Силовые ведомства начали муссировать тему внешнего врага и возможного военного конфликта, затрагивающего интересы России. Накануне угрозу втягивания страны в ядерный конфликт озвучил начальник Генштаба Николай Макаров. А вчера министр обороны Анатолий Сердюков заявил об «эскалации напряженности по периметру наших границ» и о возросшем риске втягивания России в боестолкновения. Военные эксперты согласны с реальностью угрозы на южном и китайском направлениях, однако призывают не драматизировать, напоминая, что военным необходим враг, чтобы обосновывать свое существование и отчитываться за выделяемые им ресурсы.
«Появились новые центры силы, претендующие на региональное лидерство, и источники военно-политической напряженности для России», — заявил вчера в присутствии президента Дмитрия Медведева на коллегии Минобороны министр Анатолий Сердюков. Отметив, что тенденция «эскалации напряженности по периметру наших границ» увеличивает риск втягивания России в различные военные конфликты, министр сообщил: «В этих условиях Вооруженные силы должны быть готовы обеспечить военную безопасность страны при самом неблагоприятном развитии обстановки».
Также выяснилось, что «существенно нарушает» сложившийся баланс и в целом стратегическую стабильность развертывание европейских элементов глобальной системы ПРО. «Наша военная мощь, способность оперативно реагировать на угрозы должны быть такими, чтобы ни у кого в мире не появилось желания испытать их на практике», — воинственно отреагировал на это президент Медведев, подчеркнувший, что именно по этой причине на развитие вооруженных сил выделено более 23 трлн руб. Как напомнил Медведев, доля закупки современных систем вооружений к 2015 году увеличится до 30%, а к 2020-му — до 70—100%. В то время как сейчас их доля возросла лишь с 10 до 16%. Тех, кто будет тормозить закупки вооружений, причем как со стороны военных, так и поставщиков, Медведев призвал нещадно увольнять или привлекать к ответственности.
Военные эксперты отчасти поддерживают министра Сердюкова, констатируя, что сегодняшняя военно-политическая обстановка в мире далека от спокойной. «Единственная реальная военная угроза, которая была и остается для нас, это Китай, — считает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. — Мы с ним сделать ничего не можем, поэтому и приходится нянчиться — острова отдавать на зависть японцам, на другие уступки идти».
Также эксперт отметил опасность со стороны НАТО, которое начало решать свои экономические проблемы силовым путем, и угрозу с юга — в связи с событиями вокруг Сирии и Ирана. По словам г-на Цыганка, последнее однозначно отразится на нашем Кавказе. Согласен с этим и военный эксперт ИМЭМО РАН Владимир Евсеев, отметивший вероятность введения Турцией войск в северную часть Сирии, к чему ее подталкивают США. А поскольку четверть населения Турции составляют аливиты, напряженность в Турецком государстве неминуемо вызовет напряженность на Южном Кавказе. Самой серьезной проблемой для России, по мнению г-на Евсеева, остается возможное силовое решение проблемы Нагорного Карабаха. «Это России точно коснется, поэтому сейчас нужно приложить максимум усилий для предотвращения военного конфликта», — отмечает он.
|