Бывший министр обороны Анатолий Сердюков сегодня побывал на допросе. Экс-чиновник отказался от дачи показаний по громкому делу о многомиллиардных хищениях в «Оборонсервисе», сославшись на 51 статью Конституции РФ. Она дает право не свидетельствовать против себя или близких родственников. Об этом сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
«Право каждого гражданина избрать свою линию в уголовном деле. Сердюков избрал такой путь, — говорится в заявлении на сайте СКР. — Он, безусловно, законен, но у следствия вызывает по меньшей мере недоумение. Ведь совсем недавно бывшее руководство Минобороны обещало всячески содействовать следствию в выяснении всех обстоятельств преступной деятельности и установлении круга чиновников и предпринимателей, причастных к хищениям собственности Министерства обороны. В данной ситуации позиция бывшего министра обороны следствием может быть расценена как его стремление воспрепятствовать расследованию».
Заявление СКР в интервью BFM.ru адвокат экс-министра Генрих Падва назвал «совершенно необоснованным». «Во-первых, потому, что он полностью не отказался от дачи показаний, а дал показания, только в ограниченном объеме в том, в каком посчитал нужным, представив свои показания следователям в письменном виде, — сказал BFM.ru защитник. — До этого он в течение двух с половиной часов давал еще подробнейшие и исчерпывающие объяснения, ответив абсолютно на все вопросы следствия на нескольких листах».
Адвокат отметил, что право, которое предоставлено Конституцией, нельзя расценивать как попытку избежать ответственности или воспрепятствовать расследованию. По словам Падвы, следователи не стали информировать Сердюкова о том, намерены ли они вызвать экс-министра на допрос в следующий раз.
У следователей Сердюков находился около трех часов. До обвинений дело не дошло. Главное военное следственное управление Следственного комитета России (ГВСУ СКР) Сердюков покинул в статусе свидетеля. Однако, как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, ситуация может измениться.
Кстати, свидетельский статус теперь помешает экс-министру общаться с главной фигуранткой дела, находящейся под домашним арестом Евгенией Васильевой, которую называют «фавориткой» экс-министра.
В ГВСУ Анатолий Сердюков приехал уже во второй раз. 28 декабря он пробыл там около часа, но отказался отвечать на вопросы следователей по причине болезни его адвоката Генриха Падвы. В результате допрос был отложен. Сегодня 81-летний защитник сопровождал своего клиента.
Сердюков прибыл на допрос около десяти утра. Тонированный Mercedes экс-министра без остановок проехал во двор следственного управления и покинул его около часа дня. Через четверть часа машина вернулась обратно, но потом опять уехала. На сей раз окончательно. Как и в первый раз, выходить к прессе ни до, ни после допроса Сердюков не стал.
Кого привлекли и за что
Вопросы следователей касались возбужденного 10 октября 2012 года уголовного дела в отношении должностных лиц департамента имущественных отношений Минобороны России, а также лиц, выполнявших управленческие функции в дочерних и зависимых обществах ОАО «Оборонсервис» и сторонних коммерческих предприятиях. Его завели по признакам преступлений, предусмотренных статьями 285, 201 и 159 УК РФ («злоупотребление должностными полномочиями», «злоупотребление полномочиями, лицом, выполняющим управляющие функции в коммерческой организации» и «мошенничество»).
Осенью под стражей оказались несколько фигурантов: бывший руководитель «Центра правовой поддержки «Эксперт» Екатерина Сметанова и ее муж, бывший гендиректор «Окружного материального склада Московского округа ВВС» Максим Закутайло. Еще одна обвиняемая экс-руководитель департамента имущественных отношений Минобороны России, бывшая однокурсница Сметановой Евгения Васильева была помещена судом под домашний арест в 13-комнатной квартире, которая располагается прямо под жилищем Анатолия Сердюкова в Молочном переулке. Всем фигурантам дела инкриминировали статью «мошенничество» (ст. 159 УК).
По данным следствия, должностные лица Минобороны России выбирали из имущественного комплекса компании «Оборонсервис» наиболее ликвидные и престижные объекты недвижимости, земельные участки и акции. Затем в недвижимость вкладывались огромные бюджетные средства, после чего имущество продавалось по заниженным ценам аффилированным с компанией «Оборонсервис» коммерческим структурам. Военные же чиновники получали разницу в виде «откатов». Речь, в частности, идет о продаже комплекса зданий 31-го Государственного проектного института спецстроительства, сделках со зданием и землей гостиницы «Союз» на Университетском проспекте, особняка бывшего магазина «Военная книга» на Арбате, коттеджного поселка земли в поселке Пересыпь Краснодарского края и других эпизодах.
