Российская армия тяжело больна и нуждается в срочном оперативном вмешательстве. Это еще раз подтвердил случай в воинской части, в которой рядовой жестоко расправился с двумя офицерами-близнецами. Военный суд Новосибирского гарнизона вынес приговор 19-летнему рядовому Руслану Цокиеву, призванному на срочную службу осенью 2010 года из Ингушетии. Стокилограммовый и под два метра ростом уроженец города Малгобек жестоко избил двух щуплых командиров-близнецов.
ЧП случилось в начале июня 2011 года во время учений на Шиловском полигоне, который находится под Новосибирском. Утром рядовой Цокиев, отслуживший к тому времени большую часть срока, опоздал на построение — «проспал». Понятно, что почувствовал себя «старослужащим» и просто наплевал на воинские требования. Командир девятой роты Юрий Лодяный сделал солдату замечание, на которое тот ответил нецензурной бранью. Между офицером, который на пять лет старше рядового, и солдатом-срочником началась словесная перепалка, за ходом которой с интересом наблюдала вся рота. Закончилось словесная дуэль тем, что Цокиев вышел из строя и прилюдно ударил лейтенанта головой и кулаком в лицо. На помощь подоспели другие офицеры (заметьте — не солдаты!), которые с трудом оттащили двухметрового бойца от лежавшего на земле командира.
Цокиеву приказали ждать начальство на плацу. А дальше сюжет делает удивительный поворот. Через несколько минут мимо солдата проходил брат–близнец избитого Юрия Лодяного — Владимир. Дело в том, что лейтенанты Лодяные вместе закончили высшее командное училище в европейской части России и были направлены для прохождения службы в Сибирь. Цокиев не знал о существовании второго брата. Как заявил на суде, он принял Владимира за Юрия и предложил тому «отойти и поговорить». Не подозревая ничего плохого, офицер, еще не знавший об инциденте на построении, зашел с рядовым в палатку. Цокиев немедленно сбил лейтенанта на пол и начал избивать ногами. В этот момент Юрий Лодяный, которому к тому времени оказали первую медицинскую помощь, вернулся и услышал крики брата о помощи. Офицер заскочил в палатку. Цокиев, увидев близнеца, недолго пребывал в растерянности: набросился и избил его второй раз за утро.
В отношении Руслана Цокиева возбудили дело по редкой статье УК РФ «Нанесение побоев в отношении начальника» и оставили его на свободе под наблюдением командования.
На первом же судебном заседании рядовой заявил, что полностью признает свою вину, и даже попросил прощения у братьев-офицеров. Суд приговорил солдата к двум годам в колонии-поселении. При вынесении решения было учтено то, что рядовой воспитывался в большой семье, у него еще четверо братьев и сестер, которые живут в ветхом доме, а единственным источником семейного дохода является пособие родителей. Услышав это, близнецы-офицеры поступили благородно — отказались от права на возмещение морального вреда со стороны осужденного. При этом не возникло вопроса, а как служили или будут служить братья осужденного.
Комментируя корреспонденту Sibnet.ru итоги судебного процесса, помощник военного прокурора Сергей Сюркалов сказал: «В моей практике бывали случаи избиения рядовыми своих командиров, но с подобным хамством я столкнулся впервые».
Разговоры о переходе армии на контрактную систему до сих пор остаются разговорами — есть лишь планы и надежды, что резкое увеличение денежного довольствия решит вопрос с привлечением добровольцев. Но какого качества будут эти контрактники? Есть ли в стране достаточное количество военных учебных заведений, где бы готовили истинных профессионалов? Ведь если доброволец, привлеченный деньгами, явится в морально разложившуюся воинскую часть, где нет настоящей боевой учебы, настоящей службы, а есть лишь ее тягостная имитация, надолго ли хватит его энтузиазма?
Когда принималось решение о переходе на годичный срок службы по обязательному всеобщему призыву граждан Российской Федерации, достигших определенного возраста, одним из козырей считалось искоренение дедовщины: мол, за один год солдат не успеет пройти сложный психологический путь от забитого «духа» до наглого «деда». Случай с Цокиевым показал, что такое легко может. Главная военная прокуратура зафиксировала рост преступности в армии в 2010 году. При этом каждое четвертое правонарушение в войсках связано с физическим насилием.
Особую тревогу у прокуроров вызывают участившиеся конфликты на национальной почве. По словам главы ведомства Сергея Фридинского, по сравнению с 2009 годом в 2010 году число подобного рода правонарушений возросло более чем на 16%. По его словам, в армии намечается тенденция к дальнейшему росту подобного рода преступлений. «Военнослужащие различных этнических групп или землячеств пытаются навязать свои порядки в коллективах. Негативные последствия таких действий в прошлом году вызвали широкий резонанс», — отмечено в докладе Сергея Фридинского.
Заявление главного военного прокурора не стало каким-то уж особым открытием. О столкновениях на межнациональной почве, как в армии, так и на гражданке, немало сообщалось в СМИ и говорится среди обычных россиян. Известен и факт, что на самом Кавказе местные парни ведут себя очень уважительно по отношению к старшим, там практически нет бытового криминала — банальных драк, краж и пьяной поножовщины. За пределами же региона его молодые уроженцы охотно пускают в ход и кулаки, и ножи, и травматические пистолеты.
Специалисты считают, что одной из главных причин ухудшения обстановки в армии стала неэффективная «существовавшая долгие годы система предупреждения неуставных проявлений». Для борьбы с ростом преступности в армии прокуроры предлагают разработать специальные программы по подготовке офицеров и сержантов по воспитательной работе с подчиненными, ввести институт военной полиции. Впрочем, конкретные сроки, когда эти инструкции будут составлены, пока не названы.
Российская армия больна, причем больна капитально и хронически. В бюджете на будущие годы предусмотрены огромные суммы на ее содержание, такие огромные, что министр финансов Кудрин ушел в отставку, заявив, что бюджет не справится с такими нагрузками. Деньги для армии — хорошо; деньги всегда хорошо — и для армии, и для сельского хозяйства, и для стариков; но ведь понятно, что прежде всего в армии должен быть боевой дух, разумное устройство, справедливость снизу доверху и сверху донизу, безусловный патриотизм. Печальный случай с солдатом из Ингушетии в одной из сибирских частей свидетельствует о том, что ничего этого пока в нужной степени в армии нет.