В этот день ровно 70 лет назад - в 1943-м году - советские войска прорвали блокаду Ленинграда в районе станций Мга и Сенявино. На северо-восточном фланге окружения. Это был частичный успех, но очень значимый и показательный для начала 43-го года, который с первого дня был отмечен наступлениями и победами на всех фронтах. В те дни общее внимание в первую очередь было приковано к Сталинграду, и операция "Искра", осуществляемая войсками Ленинградского и Волховского фронтов, поначалу пребывала в тени. Операция виделась рискованной, а успех неочевидным. Отчасти, потому, что советские войска не имели еще опыта преодоления глубокоэшелонированной обороны противника, а вокруг города на Неве немцы успели за полтора года обустроиться основательно. Действительно, противник привык отражать численно преобладавшие силы Красной армии относительно немногочисленными частями. Так в районе мгинско-сенявинского выступа трем нашим общевойсковым армиям противостояли два пехотных корпуса вермахта.
Любопытно, что накануне наступления маршал Ворошилов в качестве представителя Ставки побывавший на месте будущих боев, сообщил Сталину, что противник "по всем признаком не смекает о наших планах". В самом деле, на этом участке нашим полководцам удалось скрытно для немцев сосредоточить большие силы и получить более чем пятикратное превосходство в живой силе и технике. На острие атаки находилась восстановленная после трагического разгрома летом 42-го года 2-я ударная армия. Операция "Искра" началась 12-го ноября одновременными ударами изнутри и извне кольца. И через пять дней войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли уже всего несколько километров в районе Шлиссельбурга и селения Липки. Окончательно сопротивление немцев в этих районах было подавлено 18-го, после того как наши войска сумели отразить контратаки противника, пытавшегося вернуть статус-кво.
Однако, если подводить итог операции "Искра" с позиций окончательной победы, то ее успех был довольно скромен, ширина пробитого коридора в осажденный Ленинград была всего от восьми до 11 километров, которые, конечно, простреливались немцами насквозь. Несмотря на это, удалось в кратчайшие сроки построить железнодорожную колею Поляны-Шлисселшьбург, новый мост через Неву и шоссейную магистраль, по которым в город начало поступать все необходимое. Так, уже с середины февраля стало возможным увеличить нормы снабжения населения продуктами, они стали такими же, как и в других промышленных центрах страны. Естественно, прорыв блокады хотя бы и на одном участке имел огромное моральное значение. Во всяком случае, ни о каком штурме немцами Ленинграда уже речи не шло. Инициатива в боевых действиях на северо-западном направлении окончательно перешла к советским войскам. http://radiovesti.ru/articles/2013-01-18/fm/79243
|