Предварительный ущерб от сделок с недвижимостью следствие оценивает в почти 4 млрд рублей. И, если в конце октября ГВСУ говорило о пяти уголовных делах «Оборонсервиса», то к концу года официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что «в одно производство объединены уже 10 уголовных дел» и сыщики, наконец, очертили «круг вопросов по обстоятельствам совершенных в ведомстве преступлений», которые бы они хотели задать Сердюкову.
О возможности допроса бывшего министра говорили со дня его отставки, 6 ноября. Событию предшествовал скандал с возбуждением уголовных дел «Оборонсервиса». Но основания для допроса Сердюкова появились после того, как его имя стало упоминаться в показаниях заключивших сделку со следствием Екатерины Сметановой и начальника юридической службы «МИРА» (структура, созданная на месте центра «Эксперт») Дмитрия Митяева. Последний находится под стражей в качестве обвиняемого по делу, которое формальной расследуется отдельно СКР. По версии следствия, за 3 млн рублей он обещал бизнесмену победу в аукционе по продаже здания в подмосковном Щелкове. Деньги должны были пойти на взятки военным чиновникам.
По неофициальным данным, Сметанова и Митяев якобы заявили, что именно Сердюков давал прямые указания на проведение сомнительных сделок по заниженным ценам. Впрочем, третья фигурантка Екатерина Васильева, в ходе обыска у которой сыщики изъяли 1,5 тысяч ювелирных изделий, а также раритетные картины таких художников как Айвазовский Васнецов и Шишкин, не дает показаний против своего бывшего шефа. Свою вину в аферах она отрицает. Теперь, после того, как Сердюков приобрел статус свидетеля, она не сможет с ним увидится. По решению кассационной коллегии Мосгорсуда, которая 12 декабря подкорректировала условия ее домашнего ареста, Сметановой запрещено контактировать с лицами, проходящими по уголовному делу в качестве подозреваемых, обвиняемых или свидетелей.
«Фаворитку» Сердюкова не спрашивали о шефе
Адвокат Евгении Васильевой — Александр Гофштейн рассказал BFM.ru, что сейчас в деле его клиентки затишье, следственные действия с ней не проводятся, а позиция самой обвиняемой остается неизменной: «Она не признает себя виновной, поскольку никаких преступлений она не совершала». Что же касается Анатолия Сердюкова, то, как заверил адвокат, никаких вопросов относительно его причастности сделкам по продаже военного имущества Васильевой пока не задавали.
«Я глубоко убежден, что оснований для привлечения бывшего министра обороны к уголовной ответственности не имеется, ⎯ сказал Гофштейн,⎯ поскольку известные мне материалы дела свидетельствуют об абсолютной законности сделок, которые находятся в поле зрения следствия». Защитник не стал комментировать показания Екатерины Сметановой и Дмитрия Митяева относительно роли Анатолия Сердюкова. «Я не видел ни их соглашения со следствием, ни показаний этих лиц. Жизнь показывает, что на предварительном следствии от людей, которые находятся в полной зависимости от следователей реальной или мнимой часто исходит оговор и самооговор. Это поведение не имеет ничего общего с реальной действительностью», ⎯ сказал он.
Впрочем, другие юристы полагают, что дело вовсе не в отсутствии доказательств. Так, бывший следователь, полковник МВД в отставке, а ныне адвокат Евгений Черноусов уверен, что «даже если будут прямые показания на Сердюкова, то его едва ли привлекут к уголовной ответственности». «Эти показания поставят под сомнение с формулировкой о том, что если он и подписывал какие-то документы, то его подчиненные ввели его в заблуждение, ⎯ уверен юрист. ⎯ За время советской России и уже после распада СССР я не помню ни одного случая, чтобы министр-силовик оказался на скамье подсудимых».
Между тем сегодня стало известно, что ГВСУ возбудило еще два уголовных дела, касающихся хищения имущества Минобороны. По данным официального представителя СКР Владимира Маркина, их фигурантами могут стать участники одного из дел «Оборонсервиса» гендиректор ОАО «Славянка» Александр Елькин, его помощница, бухгалтер компании «Безопасность и связь» Юлия Ротанова и гендиректор этой фирмы Андрей Луганский. Они были арестованы в ноябре 2012 года по обвинению в хищении почти 53 млн рублей, выделенных на содержание и обслуживание зданий. Теперь все три дела объединены в одно производство. «По этому уголовному делу предварительный ущерб государству составляет более 400 миллионов рублей», ⎯ сказал Марин. Он не исключает, что в ходе следствия появятся и другие эпизоды в настоящее время проводится ряд доследственных проверок.