Власти забыли о роли военно-патриотического воспитания при модернизации Вооруженных сил
Российское общество всерьез озабочено состоянием морального духа людей в погонах. Об этом шел серьезный разговор на прошедшем на днях в Общественной палате РФ форуме «Духовно-нравственная составляющая военного строительства России. Современность и перспективы». Представители власти, Минобороны и других силовых ведомств, эксперты пришли к выводу: необходимо усилить работу по героико-патриотическому воспитанию молодежи. Этот аспект сейчас забыт именно теми структурами, которые отвечают за эффективность работы с личным составом армии и флота. Не удивительно, что авторитет военной службы падает.
По данным Минобороны, осенью 2011 года почти 200 тыс. юношей уклонились от получения повесток в военкомат (в 2010 году – 160 тыс.). Это почти в полтора раза больше численности призывников, которые минувшей осенью были направлены в войска. Судя по всему, и в нынешнем году тенденция повторится. Полностью контрактная армия не создана, а призывники, увы, разбегаются.
Парадокс нынешних военных реформ в том, что в ситуации, когда срок службы по призыву уменьшен до года и проходит так называемая гуманизация службы, количество неуставных взаимоотношений среди военнослужащих остается по-прежнему высоким. Острой проблемой остаются самоубийства. Численность офицеров сокращена почти в два раза, а доля преступлений, связанных с рукоприкладством с их стороны, по данным Главной военной прокуратуры, выросла. В 2010 году офицерами, в основном младшими, совершалось каждое третье такое правонарушение.
Значит, нужно менять вектор военной реформы от чисто меркантильного, построенного только на материальных стимулах, к усилению ее духовно-нравственной составляющей. Во многом рост дедовщины и рукоприкладства в армии связан с тем, что система обучения офицерских кадров работе с личным составом не отвечает современным требованиям. В процессе придания армии нового облика работа с личным составом была попросту выхолощена. Заниматься сейчас ею некому. Офицеры-воспитатели, то есть офицеры по работе с личным составом, ликвидированы как класс. Такого демонтажа системы, отвечающей в войсках за человеческий фактор, не знала история России даже после распада СССР, когда в армии были проведены деполитизация и департизация. В 2009–2011 годах численность офицеров-воспитателей была сокращена в армии более чем в шесть раз – с 12 тыс. до 1800 человек. Реформаторы уверены, что их заменят гражданские специалисты, духовенство, сержанты и полицейские. Это глубочайшее заблуждение. И этот вывод поддерживает военно-экспертное сообщество Общественной палаты, в том числе военачальники-фронтовики. И негативная статистика, характеризующая правопорядок в армии, это подтверждает.
Гражданские специалисты оторваны от понимания военного дела и психологии военного человека. Влияние духовенства важно, но тоже ограниченно. Полицейские в войсках будут выполнять карательные, надзирательные функции. Формировать высокие моральные и нравственные качества солдат могут только высокообразованные, преданные своему делу офицеры. Сержанты это сделать тоже когда-то, видимо, смогут. Но подготовка у них должна быть не ниже офицерской. Они должны быть интегрированы в хорошо налаженную систему работы с личным составом. Но такой системы нет, она развалена, а сейчас Минобороны добивает ее последние очаги – гарнизонные Дома офицеров и другие учреждения культуры. Сокращаются армейские газеты, телерадиостанции и т.п. Конечно, должен сыграть свою положительную роль телерадиоканал «Звезда», в который военное ведомство вкладывает немалые деньги. Но он еще далек от совершенства. А многие воинские части на территории РФ принимать этот канал в силу технических причин вообще не могут.
Руководство страны с гордостью заявляет, что не жалеет денег на армию, мол, она перевооружается, растет благосостояние военнослужащих. Но качество войск, а значит, эффективность защиты Отечества, зависят не только от этого, а в решающей степени – от силы морального духа личного состава. Жизнь за Отчизну в бою отдаст только подлинный гражданин и патриот. А в армии пока нет системы, структур, которые умеют формировать морально-боевые качества личного состава в мирное время и надежно обеспечивать его высокую психологическую устойчивость в бою, а также создавать атмосферу подлинного войскового товарищества в воинских коллективах. В свое время с хорошей стороны показали себя собрания офицеров, сержантов, солдат и матросов. Но почему-то сейчас они забыты. В Советской армии с хорошей стороны зарекомендовал себя комсомол. Почему бы, к примеру, не перенять его опыт работы с армейской молодежью?
В 2002 году Владимир Путин утвердил Программу перехода ВС РФ, других войск и воинских формирований и органов на единую систему воспитания. Эта программа была включена в планы реформирования военной организации страны. Однако после прихода к руководству Минобороны Анатолия Сердюкова данный документ был изъят из планов военного строительства, и теперь каждое силовое ведомство (Внутренние войска, Погранслужба ФСБ, войска МЧС и т.п.) имеет собственные, отличные друг от друга системы работы с личным составом. Эта разобщенность, к примеру, не лучшим образом сказывается при проведении контртеррористических операций на Северном Кавказе, когда различные силовые структуры решают одну боевую задачу. Но выводов из этого власти не делают.
В своей предвыборной статье о задачах в сфере обороны и безопасности Владимир Путин много говорил о задачах для войск, направлениях их реформирования и модернизации. Но, к сожалению, практически не обмолвился о роли морального фактора при модернизации Вооруженных сил. О роли армии как школе воспитания патриотизма, мужества и благородства. Военный человек без высоких нравственных ориентиров, культуры не только бесполезен, но может быть опасен для общества. Мировая практика подтверждает это. Может, уже настало время руководству вспомнить и об этом вопросе?
Александр Николаевич Каньшин - председатель комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов. источник
|