Переход к профессиональной армии задерживается по факту Расходы на оборону в России в ближайшие три года будут рекордными. Между тем многие проблемы, на решение которых в своих первых указах 7 мая с.г. нацелил правительство президент Владимир Путин, решить будет практически невозможно. Такие выводы можно сделать из принятого на днях Заключения думского комитета по обороне по проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (имеется в распоряжении «НГ»). Документ подписан первым заместителем председателя комитета Госдумы по обороне Сергеем Жигаревым (фракция ЛДПР). Судя по Заключению, депутаты озабочены бюджетным планом, который предложило Госдуме правительство. Как известно, несмотря на возможность обострения мирового экономического кризиса, Россия в ближайшие три года продолжит поступательное увеличение расходов на национальную оборону. В то время как урезаются бюджетные расходы на здравоохранение, культуру и спорт, на оборону страны в 2013–2015 годах будет затрачена рекордная за всю постсоветскую историю сумма – 7,5 трлн. руб. При этом, если в нынешнем году военный бюджет составил 3% от валового внутреннего продукта, то в 2015 году он возрастет до 3,7% от ВВП. В основном увеличение военного бюджета связано с выполнением Госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2020 года, по которой в среднем за год будет тратиться 2 трлн. руб., хотя данные показатели лишь отчасти характеризируют способность России совершенствовать свою оборону. Как отмечают законодатели, «структурой бюджетных расходов, предусмотренных законопроектом, учтены не все требования законодательства и решения руководства страны по вопросам содержания Вооруженных сил и социальной защиты военнослужащих». Недовольны парламентарии и тем, что правительство намерено переводить армию на профессиональную основу в темпах гораздо меньших, чем это планировалось ранее. Фактически данная программа замораживается. В Заключении комитета по обороне говорится, что, исходя из «положений указа президента РФ от 7 мая 2012 года № 604 планом строительства Вооруженных сил предусмотрено увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в 2013, 2014 и 2015 годах более чем на 50 тыс. человек ежегодно. Однако проектом федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования, направленные на денежное довольствие вновь призываемым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в сумме 16,4 млрд. руб., что позволит провести увеличение численности только на 30 тыс. человек». При этом, заметим, что в 2014–2015 годах дополнительные расходы на вновь прибывших контрактников, как требует того президентский указ, в проекте бюджета страны вовсе не предусмотрены. Для того чтобы реализовать данные установки Владимира Путина, депутаты предлагают дополнительно в 2013 году предусмотреть расходы в количестве «16,4 млрд. рублей, в 2014 и 2015 годах – 66,4 млрд. рублей и 100,4 млрд. рублей соответственно». Экономическую ситуацию в России и мире, естественно, сегодня трудно прогнозировать. И вполне объяснимы планы правительства по урезанию программы перевода армии на профессиональную основу. Вопрос, кто заменит контрактников, тоже очевиден – солдаты-призывники. Это, конечно, не понравится общественности, многим политическим силам (и не только оппозиционным), да и простым гражданам. В проекте бюджета на ближайшую трехлетку не зафиксированы средства на завершение жилищных программ в армии. Урезаются расходы по ГСМ, транспортные расходы войск и т.п., то есть, по сути, на боевую подготовку. Но самое интересное, что в проекте бюджета нет должных средств, необходимых на ежегодную индексацию денежного довольствия военнослужащих и льгот для их семей и детей. Более того, суммы расходов по этой статье (323,99 млрд. руб.) в 2015 году меньше, чем это определено финансовым планом сейчас и на 2013 год (341,9 млрд. руб.). Это говорит о возможном сокращении штатной численности армии и других силовых структур, как это еще летом предлагал Минфин. И эти предложения были закреплены подписью Дмитрия Медведева в «Основных направлениях бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». Согласно расчетам парламентариев, выделенные средства на продовольственное обеспечение позволяют прокормить ежегодно только около 400 тыс. военнослужащих. Как известно, в основном питаются в военных столовых солдаты-призывники, контрактники, а также курсанты и слушатели вузов, летный состав, экипажи подводных лодок. Уже только данный показатель говорит о том, что при такой численности питающихся в армии и нынешнем количестве офицерского корпуса в 220 тыс. человек и штатной численности армии в миллион военнослужащих ее некомплект составит около 40%. Это запредельная цифра. И она тоже подтверждает, что, возможно, штатная численность Вооруженных сил будет уменьшена до 0,7–0,8 млн. человек. Вопрос: согласится ли с этим руководство Минобороны и пойдет ли на это президент? Напомним, что летом с.г. начальник Генерального штаба Николай Макаров был категорически против предложений Минфина уменьшить штатную численность армии за счет уменьшения набора в нее солдат-призывников. Согласно «Основным направлениям бюджетной политики…», президентский указ об изменении штатной численности Вооруженных сил и других войск планируется подписать до конца 2012 года.
«Оборонный бюджет – это зеркало экономики страны. С одной стороны, мы видим непомерные военно-державные амбиции, с другой – фатальную зависимость экономики от нефтяной иглы. А значит, хрупкость всех намечаемых социальных программ очевидна. Профессиональной наша армия будет только тогда, когда Россия станет сильным индустриальным государством. Но это не значит, что модернизация армии должна быть отложена. И, если учитывать территорию России, ее штатную численность вряд ли надо уменьшать. В Генштабе на это есть обоснования, и думается, Владимир Путин примет на этот счет обоснованное решение», – считает член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков.