Всякое случалось в отечественной оборонке за последние годы, но такого скандала ещё не было. Полицейские обнаружили на режимном заводе «Севмаш» в Северодвинске две пиратские подводные лодки.
«Пиратские» не в том смысле, что после сборки их должны были передать сомалийским или другим пиратам, – субмарины собирали незаконно, не имея на то лицензионных документов. То есть документов не было вообще никаких. Примерно так же на режимных предприятиях печатают тиражи контрафактных компакт-дисков с ворованным аудио- и видеоконтентом. Но одно дело компакт-диски, и совсем другое – боевые подлодки. Корреспондент «Нашей Версии» пытался понять, нельзя ли собрать аналогичным способом контрафактную ядерную боеголовку.
Итак, факт незаконного участия некоей коммерческой фирмы, название которой пока не разглашается, в строительстве подводных лодок на секретном заводе установлен. Уголовное дело по статье «незаконное предпринимательство» возбудило Главное управление МВД по Северо-Западному федеральному округу. Неясно, почему факт контрафактной сборки подлодок установили именно полицейские – вообще-то раскрытие таких преступлений является прерогативой спецслужб. Говорят, помог случай: кто-то из сотрудников кому-то проговорился. При этом удивительно, что проговорились совсем недавно, а строить подлодки начали ещё в марте 2007 года. Ходит и другой слух – у завода был недозагруз мощностей по размещённым заказам, во всяком случае на бумаге, и с Адмиралтейских верфей на «Севмаш» должны были перебазировать строительство двух дизельных подводных лодок проекта 636 – «Варшавянка». Каково же было удивление руководства, обнаружившего, что стапеля заняты. Это, повторю, лишь слух – официальной информации по этому скандальному делу просачивается совсем немного.
Чтобы представить себе масштаб скандала, нужно иметь представление о том, что такое «Севмаш». Так вот, это предприятие оборонного комплекса, особое подразделение атомного судостроения, среди военных имеющее обозначение «Завод 402». Производственные площади занимают порядка 30 гектаров. Трудятся на заводе 25 тыс. человек – это в 200-тысячном городе. Считается, что через кордоны с охраной и мощной пропускной системой и муха не пролетит. Но две подлодки – не две какие-то мухи. Особый режим производства связан с тем, что помимо прочего вооружения на заводе собирают новейшие атомные подводные лодки проекта 885 – «Ясень». Это подлодки четвёртого поколения, они считаются новейшими и совершенно секретными – полностью собрана пока только одна такая лодка, «Северодвинск», а вторая – «Казань» – стоит на стапелях. Собирали «Северодвинск» с декабря 1993 года по июнь 2010-го, но, говорят, остальные семь лодок для ВМФ РФ должны построить гораздо быстрее – к 2020 году.
Понятно, что режим секретности при таком непростом производстве должен быть особенный. Непонятно другое: каким образом этот особый режим не помешал тому, что на стапелях в течение нескольких лет шёл монтаж нигде не числящихся подлодок? Узнать это теперь, в общем-то, и не у кого: генеральный директор завода Николай Калистратов, руководивший предприятием с 2007 по 2011 год, в июле был освобождён от занимаемой должности «по личному заявлению». Сейчас предприятием управляет другой человек, Андрей Дьячков, и, по всей видимости, это ещё одна причина, по которой незаконное судостроительство вскрыли только теперь – «новая метла» вымела начисто весь прежний мусор. Непонятным остаётся и то, каким образом ущерб от незаконной сборки мог составить несчастных 12 млн рублей – эту сумму официально озвучило Главное правление МВД по Северо-Западному федеральному округу. По мнению полицейских, именно столько заплатили подрядчикам за работу. При том, что современная подводная лодка стоит порядка 40–47 млрд рублей. Несоразмерный порядок цифр, не находите?
Пока в деле о контрафактных подводных лодках всего один фигурант – 42-летняя женщина, которая якобы выступала заказчицей работ. Понятно, что полицейские опросят и других фигурантов, но кто они, эти люди, несколько лет собиравшие на секретном заводе пиратские подлодки, нам пока не известно. Секрет.