Эксперт комментирует слухи о том, что возглавить Генштаб может командующий Внутренними войсками МВД
Российские СМИ продолжают играть в предложенную Владимиром Путиным кадровую угадайку, пытаясь в меру своих скромных инсайдерских возможностей (или хотя бы фантазии) разглядеть в напущенном без пяти минут президентом информационном тумане новую конфигурацию высшего коллегиального органа исполнительной власти. Несмотря на левопатриотический поворот, который в пылу предвыборной борьбы посулил обществу фаворит гонки, он пока отнюдь не спешит подтверждать серьезность этих своих намерений.
Судя по всему, предсказанная многими комментаторами «кадровая революция» временно отменяется или по крайней мере откладывается. Что, впрочем, не исключает «точечных экзекуций», призванных компенсировать моральный ущерб, нанесенный широкой общественности, которая, похоже, так и не дождется обещанного «ветра кадровых перемен». В этом смысле отставка высшего руководства военных ведомств в силу особой одиозности данных фигур представляется чуть ли не идеальным клапаном для выброса пара общественного недовольства. При этом, несмотря на рекордный антирейтинг среди военных, г-н Сердюков имеет неплохие шансы удержать в руках министерский портфель, поскольку выдающиеся заслуги главного «прораба» армейской «катастройки» с точки зрения ее инициаторов сомнению не подлежат. В такой ситуации идеальным кандидатом на вылет может стать глава Генштаба Николай Макаров, который благодаря постоянному выяснению отношений с представителями оборонки (которую с недавних пор в ранге вице-премьера курирует авторитетный политик Дмитрий Рогозин) успел снискать себе самую дурную славу среди военных, а потому вполне подходит на роль эдакого кадрового стрелочника. Как сообщили источники «Газеты.Ru» в военном ведомстве, сменщиком г-на Макарова может стать главнокомандующий внутренними войсками Николай Рогожкин.
Впрочем, отставнику не стоит особо волноваться за свое будущее: по негласно установленной российской бюрократической традиции его премируют почетно-хлебной синекурой. Складывается такое впечатление, что высшее российское руководство в последнее время начисто забыло прописную истину о том, что политика пряника в кадровых вопросах должна хотя бы иногда уравновешиваться политикой кнута... Поговаривают, что Макарову может достаться кресло главы Совета Безопасности России или освободившийся после ухода Дмитрия Рогозина на повышение пост постоянного представителя России при НАТО в Брюсселе. Правда, по данным все тех же неназванных источников российского издания, все это случится не раньше, чем в Кремле раздастся звук инаугурационных фанфар в честь очередного вступления Владимира Путина в должность президента. «Макаров после инаугурации Владимира Путина покинет Генштаб, ему уже продлевали срок службы, как раз до 2012 года. Медведев на коллегии заявил, что реформирование армии практически завершено. Эта задача и стояла перед Макаровым, он ее выполнил и теперь уйдет на какую-нибудь почетную должность», – изложил «мотивационную часть» готовящегося решения анонимный источник.
Лишним свидетельством высокой оценки работы Макарова со стороны представителей властного тандема является его награждение званием Героя России на закрытой части заседания коллегии. Правда, данное обстоятельство сразу же порождает закономерный вопрос: что же такого натворил генерал Макаров, раз «награда нашла своего героя» в столь келейной атмосфере, а власти предпочли не слишком афишировать этот факт? Ну не разведчик ведь г-н Макаров, в конце концов...
Что касается Николая Рогожкина, то к числу плюсов данной кандидатуры информатор интернет-издания отнес то, что этот «кадровый военный был замначальника штаба сухопутных войск. При Путине его перевели в аппарат МВД. Поэтому для Минобороны он, с одной стороны, не будет чужим, а с другой, не будет так связан с генералами, которых так вычищали из Минобороны Сердюков с Макаровым».
Возможность отставки главы Генштаба в интервью KM.RU прокомментировал президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов:
– Нынешнее руководство Минобороны и вооруженных сил, видимо, является самым непопулярным среди всех российских ведомств. Это – факт. В феврале прошла информация со ссылкой на ФСБ о том, что примерно 90% военнослужащих, мягко говоря, недолюбливают своих руководителей. Рейтинг Сердюкова близок к нулю, у Макарова он составляет несколько процентов. И это все заслуженно, потому что под видом реформ они, по сути, уничтожали вооруженные силы как систему.
Во-первых, разогнана военная наука, а в строительстве ВС власти перешли к примитивным «дедовским» методам. И то, что у нас нет военной науки, признаёт и сам Макаров. А как, спрашивается, можно обойтись в современное время без военных исследований, прогноза и анализа?.. Во-вторых, наша военная разведка находится в униженном состоянии. Когда она не докладывает о подготовке к нападению на российских миротворцев такого «великого» государства, как Грузия, то утверждать, что у нас есть разведка, – это достаточно самонадеянно.
Наконец, у нас нет военного образования. В моей родной Академии им. М.В. Фрунзе, которую сегодня объединили с тремя учебными заведениями, на командном факультете обучаются два офицера из Федеральной службы охраны. Это трудно считать военным образованием. Когда я заканчивал этот факультет, нас было два курса, а теперь – два офицера ФСО... Не лучшим образом дело обстоит и в других вузах, не говоря уже о том, что приостановлен набор в военные академии, училища и институты. Соответственно, система управления ВС сегодня фактически разрушена. За все это отвечает начальник Генерального штаба. И в том, что в прошлом году был провален гособоронзаказ, столь же велика роль Генштаба.
Если говорить об обороне, то здесь вообще так начудили, что подумать страшно. У нас сегодня просто не осталось сухопутных войск: только 39 общевойсковых бригад на всю Россию. В Забайкалье почти 3000 км нашей границы прикрывает одна бригада. Действующие генералы шутят, что для миллионной армии китайцев главной проблемой будет отыскать эту бригаду... Таким же образом начудили с системой тылового обеспечения. Теперь военные операции будут обслуживать гражданские лица, при этом не факт, что они захотят идти под пули и снаряды. Армия сегодня перестала быть самостоятельной военной организацией. Усилиями Сердюкова и Макарова она сегодня подгоняется под некий модуль, который можно пристыковать к натовской военной системе.
Что касается Рогожкина, то ничего плохого я про него сказать не могу. Это – опытный общевойсковой командир. Я полагаю, что он вполне достоин возглавить Генштаб. Но здесь есть одна политическая подоплека: если начальником Генштаба ВС становится генерал, пришедший из МВД, то можно предположить, что вооруженные силы в основном будут ориентироваться на решение внутриполитических проблем в России. Видимо, власти полагают, что наши ВС не смогут защитить государство и общество от крупномасштабной агрессии (например, если Грузия нападет не в одиночку, а вместе с Латвией...), зато для действий внутри против своего народа армию, наверное, могут обязать. Эпизод, связанный с прослушкой беседы Обамы и Медведева, показывает, что мы вообще находимся под внешним управлением, и какие задачи из-за океана ставят нашему руководству, те и реализуют исполнители вроде Сердюкова и Макарова. источник
|