Статистика
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2013 » Ноябрь » 27 » Цацки да брошки
|
Как известно, Михаил Горбачев к своему 80-летию был удостоен ордена Святого апостола Андрея Первозванного – высшей награды современной России. Причем за какие заслуги – широким народным массам не вполне понятно (точнее, совсем непонятно). Дожил до 80 лет? Так не он один в стране совершил подобный подвиг. Теперь всех стариков награждать этим орденом? А остальные свершения бывшего генсека, мягко скажем, более чем спорны. И давно пора прекратить раздачу государственных наград к юбилеям и тем более к псевдоюбилеям (когда не награждать, а порой пороть розгами надо, причем делать это нещадно). Всего лишь один этот эпизод говорит о том, что в стране особого порядка ни в награждениях, ни в самой наградной системе нет.
Для начала приведу отрывок из книги Олега Курылева «Боевые награды Третьего рейха. Иллюстрированная энциклопедия». М., издательство ЭКСМО, 2005, 352 стр., илл. Выделения по тексту сделаны мной.
«Клеймить нацизм, конечно, нужно, когда речь заходит о концлагерях, «окончательном решении» и прочих бредовых планах национал-социалистов. Но, рассуждая о феномене немецкой военной машины, дважды встряхнувшей в прошлом веке Европу, а с нею и значительную часть мира, полезнее, наверное, разобраться в том, что двигало германской армией, какие такие причины и секреты сделали ее качественно лучшей в первой половине XX века, почему немецкий солдат стойко выносил холод и голод окружения в течение месяцев, а не брел, понуро опустив голову, сдаваться на милость победителя на третий день, понимая, что никто ему уже не поможет. Что заставляло немца гордиться своим мундиром, знаменем, полком и полководцем? Почему одежда, разработанная для обслуживания техники или десантирования с самолетов, становилась самой почетной и парадной? Почему после обеих проигранных войн ветераны с гордостью носили свои награды, понимая, что народ не может упрекнуть их за поражение?
Все это не риторические вопросы. Хорошо бы на них получить ответы, чтобы понять и поучиться. В этой связи чрезвычайно интересен немецкий мундир, его история и роль в судьбе Третьего рейха.
В предисловии к книге Брайана Ли Дэвиса «Униформа Третьего рейха» автором хорошо подмечено, что если бы немецкая армия той поры была одета в безликие и унылые френчи наподобие тех, что носили в Китае в 50–60-х годах, то вряд ли она добилась бы таких успехов. Когда офицер носит такую же, условно говоря, косоворотку, что и рядовой, и его знаком различия служит невзрачный ромбик на воротнике, ни тот, ни другой не испытывают никакой гордости за свою униформу (именно униформу, а не мундир). Когда высшую награду страны могут дать и за воинский подвиг, и председателю колхоза к юбилею (это об ордене Ленина), ее ценность и желанность не стоят того золота и платины, что пошли на ее изготовление. Продуманная, строгая и компактная наградная система создает громадный стимул к самопожертвованию. Вспомните князя Андрея, умного и рассудительного человека, готового тем не менее умереть за миг славы. Но умереть красиво. Даже осознавая, что смерть эту могут увидеть лишь солдаты. Свои и чужие. Не высший свет, не женщины, не знакомые.
Каждый видел много раз в кинофильмах или в старой кинохронике немецкий Железный крест. Но многие ли представляют, что означала эта награда для немецкого солдата, для немца вообще, всей армии в целом на протяжении вот уже почти двухвековой своей истории. В подобных предметах порой сосредоточена магическая сила, воздействие которой на людей многие недооценивают. Те же политики, кто осознавал, что ГОРДОСТЬ должна быть не только словом или призывом, но и иметь зримое воплощение в знамени, мундире, наградах, могли создавать подчиненные единой воле нацию, армию и государство.
Железный крест, стальной шлем, имперский орел – это не просто известные аксессуары. Это символы той Германии, навсегда вписанные в ее историю, равно как и в историю человечества. Пусть и не на самых радостных ее страницах. Да их и не было в бесконечной череде войн и пауз для подготовки к новым».
Чтобы понять, что у нас что-то не то с наградной системой, достаточно взглянуть на наших ветеранов. Больно на них временами смотреть. Правилом хорошего тона у стариков стало обвешиваться разного рода значками от горла до колен. Причем одни носят свои значки рядами, другие – елочкой, третьи – квадратно-гнездовым способом, четвертые – в стиле художественного беспорядка. Среди всего этого псевдовеликолепия очень много самодельно/самопальных наград. И практически нет заслуженных на полях сражений. Учитывая возраст (большинство на момент окончания боевых действий были простыми солдатами), одна-две максимум.
