Президент Владимир Путин поставил точку в затянувшемся споре по цене контрактов на изготовление главной составляющей Стратегических ядерных сил – самых современных атомных подводных лодок (АПЛ) проекта 955 «Борей». Сумма контрактов не разглашается, но ранее СМИ сообщали, что за контракт на серию из пяти атомоходов данного типа Объединенная судостроительная компания (ОСК) рассчитывала получить около 130 млрд. руб. Министр обороны Анатолий Сердюков этому сопротивлялся до последнего. Но Военно-промышленная комиссия в лице вице-премьера Дмитрия Рогозина, руководитель ОСК Роман Троценко и министр промышленности и торговли Денис Мантуров в минувшую пятницу в Ново-Огареве при участии главы государства все же отстояли позиции корабелов.
«На совещании по вопросу контрактирования атомных подводных лодок было принято взвешенное решение, которое позволит подписать контракт с Минобороны», – отметил глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, это дает возможность до 2020 года загрузить 20 тыс. сотрудников североморского «Севмашпредприятия». То, что военный бюджет дает возможность работать и развиваться отечественному судостроению, – это, конечно, хорошо. И надо полагать, что весьма вероятная сумма в 130 млрд. руб., видимо, утвержденных на строительство АПЛ, – не окончательная. Во-первых, Анатолий Сердюков заверяет, что цена на «Бореи» по контрактам может быть пересмотрена в случае необходимости в 2015 году. Во-вторых, в планах руководства страны значится строительство не пяти, а как минимум восьми подлодок этого класса, которые планируется спустить на воду до 2018 года. До 2020 года планируется ввести в строй десять АПЛ типа «Борей». То есть ОСК в будущем ожидают новые значительные контракты на строительство атомных субмарин.
Правда, здесь имеются нюансы. До сих пор ни один из новых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 не введен в боевой состав ВМФ, поскольку до сих пор не принята на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета «Булава», которой они должны быть оснащены. Необходимы новые испытания и пуски ракет, что, конечно, потребует дополнительных финансовых средств. Другая проблема также связана с финансами. Планируемое нынешним руководством страны увеличение строительства численности новых АПЛ неизбежно повлечет значительные бюджетные затраты, поскольку в Государственной программе вооружений до 2020 года значится строительство всего пяти подлодок проекта 955.
Но данные проблемы, похоже, руководство страны не пугают. Подписанные им в первый же день его президентства указы были связаны с увеличением бюджетных расходов на оборону как минимум до 4% от валового внутреннего продукта в год. Но заметим, что эти расходы были связаны только с социальными факторами. Дополнительные же расходы на развитие вооружений официально и открыто в российском обществе почти не обсуждались. Правда, на минувшей неделе бывший глава Минфина Алексей Кудрин в очередной раз предупредил Кремль о нежелательности милитаризации бюджета страны.
Даже более: экс-министр считает, что «оборонный бюджет должен быть меньше, чем сейчас. Но эффективность должна быть существенно повышена, и это возможно». Конечно же, споры Анатолия Сердюкова и руководителей оборонки, по сути, были связаны с отстаиванием главой Минобороны принципов, направленных на повышение эффективности производства военной продукции. Но откуда возьмется эффективность, если все стратегические предприятия, особенно в сфере ОПК, в России принадлежат государству? Кудрин вполне обоснованно считает, что для эффективной работы оборонно-промышленного комплекса необходимо, чтобы для этой отрасли были созданы рыночные условия. Но вопрос: смогут ли власти этого добиться?
Попытки в этом направлении за последние 10–15 лет не увенчались успехом. Наши руководители явно не замечают, что ввод новых вооружений идет с большими задержками. Военный бюджет растет и в относительном, и в реальном измерении, при этом стоимость военной продукции растет еще большими темпами. Вспомним, что строительство первого крейсера проекта 955 «Юрий Долгорукий» началось еще в 1996 году. Первоначально спуск его на воду планировался в конце 2006 года. Однако на тот момент степень технической готовности АПЛ оценивалась лишь на 60%. Насколько сейчас готов «Юрий Долгорукий» к приему в состав ВМФ, видимо, не знает никто. Кудрин вполне обоснованно считает, что рост военных расходов возможен только при существенном росте экономики страны. В нынешних планах Кремля такой тенденции не просматривается. Поэтому вполне вероятно, что в ближайшие годы увеличение расходов на оборону страны произойдет либо путем снижения расходов на социальную сферу, либо путем повышения налогов. И тот и другой путь будет связан с недовольством общества.
|