А связь нужно было чинить. Поэтому на крышу и посылали одного Костю.
Выйдя на крышу пятиэтажного дома, в котором жили семьи офицеров, Костя увидел, что после вчерашнего дождя вся крыша покрыта тонкой коркой льда. Даже шаг по ней грозил бедой. Разрыв провода был на самом краю. Работа уже была почти сделана, остался один только шаг. Но для Кости этот шаг стал последним, сапог поехал на ледяной корке и, полет на асфальт с пятого этажа был недолог, смертелен.
Костя Чайка родился в декабре 1968 года. Он рос очень активным и любознательным мальчиком. С детства его отличали неординарные способности. Учителя говорили, что Костя обязательно станет изобретателем или большим ученым. В школе он учился легко и с интересом, в дневнике у него были одни пятерки и немного четверок. Часто участвовал в олимпиадах школьных, районных , областных. Всегда занимал призовые места. После окончания школы легко поступил в автодорожный институт г. Омска. Еще учась в школе, получил права водителя. После окончания первого курса Костю призвали в армию. Его Отец , депутат райисполкома, был членом призывной комиссии в военном комиссариате. Родителям и в голову не могло прийти просить за сына отсрочку или оставить служить в городе, и вообще каких-либо льгот. Они считали, что каждый мальчик должен пройти военную службу.
На службу Костя попал в Алтайский край в г. Бийск в батальон связи. В начале был определен водителем автомашины связи, в декабре 1987 года Косте исполнилось 19 лет. В гости к нему на праздник приезжал отец, Станислав Степанович. Обстановка в части была нормальной. Командиры очень хвалили отцу Костю – правда, физически он был не очень развит, но зато голова – что надо. Все ребята в свободное время идут на стадион, а один Костя – в библиотеку. Руководство обратило внимание на способности молодого человека и с декабря перевело его в узел связи, линейным связистом.
Связь в этой части была воздушная. Необходим был человек, разбирающийся в схемах, чертежах. Кто, если не их Костя? Старый линейщик ложен был весной демобилизоваться. В декабре 1987 года Костю Чайку взяли стажером сроком на три месяца, без права самостоятельной работы. Костя рассказывал отцу, тогда, когда тот приезжал проведать сына на день рождения, что у них в части часто бывают несчастные случаи, солдаты срываются с крыши, так как на них нет ограждений. Работать на крышах разрешено только вдвоем – один стоит на страховке, держит второго, а другой, закрепленный, выполняет всю работу. Воинская часть Кости обслуживала военный городок, где жили офицеры с семьями.
Домой Костя писал не очень часто, после отъезда отца пришло всего два письма. Последнее – поздравление с новым, 1988 годом. А 20 января пришла домой телеграмма из воинской части с извещением, что Костя разбился. Приехав в Бийск, родители узнали, что в тот день прапорщик Ершов дал сыну приказ наладить связь в жилом доме. Судя по неотправленным письмам, которые родители обнаружили в тумбочке Кости, он работал один на крышах уже две недели, так как старший линейшик заболел. В этот день, 20 января, Костя вышел из чердачка на крышу, под порывом ветра не устоял, поскользнулся и упал в крыши пятиэтажного здания. Сразу разбился насмерть.
Следователь, проводивший расследование по факту гибели Кости, забрал у родителей его письма, как доказательство, что сын не был проинструктирован в журнале по технике безопасности и что его подпись там подделана уже после Костиной гибели. Лейтенант, начальник связи, рассказал родителям, что он предупреждал прапорщика Ершова, что Костя не имеет права один работать на крышах. Но он, лейтенант, служит первый год, а прапорщик - 10 лет. Вот и не внял его приказу. Родителям не дали возможности переговорить ни со старшим линейщиком и с ребятами, которые были с Костей в его последние дни жизни.