Известно немало историй, когда молодые люди просят стариков, обвешенных с головы до ног псевдонаградами: «Дед, позвени цацками!». И вроде как наши дедушки смертельно на это обижаются. Но ведь в этих оскорбительных предложениях есть, простите, и свой резон. Молодежь-то интуитивно, на подсознательном уровне чувствует истинную цену этим липовым орденам и медалям. И для примера: такая просьба – «позвени цацками» не может прозвучать в Германии, обращенная, скажем, к кавалеру Рыцарского креста. Во-первых, одним крестом на шее никак не позвенишь, как бы ни старался. Ну не вешают себе германцы по семь – десять килограммов наград на один пиджак. А во-вторых, всем в Германии известно, что этим крестом награждают исключительно тех, кто был на полях сражений и исключительно за великие военные заслуги. Его невозможно было получить, отсиживаясь в бункере в тылу, за бессудные расстрелы и высылки, за ударный труд на сельхозугодьях, за подвиги в застенках. Такой крест в Германии носит только пехотинец, пилот, подводник, танкист.
Понятно, что наши старики, как дети. Чем больше на себя навесил, тем больше понтов (прости меня, господи, за подобный язык). Многие дедушки откровенно больны, причем значительная часть (не исключая многозвездных генералов) скорбна умом. Но где роль государства? Почему не навести в этом вопросе элементарный порядок?
И какой смысл награждать всех стариков поголовно к очередному празднику псевдомедалями? Или, как ранее, в 1985 году, когда всех участников войны наградили орденом Отечественной войны. Какова теперь ценность этой награды после массово/поголовных раздач? Никогда не был сторонником разного рода конспирологических версий (ибо и без этого дураков в стране припасено на ближайшие сто лет с избытком). Но может быть, и есть какой-либо злой умысел в том, чтобы представители армии-победительницы великой державы выглядели разряженными попугаями и даже внешне не вызывали никакого уважения? И есть один не до конца ясный вопрос с точки зрения простой арифметики. Если на каждый сбитый немецкий самолет, сожженный германский танк, утопленный корабль, если на одного убитого и раненого бойца и офицера вермахта приходится несколько наших единиц техники и военнослужащих РККА, то откуда такое наградное великолепие? Как-то не складывается.
Да что там старики. Какова сегодня, скажем, ценность медали «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации, если ее можно получить и за подвиги на полях сражений, и за пыхтение на борцовском ковре? Или намотал сопли в кулак на лыжне – и ты Герой России?
Или же развалил под ноль армию и флот, даже ни секунды не побывав в районе боевых действий за длительную 43-летнюю военную службу (речь даже не о подвигах, а только о самом факте присутствия в том месте, где постреливают), и секретным указом навесить на себя Звезду Героя Российской Федерации? Да еще ниже прилепить возрожденный Георгиевский крест в придачу. Может быть, именно поэтому «Золотая Звезда» Героя современной России в определенных кругах и стала называться брошкой?
Что же делать? По меньшей мере навести порядок, причем железной рукой. Совершенно очевидно, что необходимо: ?1. Прекратить юбилейные награждения. 2. Запретить ношение юбилейных медалей, включая награды за выслугу лет (а ранее выданные медальки положить в коробочки и хранить в комодах). 3. Категорически запретить совместное ношение государственных наград и любого рода значков (любого, за исключением знака об окончании вуза, знака классности и знака «Гвардия»). 4. Наказывать за ношение самопальных наград. 5. Жестко установить, сколько и каких предметов может быть на мундире военнослужащего (не более пяти-шести). 6. Разработать всем понятные правила ношения государственных наград и наказывать за их нарушение (а наказывать очень просто: вырядился тропическим попугаем – не пускать на собрания, концерты, трибуны). 7. Носить только награды за подвиги на полях сражений – и никаких других.
А имеется ли хоть один пример правильного ношения государственных наград в отечественных фильмах? Как ни странно, есть – это лента «Кубанские казаки». Присмотритесь, с каким достоинством и как красиво там носят ордена и медали СССР.
Михаил Ходаренок /vpk-news.ru/
|
Категория: мнения и публикации |
Просмотров: 903 |
Добавил: Zvezda_nn
| Рейтинг: 1.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|