С самого момента падения СССР в российском обществе не прекращается обсуждение необходимости военной реформы. Экономический развал и политический хаос самым пагубным образом сказались на обороноспособности страны. К тому же, и мир не стоит на месте. Геополитические реалии, с которыми сталкивается современная Россия, принципиально отличаются от тех, с которыми имел дело поздний СССР, изменились актуальные задачи Вооруженных сил и перечень их наиболее вероятных противников.
С развитием новых технологий во многом изменилось само лицо современной войны. Чтобы справиться с новыми вызовами, нужна не механическая реставрация советской военной системы, многие аспекты которой давно устарели – необходимы глубокие качественные изменения. За последние десятилетия о военной реформе было сказано очень много, в том числе и действующей властью. Ее пропагандистская машина пытается внушить, что реформа уже давно и успешно идет, что ситуация в армии стремительно улучшается, а ее боеспособность растет. Большой пропагандистский «капитал» сделан на успехе военной кампании 2008 г. против Грузии. Однако победные реляции и фанфары лишь скрывают капитальные факты: незначительность Грузии как противника; сомнительность политической цели, подоплеки и итогов операции, а также то, что победа была достигнута не столько благодаря, сколько вопреки существующей военной системе. Состояние Вооруженных сил после продолжительной «реформы» (в действительности, целенаправленного уничтожения армии и флота, начатого еще при Горбачеве и Ельцине) стало поистине катастрофическим. Ко всем нерешенным проблемам предшествующего периода добавился порок, свойственный государственной машине, выстроенной в стране за последние 12 лет. Государство в современной России – чисто коммерческий инструмент, предназначенный исключительно для извлечения прибыли всеми доступными способами. Все остальные соображения его не интересуют. В результате, нынешнее положение дел в Вооруженных силах характеризуется: - полной некомпетентностью режима в проблематике военного строительства и нежеланием считаться с мнением профессионалов; - доминированием коммерческого подхода к реформированию армии, стремлением отказаться от реальных социальных обязательств перед военнослужащими и извлечь материальную выгоду из реформ; - театральным характером мероприятий, проводимых в рамках «реформы», в ущерб реальной боеспособности; - нежеланием и неумением осуществить адекватный системный анализ геополитических угроз и вызовов современности, в том числе опыта войн последних полутора десятилетий (Чечня, Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия) и неспособностью принять адекватные политические решения по их минимизации; - комплексом неполноценности и интуитивным страхом представителей правящего режима и его ставленников перед офицерским корпусом, который, несмотря на все усилия властителей, все еще сохраняет представление о понятиях «Честь», «Отчизна», «Офицерский долг». Изменения, происходившие все это время в армии, диктовались не соображениями эффективного военного строительства и обеспечения обороноспособности страны, а желанием максимально встроить Вооруженные силы в общую коррупционно-коммерческую систему современного российского государства, превратить их в еще один инструмент извлечения дохода для узкого круга олигархическо-чиновничьей элиты. Вместо подлинного перехода к полностью контрактному принципу комплектования, которого общество ждало последние 20 лет, мы получили купированную и еще менее дееспособную форму призывной армии. Вместо реального технического переоснащения и модернизации вооружений – миллиардные экспортные контракты Рособоронэкспорта и одновременно с этим разговоры о необходимости закупки оружия за рубежом. Вместо настоящего решения социальных проблем военнослужащих - шумно разрекламированные, но совершенно неэффективные, а то и дающие обратный эффект, меры. Зато открыты обширнейшие просторы для коррупции и воровства огромных масштабов – что, собственно, режиму и требовалось. На ключевые посты в этой коррупционной, по существу, схеме расставлены «свои» люди, многие из которых не имеют никакого отношения к военной службе и военно-промышленному комплексу. Они способствовали дальнейшему разложению части генералитета, и без того страдающего от нерешенных проблем переходного периода.