Тело Кости Чайки погрузили в самолет, дали двух сопровождающих, отцу выдали на руки свидетельство о смерти №33, которое, как оказалось позже, не имеет юридической силы. Оно ведь не было подписано даже врачом. Когда тело Кости привезли в Омск, и доставили в военкомат, сопровождающие растворились в пространстве, а у родителей на руках остался единственный документ - это пресловутое свидетельство №33. Свидетельства о смерти не было. Родителям из военкомата позвонили и сообщили, что хоронить Костю на основании этой «филькиной грамоты» нельзя. Омский военный комиссар дозвонился в Бийск и взял ответственность за захоронение на себя. Спасибо, что хоть в военкомате оказались порядочные люди, так как в свидетельстве о смерти было указано, что произошел несчастный случай, не связанный с производством, простая уличная травма. А в части родителям так хвалили их сына за ум, сообразительность, общительность, душевность, самостоятельность. А потом выкинули тело практически на помойку, без документов. Получалось, что Костя ни с того ни с сего гулял по крышам и почему-то сорвался. А воинская часть, вообще военная служба тут не причем. Морально родители были просто растоптаны. Сыночек всегда приносил им только радость и в школе и дома был очень ответственным, внимательным, заботливым. Всегда и всем помогал.
Свидетельство о смерти Кости Омский военкомат запрашивал дважды , родители тоже писали запросы. Свидетельство прислали только в мае. Когда родители еще были в части, следователь рассказал им, что возбуждено уголовное дело по поводу смерти их сына, забрал его письма и обещал, что о дальнейшем развитии событий им сообщат. Время шло, но никаких сведений не поступало. Было мучительно больно, что сына больше нет на свете, и что его оговорили, как будто не в армии он служил, а где-то гулял и почему-то упал. Началась долгая и мучительная переписка.
Результат всех расследований: Костя сам проявил инициативу, сам залез на крышу, грубо нарушил технику безопасности, в результате чего погиб. Оказывается, что Ершов предупреждал Костю, даже приказал ему возвращаться на узел связи. Однако сын указание не выполнил и, «желая самостоятельно устранить неисправность, влез на крышу дома, с которой упал». Еще оказалось, что с Костей неоднократно проводились инструктажи по технике безопасности, и никто задачи ему найти повреждения на линии не ставил, кроме того, устранить такое повреждение в одиночку, оказывается, было невозможно. В материалах расследования указан целый ряд свидетелей, которые полностью подтвердили этот бред. Ситуация, надо сказать, рядовая. Погибшего пацана уже не вернешь, а у прапорщика, небось, дети – мал мала меньше, не сажать же мужика? И не посадили. А свидетелей чего угодно в армии найти не проблема. Получил приказ – вот и свидетель.
Страшно, что прапорщик, хладнокровно пославший стажера, не имеющего права единоличной работы на крыши, в гололед и ураганный ветер, не понес за это никакой ответственности. Еже хуже, что крайним в этой истории оказался сам стажер.
Говорят, что в армии запланировано 3 процента потерь на несчастные случаи. Будто там не люди, а роботы.
В своем последнем, неотправленном письме, написанном за сутки до гибели, Костя писал: « извините, долго не мог написать, времени не боли. Приходится работать даже по выходным. Я сейчас один остался, старый линейщик лежит в лазарете. Так что работать трудно, линии пока еще не все знаю, а посоветоваться не с кем, вот и лазаю по крышам. Хорошо еще, что зима теплая. То дождь. То снег. Правда, после тепла снег подтаял, а потом замерз, на крышах сейчас все кабеля изо льда, приходится молотком выбивать. Ну, вот и все, писать больше не о чем. Вся жизнь теперь на крышах, новостей мало.» Вот уж действительно – вся жизнь… Из этого письма получается, что Костя работал на пределах человеческих возможностей, без выходных, все время испытывая чувство усталости. Может поэтому и не смог удержаться на крыше? Ведь физической подготовкой он не отличался, этот библиотечный парень?
Двадцать лет прошло с тех пор, как разбился Костя Чайка. С тех пор родилось и выросло целое поколение людей. Но среди них нет детей Кости и никогда не будет. Нет, и не будет удивительных открытий и изобретений, которые мог и обязательно сделал бы этот талантливый юноша. А в пространстве нашей страны растет и ширится еще одна демографическая воронка: нет детей Кости Чайки, не будет внуков, правнуков. По всей стране гуляют эти страшные воронки: от войны, от репрессий, от потерь в армии в мирное время. Из поколение в поколение пустеет наша земля.

Прикрепления:



тот, кто ищет, тот добьется!!!




 
Военный форум » Разное » Пьета. Скорбь матери над телом убитого сына. » «ОПАСНЫЕ «ПРОГУЛКИ» ПО КРЫШАМ» Костя Чайка
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Армия Государства Российского © 2011-2023