Чтобы прокормить и одеть солдат, в 2014 году придется вскрывать неприкосновенный запас
Стремление руководства страны повысить обороноспособность России, похоже, вошло в острое противоречие с ее нынешними экономическими возможностями. Несмотря на запланированный самый высокий за все постсоветское время уровень расходов на национальную оборону, денег в проекте бюджета 2014–2016 годов на содержание войск катастрофически не хватает. На эти средства кормить и одевать солдат, содержать и отапливать военные городки в 2014 году можно только в течение восьми месяцев.
По данным, которые содержатся в официальном Заключении думского комитета по обороне по проекту федерального закона № 348499-6 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее Заключение, документ имеется в распоряжении «НГ»), урезаны расходы на закупку горюче-смазочных материалов (то есть страдает боевая подготовка), почти не запланированы средства на подготовку резервистов и миротворческую деятельность, покупку жилья для кадровых военнослужащих, а армейская ипотека профинансирована лишь наполовину. Если не принять меры, в регионах возможны в связи с этим социальные волнения.
Отмена на будущий год индексации денежного довольствия военнослужащих – это лишь одна, и не самая большая, статья объявленного Минфином «умеренного секвестра» будущих бюджетных расходов. Как выясняется, в основном правительство решило сокращать расходы казны за счет масштабного недофинансирования войск.
В законопроекте расходы по разделу 02 («Национальная оборона») на 2014 год предусмотрены в сумме 2 489,35 млрд. руб. и превышают объемы 2013 года на 387,43 млрд. руб. (то есть на 18,4%). По отношению к валовому внутреннему продукту это составит 3,4% (в 2013 году он равен 3,2%). В 2015 году этот параметр запланирован на уровне 3,8% от ВВП и в 2016 году – 3,9%, что является рекордным за все постсоветское время. Предстоящие военные расходы по своему росту и объему опережают в проекте бюджета на ближайшую трехлетку все его социально значимые статьи.
Вместе с тем в Заключении, подписанном главой комитета Госдумы по обороне Владимиром Комоедовым, отмечается, что «структурой бюджетных расходов, предусмотренных законопроектом, учтены не все требования законодательства и решения руководства страны по вопросам содержания Вооруженных сил и социальной защиты военнослужащих». Документ не дает четкого объяснения, почему именно так сформирован военный бюджет, и в основном лишь определяет и анализирует статьи, по которым необходимо произвести дофинансирование расходов на национальную оборону. Несложный анализ показывает, что эти расходы необходимо поднять как минимум еще на 30–40%.
Если вспомнить, в подготовленных в июле 2013 года Минфином Основных направлениях бюджетной политики (ОНБП-2016) России на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов рост военных расходов объяснялся «необходимостью решения задач по модернизации Вооруженных сил и укреплению обороноспособности страны». Как же конкретно будет осуществляться эта модернизация?
В Заключении оборонного комитета Госдумы отмечается, что «структура проекта федерального бюджета на 2014–2016 годы не позволяет полноценно проанализировать расходы, предусмотренные по ряду значительных мероприятий, связанных с деятельностью Вооруженных сил, в том числе с их оснащением вооружением, военной и специальной техникой, содержанием, тыловым и социальным обеспечением». При этом как положительное члены комитета отмечают выделение значительных средств на организацию боевой подготовки.
Действительно, в войсках стали больше проводить учений, стрельб, морских походов и т.д. Интегрирующим экономическим их показателем являются суммы расходов на горюче-смазочные материалы (ГСМ). И тут у законодателей возникают вопросы. Они озабочены, что расходы на ГСМ для войск и флота в проекте бюджета-2014 занижены на 10 млрд. руб. В результате парламентарии делают неутешительный вывод о том, что «Минобороны будет вынуждено снизить объем закупаемых нефтепродуктов на 422 тыс. тонн и понизить количество выполняемых мероприятий боевой подготовки на 20–30%, в том числе: по налету летного состава – на 20%, по обучению механиков-водителей бронетехники – на 30%, по обучению водителей автомобильной техники – на 25%, количество кораблей, привлекаемых к проведению учений в Мировом океане – на 40%».