Что нужно для возрождения Вооруженных сил: во-первых, необходимо устранить негативные и губительные последствия Сердюковских «реформ», во-вторых – провести подлинное глубокое и всеобъемлющее преобразование Вооруженных сил, по существу, восстановить их. В этих целях необходимо:
1. На ключевые посты в Министерстве обороны возвратить профессиональных военных без коммерческого, фискального и иного непрофильного опыта. Навыки, методы и психология коммерсанта и офицера слишком различны. В период, когда Вооруженные силы стоят перед необходимостью проведения фундаментальных реформ, руководить ими должны не «эффективные управленцы широкого профиля», а профессионалы до мозга костей, знающие и любящие свое дело. В руководство МО требуется влить «свежую кровь» - активных, принципиальных, по-современному мыслящих людей. Но их необходимо искать среди военных, а не на стороне. Такие люди в Вооруженных силах есть. 2. Произвсти переаттестацию высших офицеров, назначенных на должности по представлению некомпетентных руководителей МО. Слишком часто такие назначения руководствовались не профессиональной пригодностью, а иными критериями и соображениями. 3. Провести тщательное расследование и рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности отдельных руководителей МО по обвинению в подрыве обороноспособности страны с квалификацией их действий как государственной измены. Главной военной прокуратурой и органами военной юстиции провести расследования по всем фактам хищения, растрат, злоупотребления служебными полномочиями. 4. Принять все меры для перехода ВС РФ контрактный способ формирования в кратчайший срок . 5. Необходимо отказаться от привлечения на срочную военную службу и службу по контракту представителей титульных национальностей северокавказского региона и Закавказья. Этого не делалось в армии Российской империи, от этого отказались даже на завершающем этапе Великой Отечественной войны, когда потребность в живой силе была как никогда высока. Люди, происходящие из этнической и культурной среды, для которой характерна повышенная клановость, враждебное или пренебрежительное отношение к представителям других национальностей, криминализируют армию, способствуют разжиганию межнациональной розни как в самих Вооруженных силах, так и в обществе в целом. К тому же, в современных условиях немалая часть прошедших военное обучение уроженцев Северного Кавказа является резервом для исламистского террористического подполья. Вместе с тем, для всех категорий граждан, освобожденных от призыва, подоходный налог вплоть до завершения их трудовой деятельности должен быть увеличен. Не можешь служит в армии – оплачивай ее содержание. 6. По мере перехода к контрактной армии и в дополнение ней необходимо создать мобилизационный резерв, схожий с «национальной гвардией», в той или иной форме существующей во многих странах. Подготовка мобилизационного резерва (граждан в возрасте от 19 до 27 лет) осуществлять в учебных центрах, организованных по территориальному принципу (в каждом субъекте федерации свой учебный центр по основным воинским специальностям). Тем самым будет создан действительно эффективный и качественный резерв для армии на случай любой внешней угрозы. 7. Восстановить эффективную систему управления войсками. 8. Вместо практикующейся сейчас показушной поверхностной модернизации, когда с большой пропагандистской шумихой в войска передаются считанные единицы новой техники, провести подлинное перевооружение армии. На первом этапе необходимо это сделать на уровне тактических единиц: батальонов, дивизионов, эскадрилий и т.д. На втором этапе, когда отечественная «оборонка» заработает на полную мощность, перевооружать дивизии, армии, флоты и силы стратегического назначения. 9. При назначении на командные должности предпочтение отдавать командирам, имеющим опыт руководства войсками в боевых условиях. 10. Воссоздать жилищный фонд МО для скорейшего обеспечения жильем офицеров и военнослужащих по контракту – реально, а не так, как это делается сейчас. 11. Восстановить в полном объеме функции Главного разведывательного управления и вернуть в состав ГРУ бригады специального назначения, переведенные в настоящее время в окружное подчинение, что резко снижает эффективность и способствует оттоку наиболее ценных и квалифицированных кадров. 12. Прекратить продажу за рубеж современных видов вооружения и техники, которых не хватает в войсках. Коммерческие интересы не должны и не будут превалировать над интересами обороноспособности России. Лучшие образцы техники и вооружения должны поступать в войска, а не продаваться, в том числе – потенциальному противнику. 13. Восстановить в полном объеме дореформенную систему медицинского обслуживания военнослужащих и членов их семей, вернув военным врачам офицерские звания. Военная медицина не должна коммерциализироваться, ибо в таком случае она не сможет выполнять свои функции в случае военного конфликта. 14. Восстановть систему непрерывного военного образования (военное училище – академии видов и родов войск Вооруженных сил – Академия Генерального штаба). На сегодняшний день система военного образования разрушена, профессорско-преподавательский состав сокращен, учебно-материальная база распродана или уничтожена, частями и соединениями командуют генералы, не имеющие необходимой теоретической подготовки.
Наши Вооруженные силы переживают сегодня одну из самых тяжелых страниц своей истории. Всегда стоявшие на страже жизни и благополучия народа, не раз самоотверженно защищавшие его ценой собственной крови и жизни, сегодня они сами нуждаются в защите и восстановлении. Надо формировать и развивать армию и флот в лучших русских воинских традициях, чтобы она могла и впредь защищать Россию.
А Ваше какое мнение? Не стесняйтесь, пишите в комментариях.
|