Ситуация в мире продолжает ухудшаться. Противоречия накапливаются и все ярче показывают, что для их решения, они могут перерасти в вооруженное противостояние между ведущими государствами мира с целью «обнулить» свои долги и обязательства.
Понимая эти угрозы, Россия приступила к реформе своих Вооруженных Сил. В ходе этого процесса проведены кардинальные изменения всей военной организации России, начиная от территориального деления на новые оперативно-стратегические командования, и заканчивая провозглашением постоянной боевой готовности армии и ее способности противостоять новым вызовам и угрозам. Государством выделены огромные средства на перевооружение армии, на придание ей способности противостоять вызовам и угрозам, в новых реалиях сегодняшнего и будущего времени.
В данном материале нет цели, рассматривать общие итоги реформы, их нужно будет рассматривать после завершения и объявления итогов учения «Кавказ-2012». Здесь структурированы предварительные выводы только по начальному этапу СКШУ «Кавказ-2012».
«Россия должна держать свой порох сухим и повышать собственную обороноспособность», — заявил Верховный главнокомандующий, подводя итоги первого дня стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2012». Владимир Путин оценил подготовку бойцов и командиров на «отлично», особо подчеркнув, что значение военной службы Отечеству будет только возрастать.
Это абсолютно верно, и несомненно, в современных условиях, когда угрозы развязывания различных вооруженных конфликтов и войн, в том числе и в близи, и непосредственно, на территории России, все возрастают, армия должна «держать порох сухим», а государство, всесторонне об этом проявлять заботу и не забывать контролировать.
Оценивая данное мероприятие, Владимир Путин отметил: «Отрабатываются важнейшие вопросы управления войсками и координация штабов. Здесь не только на картах, а в полевых условиях отрабатываются важнейшие элементы современного боя, совершенствуются выучка и мастерство командиров и солдат, в целом формируется новый облик российской армии и флота».
Нет сомнения, что войска действовали на отлично, а по другому, без таких тренировок и не должно было быть. Но вот, то, что это касается современного боя, вызывает огромное беспокойство.
Но давайте посмотрим, почему эти учения не похожи на те, которые, на наш взгляд, должны действительно быть, в ходе реальной проверки итогов реформы армии, а они больше напоминают обыкновенные показные занятия, только под руководством высоких начальников и с выделением и расходованием огромных денежных средств.
Всё время, пока проводится реформа армии, все проводимые учения отрабатывались по похожим сценариям и в виде показных занятий. Так было и на «Восток-2010», так отрабатывались и «Центр-2011», по одноименному сценарию отрабатываются и «Кавказ-2012». Везде войска выводились на полигоны заранее, тренировались в отработке определенных этапов, а потом показывали их проверяющим. И что, самое странное, на каждую критику присутствует стандартное оправдание, что войска не подготовлены, а значит их нужно готовить в ходе подготовки к учениям. Такой подход говорит о многом, но по крайней мере, выглядит очень странным, если не сказать больше. Но в полном объеме эти учения объединяет одно, это откровенная натренированная «показуха», которая не позволяет руководству государства реально оценить состояние армии, и вводит его в заблуждение. Как это происходит?
Сначала давайте рассмотрим, какие характерные черты отличают показные занятия от СКШУ.
Первое, это то, что войска на показные занятия прибывают заблаговременно, осуществляют обустройство своих лагерей, проводят рекогносцировку районов предстоящих действий, тренируют личный состав в отработке этих действий по заранее определенным вопросам и отработанным сценариям, и только потом, на завершающем этапе осуществляют показ этого элемента высокопоставленным руководителям. Будет ли такое в действительности, тогда, когда войскам нужно будет действовать по боевому? Конечно нет.
В 1994 году, обстановка накалялась постепенно, но когда было принято решение о вводе войск в ЧР, то войскам практически не дали возможности подготовиться. Вывели в районы сосредоточения и в течение недели готовили, не выполнив целый комплекс необходимых мероприятий, а именно, не доукомплектовали до полного штата личным составом и техников, практически не провели боевое слаживание, не была организована разведка, как это делают всегда американцы, только потому, что на тот момент вся разведка в СКВО была сокращенного состава. Не были выполнены остальные основные вопросы подготовки и организации, необходимые для решения поставленных боевых задач, начиная от законодательства, и заканчивая всем остальным комплексом вопросов. Здесь особенность была в том, что время и место проведения операции выбирали сами военные, значит и преимущества должны быть использованы в полном объеме. Результаты, особенно первого, начального этапа, всем известны и они печальны.
