Начальника Генштаба, проводившего военную реформу, отправляют в отставку?
В руководстве Вооруженных сил (ВС) грядут перемены. В прессу просочилась информация, что главу Генштаба Николая Макарова – одного из ключевых исполнителей реформы ВС - отправляют в отставку. В недрах Минобороны циркулируют слухи, что Макарова почетно «уйдут» в мае, сразу после инаугурации Владимира Путина.
Якобы 20 марта, на заседании расширенной коллегии Минобороны, президент Дмитрий Медведев уже поблагодарил начальника Генштаба: заявил, что реформирование армии практически завершено, что эта задача и стояла перед Макаровым, что он ее выполнил и теперь уйдет на какую-нибудь почетную должность.
Говорят еще, что во время закрытой части заседания коллегии президент Медведев еще и наградил генерала звездой Героя России за заслуги перед армией и страной. Официально о награждении не сообщалось, хотя некоторые представители военного ведомства в неформальных беседах сообщили журналистам, что генерал уже появлялся со звездой в узком кругу приближенных. Характерно, что вплоть до настоящего момента в Минобороны отказываются комментировать эти слухи.
Что стоит за смещением генерала Макарова, рассуждает генерал-полковник Леонид Ивашов, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, ныне – доктор исторических наук, президент Академии геополитических проблем.
«СП»: – Леонид Григорьевич, какую роль генерал Макаров играл в проведении реформы?
– Макаров, видимо, выполнял то, что приказали, и выполнял безропотно. Нужно было понизить боевой потенциал Вооруженных сил. Именно такая задача была поставлена перед генералом – чтобы ВС РФ не пугали международную общественность, чтобы не были затратными в содержании. И Макаров предложил модель, при которой Вооруженные силы перестают быть системной военной организацией.
«СП»: – Что это означает на практике?
– «Новый облик» армии заключался, прежде всего, в переводе ее на бригадную систему. В результате у нас сегодня – если брать сухопутные войска – имеются лишь 39 общевойсковых бригад. И у меня, например, возникает вопрос. У нас всего одна бригада стоит на Забайкальской границе протяженностью 3 тысячи километров. Кого там эта бригада может удержать, какого противника? То же можно сказать про систему ПВО – ее фактически нет, повсюду огромные дыры.
В результате реформы мы сегодня лишились военной разведки, военной науки, разрушили старую систему управления Вооруженными силами, а новую не создали. Наконец, мы угробили военное образование.
Я считаю, что наши Вооруженные силы, в результате реформы, стали на порядок слабее. И это – результат деятельности Макарова. За все это, конечно, можно давать высокие награды. Но только не российские. За это можно присвоить награду «Герой НАТО».
«СП»: – Почему же Медведев благодарит генерала?
– А что остается Медведеву делать? Он – верховный главнокомандующий. И если он объявит, что реформы привели к деградации Вооруженных сил, к ослаблению боевой мощи – значит, наш президент сечет самого себя, как унтер-офицерская вдова. Поэтому президент и хвалит Макарова.
«СП»: – Как теперь сложится судьба Макарова?
– Его где-то пристроят, чтобы он получал свою денежную дотацию. Но такой человек всегда будет фигурой, которую держат под прицелом.
Если завтра в России поменяется власть – а она обязательно поменяется, – и начнутся процессы по подрыву обороноспособности страны, кому-то придется отвечать. Медведев разведет руками – скажет, что он гражданский человек, и доверился профессионалу, генералу армии. В этой ситуации генерала Макарова всегда могут выставить главным виновником.
«СП»: – А что за история с якобы секретным присвоением Макарову звания Героя? Это похоже на правду?
– Такого рода награждения случались и раньше. Анатолий Квашнин (начальник Генштаба в 1997—2004 годах, – «СП») тоже много сделал для подрыва обороноспособности страны. И он тоже тайным указом является Героем России. Как видите, подрыв собственной обороноспособности у нас очень высоко ценят.
«СП»: – Кто придет на место Макарова? Сейчас говорят, что, вероятно, назначат командующего внутренними войсками МВД Николая Рогожкина. Он кадровый военный, был замначальника штаба сухопутных войск, его только при Путине перевели в аппарат МВД. Поэтому для Минобороны он, с одной стороны, не будет чужим, а с другой - не будет так связан с генералами, которых так вычищали из Минобороны Сердюков с Макаровым. Рогожкин якобы уже побывал на встрече с Путиным, но о чем там шла речь, неизвестно. Рогожкин – вероятный кандидат?
– Я этим слухам особенно не верю. Путин, как правило, делает все вопреки слухам. Если же назначат Рогожкина… Конечно, он хороший профессионал. Но здесь речь идет о военной политике. Если начальником Генштаба назначают командующего внутренними войсками – значит, функционально Вооруженные силы становятся придатком внутренних войск. И нацелены они не на нейтрализацию внешних угроз, а для применения внутри страны, для поддержания нынешней власти…
Другое мнение
Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий:
– В 2007-м политическое руководство пришло к выводу, что нужно, наконец, проводить военную реформу, а не говорить об этом (до этого 15 лет о реформе армии шли одни разговоры). В итоге, нашли человека, который мог бы реформу проводить, господина Сердюкова – человека гражданского, лишенного политических амбиций, которому было все равно, что думают и говорят о нем офицеры и генералы.
Внешне реформа имела простую задачу. Советская армия была ориентирована на участие в глобальном противостоянии, прежде всего, с США. До 2007 года армия сокращалась численно, но ее внутреннее устройство было по-прежнему ориентировано, по сути, на подготовку к Третьей мировой войне.
Теперь же требовалась новая армия, приспособленная для эффективного участия в региональных локальных конфликтах. То есть, армия компактная, основанная на контрактном принципе, высокотехнологичная, с современной системой военного образования. Плюс, нужно было решить вопросы с огромным количеством военного имущества, оставшимся со времен советской армии. Плюс, сократить огромное число офицеров, которые занимались непрофильными вопросами.
Но легко сказать – надо трансформировать армию. На практике такая трансформация порождает множество проблем. Прежде всего, есть привычная сложившаяся структура армии, и ее реорганизация в бригады означает, например, ликвидацию воинских частей с многолетней историей – частей, которые прославились еще во время Великой Отечественной войны. Или другая задача – снять погоны с офицеров непрофильных специальностей. Это означает не только удар по их корпоративному духу, но и по финансовому обеспечению.
С реформой возникала масса практических проблем, для решения которых нужен был кадровый военный. Генерал, который бы прошел все ступени – от командира взвода до командующего округом, – и который мог быть стать человеком №2, правой рукой министра обороны. Этот генерал должен был решать непопулярную задачу, против которой выступали большинство его товарищей. Стать таким человеком и согласился генерал Макаров.
Поэтому сейчас Макарова и награждают. Уже когда он шел на должность начальника Генштаба, думаю, прекрасно понимал, что реформой он не повысит свою популярность в военной корпорации.
Ему сегодня много хуже, чем Сердюкову. Сердюков вчера на налоговой службе, сегодня – на армейской, а завтра его еще куда-то пошлют. Его карьера не закрыта. А вот Макаров – человек военной корпорации, и только. Тем не менее, он за поставленную задачу взялся, и ее выполнил...
|