Все помнят, с какой помпой руководители страны говорили о переходе в РФ на новую систему подготовки резервистов. Эта задача отражена в одном из первых президентских указов от 7 мая 2012 года, когда Владимир Путин в очередной раз вступил в должность. «По данным Минобороны, в 2014–2016 годах предусматривается численность резерва в количестве 5000 человек. Для обеспечения указанного резерва потребность Минобороны составляет в 2014 году 279,4 млн. руб., в 2015 году – 288,3 млн. руб., в 2016 году – 324,9 млн. руб. Вместе с тем проектом федерального бюджета на 2014–2016 годы бюджетные ассигнования на указанные цели не предусмотрены», – отмечается в Заключении. Не предусмотрены деньги в бюджете-2014 и «по подразделу 0205 «Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности».
Как положительное парламентарии отмечают выделение средств на оплату денежного довольствия почти 50 тыс. контрактников, которые в будущем году должны пополнить армейский строй. В то же время они озабочены тем, что вообще не запланированы средства на их жилищное обеспечение и социально-коммунальное обслуживание (42,8 млрд. руб. в 2014 году и 39,2 млрд. руб. в 2015 году) в рамках соответствующей федеральной целевой программы. Вывод следует неутешительный: наши профессионалы в большинстве своем как и в прежние годы будут жить в казармах. Между тем именно из-за экономии на социально-бытовых расходах программа профессионализации армии уже была сорвана в 2004–2008 годах.
Социальное напряжение среди семей кадровых военных может вызвать и дефицит средств на выполнение жилищных обязательств правительства. По оценкам думского комитета по обороне, на обеспечение бездомных семей военнослужащих (их около 48 тыс.) «в 2014–2016 годах дополнительно потребуется 89,1 млрд. руб.; на дальнейшее формирование фонда служебного жилья в 2014–2016 годах – 380 млрд. руб.». Суммарно только по этим цифрам эти незапланированные расходы составляют почти четверть всего военного бюджета страны за 2014 год.
«НГ» уже писала о том, с какими трудностями проводился отопительный сезон минувшей зимой в военных городках страны. Но такие коллизии не исключены и в будущем. По данным комитета по обороне, «в части содержания и эксплуатации объектов инфраструктуры Минобороны России на 2014 год дополнительно требуется 40,17 млрд. руб.». Если эти деньги не будут выделены, то это «прямым образом отразится на их неспособности в полном объеме к поставке топливно-энергетических ресурсов, помимо объектов Минобороны России, и на объекты социальной сферы и жилого фонда субъектов РФ и приведет к социальной напряженности в регионах России», – прогнозируют парламентарии.
«Судя по заявленному проекту бюджета-2014, объявленные социальные обещания государства правительство в нем не выполняет, – считает председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих капитан 1 ранга Олег Шведков. – Документом заморожена индексация денежного довольствия, не выделены средства для бесплатного проезда всем военнослужащим в отпуск. О чем наш профсоюз постоянно заявляет в своих требованиях к руководству страны. Не в полной мере, гораздо меньше инфляции, будут проиндексированы и пенсии бывшим служивым. Ожидается явное недофинансирование тыловых статей и расходов на жилье. Все это, конечно, не повышает авторитета правительства в глазах человека в погонах. Я надеюсь, что многие проблемные статьи оборонных расходов правительство дополнительно все же профинансирует». «С одной стороны, выводы комитета Госдумы по обороне можно рассматривать как очередные страшилки военных депутатов. У Российской армии были и худшие времена. Но она сохраняла свои функции», – считает военный эксперт Владимир Попов. Вот и на этот раз, по его мнению, «недостаток средств на продовольствие компенсируют сухарями и консервами из Госрезерва, а войска продолжат донашивать полевое обмундирование, снятое со складов НЗ. Немного солдаты померзнут в казармах. Чуть-чуть недостреляют, чуть-чуть недолетают», – считает эксперт. При этом в выводах депутатов его настораживает другое: «Военные расходы уже непомерны для нашей страны. Почти 4% от ВВП – это слишком много. И этот показатель скоро будут ощущаться не только в рамках экономики государства, но и в масштабах российского общества. С одной стороны, мы не хотим быть милитаризованным государством. С другой, как и во времена СССР, тратим средства на оборону – в ущерб благосостоянию народа».