В 1999 году, Шамиль Басаев осуществил внезапное нападение на Ботлих. Обстановка в то время так же характеризовалась обострением, но часа и даты нападения установить не удалось. Войскам 58 армии и ВВ МВД, совместно с сотрудниками местных отделений МВД, пришлось подниматься по тревоге и выдвигаться на защиту мирных граждан, одновременно сосредотачивая из других округов привлекаемые силы, так же, поднятые по тревоге. Здесь были задействованы все компоненты военной и гражданской системы управления и обеспечения только для того, чтобы успеть, локализовать, не дать разрастись на территории Дагестана этому вооруженному конфликту. И войска, командование 58 армии, СКВО, СКО ВВ, ГШ ВС РФ , другие силовые структуры, да и все офицеры и солдаты, участвовавшие в этом мероприятии справились со своими задачами, что и показали дальнейшие события. И результаты всем известны. И они во многом отличаются от тех первых результатов, когда армия понесла неоправданные потери. В этой операции, сроки начала ее проведения, от военных не зависели, их диктовали боевики, но приобретенный опыт в ходе последующих учений и тренировок, когда все элементы отрабатывались в реальном масштабе времени, и сыграл на положительный результат.
В 2008 году, так же, обстановка осложнялась постепенно? И так же, она не зависела от военных. Как и в 1999 году войскам 58 армии и СКВО, пришлось подниматься по тревоге, организовывать всю операцию в ходе выдвижения в район боевых действий. Если сказать относительно мирных учений, то это называется работа «час за час», то есть, в реальном масштабе времени с охватом всех элементов предстоящих действий. И здесь, прежде всего, от командиров всех степеней зависел успех операции, жизнь мирных граждан и военнослужащих миротворческого батальона. Из-за того, что армия Грузии, в то время, не располагала определенными возможностями по ведению современной войны, а именно превосходством в воздухе, достаточным количеством высокоточного оружия, неправильным применением своих ССО, и недостаточной подготовкой частей и подразделений, подготовленных по методике и инструкторами армии США, войскам 58 армии удалось выполнить поставленные задачи, даже несмотря на бездействие со стороны российского ГШ. Об этом уже много написано и обговорено, но необходимо сказать, что в то время, в ходе отражения агрессии Грузии, работать должны были в реальном масштабе времени все должностные лица, начиная с президента РФ.
Что мы видим сейчас. Как передает пресса: «Вместе с главой государства за ходом учений будут наблюдать министр обороны Анатолий Сердюков, полномочный представитель президента в ЮФО Владимир Устинов, губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв и командующий войсками Южного военного округа Александр Галкин». Разве в ходе СКШУ министр обороны, НГШ, а особенно командующий войсками военного округа, могут наблюдать за ходом учений? Думаю, что особенно у командующего войсками округа, которого и должны проверять высокопоставленные руководители, в этих условиях не будет даже свободной минуты, не говоря уже о часах и сутках. Наблюдать можно на занятиях, за ходом их проведения, на учениях нужно много и кропотливо работать, потому, что от этой работы сейчас и в будущем, будет зависеть судьба людей и страны в целом.
Таким образом, первое, это заблаговременное прибытие, тренировка по сценарию и показ отдельных элементов на подготовленном заблаговременно участке или полигоне.
Второе. Остальные, так называемые этапы учений, которые планируют провести, полностью соответствуют описанным действиям, когда войска пришли, подготовились, потренировались, показали и ушли. А выше приведенный анализ прошлых конфликтов, как раз говорит об обратном, в реальной обстановке повторов, показов, наблюдения, не будет, даже в тех условиях, когда армия будет противостоять не превосходящим силам и высокотехнологичным войскам, а обыкновенным боевикам и террористам. На войне нет места повторам, конспектам, сценариям, наблюдательным вышкам, тренировкам, раздельному и совместному отрабатыванию вопросов, с привлечением на учебное место руководителей различных рангов.
Как можно определить из имеющихся в интернете фотографий, на этот этап, на полигон «Раевский» были привлечены и начальники управлений ЮВО, которые бросив свои управления, в ходе начавшейся агрессии или как там по сценарию, все наблюдали за действиями войск. Будет ли такое в реальности? Уверен, что такого не должно быть и не будет. Ну, а если кто-то, как НГШ в 2008 году, в ходе боя требовал к себе командиров рот и батальонов, подчиненные которых вели бой, прибыть к нему в Москву, то тогда любой вооруженный конфликт или война, нами будет проиграна уже на этом этапе. Так, чему мы учим войска и командующих?
Поэтому, вторая особенность занятий и заключается в привлечении непосредственно на этапы учений различных должностных лиц, ведения ими наблюдения за действиями войск обозначения, а не выполнения своих прямых обязанностей по руководству этими войсками со своих пунктов управления.
Третье, это то, что учения заявлены, как командно-штабные по проверке систем управления и в первую очередь автоматизированных систем управления войсками. Но на стратегических учениях войска не действуют самостоятельно. Стратегические учения, тем более командно-штабные, подразумевают действия всего государственного организма. Но если они стратегические, то как тогда Верховный Главнокомандующий управляет этими организмами и войсками посредством АСУВ, которую ему должен был подготовить за четыре года реформы начальник Генерального штаба, или руководит посредством мобильного телефона.
Несомненно Владимир Путин должен лично присутствовать на учениях. Но мне кажется, что это было бы лучше сделать в конце учений. Провести полный разбор, отметить лучших на всех этапах учений, а то, как то, не совсем справедливо, что Президент отметил только первый день. А что, на последующих этапах личный состав не заслуживает внимания президента?
Вот на разборе и нужно было, подойдя реально к оценке, снять неспособных и на их место назначить отличившихся, наградить лучших, и пожурить худших. Сделать соответствующие выводы и поставить задачи войскам на будущее. Так, мне кажется было бы более по военному, по государственному.
Для того, чтобы возможно было всё это правильно и самостоятельно оценить, а не награждать только тех, кого представят другие, для того, чтобы оценить реально, куда же ушли все средства на автоматизацию войск и системы управления, на реформу армии, для того, чтобы быть уверенным в том, что как Верховный Главнокомандующий, в боевых условиях Владимир Путин, смог бы управлять подчиненными в реальном масштабе времени и оценивать обстановку по стратегически, а не на уровне командира бригады, для того, чтобы быть уверенным во всех видах и родах войск, участвовавших в учениях, у Верховного Главнокомандующего должен быть свой командный пункт управления.
Президент РФ должен иметь воздушный, подвижный наземный, морской, стационарный, мобильный пункт управления войсками в защищенном режиме. Приводить примеры возможных действий ССО по нейтрализации руководства не считаю здесь уместным, но с уверенностью могу сказать, что такие действия нашими врагами прорабатываются. И за примерами далеко не нужно ходить. И Каддафи, а уже и Башар Ассад, являются реальными примерами.
Эти учения в полном объеме президент РФ должен был наблюдать не в бинокль, а со своего пункта управления, находясь в Кремле, в Бочаров Ручье, в самолёте, на подводной лодке, да где угодно, даже на охоте или после спуска на горных лыжах. На таком пункте управления на одном интерактивном экране у него должно было отображаться решение командующего войсками округа на фоне цифровой объемной карты местности. На другом экране отображаться обстановка, полученная со спутника. На следующем, обстановка, полученная в виде реальных телевизионных сигналов, отображаемых с различных пунктов управления, при необходимости, вплоть до ПУ командиров бригад, авиабаз. Не говоря уже об обстановке на КП округа, флота, командования ВВС и ПВО, ЦКП ГШ, пункта управления губернатора края, полпреда, руководителей МЧС, РЖД, и остальных должностных лиц, привлекаемых на Стратегические учения. И обязательно все это в реальном масштабе времени, с необходимыми расчетами, выводами и предложениями. Решения всех должностных лиц должны накладываться на общий замысел СКШУ, разработанный НГШ, для того, чтобы можно было оценить подготовку каждого, как оперативно-стратегического руководителя государственного уровня. А соответствующие помощники президента в реальном масштабе времени могли бы вносить в это решение, посредством вводных за противника, изменения, для проверки действий как непосредственного руководителя учениями, НГШ, так и КВО его непосредственных подчиненных и руководителей других ведомств.
Такие же пункты управления, защищенные от воздействия ВТО, средств РЭБ, ударов авиации будущих противников, действий диверсионных групп и бандформирований, отображающие реальную обстановку в реальном масштабе времени со всеми данными от сил и средств разведки всех уровней должны быть на каждом пункте управления. Обстановка, так же, должна отражаться в реальном масштабе времени, как на экранах, так и при необходимости и иметь возможность отображения на других различных носителях, как говорится, в цветах и красках.
Этого, к сожалению, в XXI веке, веке сплошной автоматизации и информатизации, мы так и не увидели не в репортажах, не на фото аккредитованных корреспондентов.
А показывать, то, что оборудовать вышку 2-3 телевизорами, потратив на это 20-30 млн, как-то, не по государственному.
Можно ещё долго и объёмно излагать свои мысли, фантазировать о далёком будущем автоматизированных систем, но нужны ли они кому-то?
Не знаю, возможно, это всё есть, просто нам, народу российскому это не показывают, всё, наверное, держат в глубоком секрете.
А что же из себя представлять должны стратегические командно-штабные учения?
Стратегические командно-штабные учения, отличаются от показных занятий тем, что это вершина проверки готовности государственных, региональных и местных органов управления и силовых структур, Вооруженных Сил, штабов и войск привлекаемых на учения, войск, привлекаемых в качестве обозначения действий противника, различных, в том числе и автоматизированных систем управления, в том числе автоматизированных систем управления войсками и оружием, сопрягаться между собой, взаимодействовать, управлять всеми компонентами в реальном масштабе времени, действовать в едином ключе и по единому замыслу и плану «час за час», в реальной обстановке одного из возможных сценариев развития внешней или внутренней угрозы.
Соответствуют ли СКШУ «Кавказ-2012» этим, выраженным моими мыслями, далеко не полным требованиям, к стратегическим командно-штабным учениям, оценивать не мне, а Вам и тем, кто в этом заинтересован.
|