Главная » 2012»Январь»18 » Итоги и проблемы российской армии 2011 года. Часть II.
13:50
Итоги и проблемы российской армии 2011 года. Часть II.
2. Чем был знаменит 2011 год? 2.1.Министерство экономического развития и Счетная палата России выразили сомнение в том, что гособоронзаказ 2011 года будет полностью исполнен для ВС РФ. Основанием для таких выводов стала непрозрачность и неэффективность "реализации государственных ресурсов, особенно в части, связанной с гособоронзаказом". Речь идет преимущественно о гособоронзаказе со стороны Министерства обороны России. По данным на середину октября 2011 года, из 580 миллиардов рублей военные контракты не были размещены на 20 миллиардов рублей. Общий объем гособоронзаказа на 2011 год определен на уровне 1,5 триллиона рублей.[3] На эти средства производится закупка вооружений, военной и специальной техники для МВД, МЧС, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний, госкорпорации "Росатом" и некоторых других ведомств. Выпущенные в начале и середине 2011 г. указания Минобороны о рентабельности при выполнении гособоронзаказа были раскритикованы директорами оборонных предприятий, собравшимися в Общественной палате. Указания ограничивают норму рентабельности головного исполнителя , в частности ( авиационной кампании ОАК) ,она не может превышать 20%, а у его подрядчиков — 1%. Собственные затраты ОАК на выполнение контракта — 30% от его стоимости (рентабельность — 6%), расходы подрядчиков — 70% (0,7%), поэтому предельная рентабельность — около 7%, но и ее не будет, если учесть прочие указания Минобороны.[4] Запретить относить к себестоимости расходы на перевозку агрегатов самолетами (а в авиапроме иначе возить моторы нельзя), на страхование при испытаниях техники приведут к убыткам ОАК, а ведь в ее выручке доля гособоронзаказа к 2014 г. достигнет 45%. Запрещается относить к затратам покупки комплектующих у предприятий без военной приемки, которую ранее разогнало само Минобороны. А официальные дефляторы (показатели, на которые в течение года можно повысить оплату гособоронзаказа из-за инфляции) по госпрограмме вооружений составляют, например, в 2016 г. 2,5% при прогнозируемой ЦБ инфляции в 5%. Распоряжения департамента ценообразования Минобороны будут препятствовать инвестициям в убыточные оборонные компании, государству придется сделать их казенными предприятиями. Представители оборонных предприятий предложили принять поправки в закон о госзакупках, которые разрешили бы гибкие, зависящие от фактических затрат цены при исполнении многолетних контрактов. Они также попросили смягчить инструкции Минобороны о расчете рентабельности. Закон о госзакупках действительно не допускает гибких цен, контракт заключается на твердую сумму, она не может меняться из-за роста затрат подрядчика, возможно, для долгосрочных контрактов следует разработать такой механизм. Но большая часть жалоб подрядчиков вызвана не законом, а, как правило, неумением спрогнозировать свои затраты[5] Но в это же время МВД Гособоронзаказ 2011 года в части поставок Внутренним войскам выполнен и приняло на вооружение новые образцы военной техники. В частности, в войска были поставлены бронетранспортеры БТР-80, автомобили "Урал" и "КамАЗ" и другая специальная техника. В общей сложности, с начала года МВД получило свыше тысячи единиц различной техники. Новые техника и вооружение идут, прежде всего, нашей группировке на Северном Кавказе, а также в подразделения специального назначения.[6] Сейчас подразделения, дислоцирующиеся в северокавказском регионе, на сто процентов обеспечиваются современными образцами вооружений и военной техники. Проблема, конечно, не только во взаимоотношениях МО и ОПК. В стране не созданы финансово-экономические рычаги, льготы и преференции, при которых и ОСК, и ОАК, и МИТу, да и другим оборонным предприятиям и концернам, было бы выгодно заниматься гособоронзаказом, как это выгодно Boeing, EADS, BAe Systems, Raytheon и сотням таких же фирм Запада и Востока. Пока этого не случится, всякие начальственные окрики, предупреждения и нагоняи ни к чему хорошему не приведут. Армия и флот будут оставаться без современных и крайне необходимых им вооружений. 2.2. На 2011 год в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» зарезервированы бюджетные ассигнования в размере 10 млрд. рублей. В соответствии с положениями федерального закона «О ветеранах» порядок предоставления жилья ветеранам Великой Отечественной войны устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Министр регионального развития Российской Федерации Басаргин В.Ф. сделало все для своевременного исполнения обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» . Согласно поручению Президента РФ, в срок до III квартала 2011 г. необходимо завершить работу по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет после 1 марта 2005 г. [7]Но, к сожалению , Министр регионального развития Басаргин В.Ф. привел цифры, явно не совпадающие с предложениями Президента и Премьер министра. По данным Министерства регионального развития Российской Федерации , ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на 1 января 201 1 года стояло на очереди для получения квартиры 236260 , из них получили квартиры за шесть лет 161813, умерли – 21 313. До сих пор в очереди на житье 52 128. 2.3. Сначала президент России Дмитрий Медведев, а потом Премьер – Министр Владимир Путин и министр обороны Анатолий Сердюков обещали, что с невиданным в цивилизованном мире понятием «бесквартирные офицеры» Россия покончит к 1 января 2011 года. На все заверения высокопоставленных чиновников МО, в том числе заместителя министра обороны Шевцовой Т.М. в ее многочисленных интервью в средствах массовой информации, что военнослужащего «мы не можем уволить без предоставления жилья». По информации Комитета по обороне, на сегодня благородная цель «жильё- для офицеров» так же далека , как Луна туманной ночью. В жилье нынче нуждаются 170 тысяч российских военнослужащих, из них 110 тысяч - в постоянном и более 60 тысяч - в служебном. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено выделение Министерству обороны РФ на жилищное строительство 135,8 млрд руб. Обозначен срок всеобщего армейского квартирного благоденствия – тоже 1 января, но теперь уже 2013 года. Оказывается, для уже этой цели из бюджета необходимо выделить еще 145 миллиардов рублей. Другие примеры в российской прессе: молодым военных летчикам гарнизона Мигалово, как говорится в официальном письме за подписью начальника департамента жилищного обеспечения Минобороны Ольги Лиршафт, предложили квартиры. Замечательная планировка, удобное расположение дома. Одна беда – жилье это в 200 километрах от аэродрома базирования. Приказом министра обороны Сердюкова №1280 жилищные комиссии воинских частей отменены.[8] Те самые комиссии, которые худо-бедно обеспечивали хоть какой-то общественный контроль за распределением квартир. Отказываются офицеры от предложенного жилья не только из-за расстояний. Откладывать новоселье в купленных Минобороны зданиях военные вынуждены по другой причине: из-за отсутствия в них социальной инфраструктуры нет возможности устроить детей в детсады, школы, а также самому найти работу. Существует множество отставников, которые дожидаются квартир со времен Павла Грачева. То есть, мыкаются по чужим углам уже по 10-15 лет. До 2005 года их выпихнули в муниципальные очереди. Люди постояли там, постояли. Видят, что так и до конца своих дней крышу над головой не получат. Стали возвращаться в очередь Министерства обороны. А там их никто не ждет, на них денег военному ведомству не выделили. Тогда восстанавливаются через суды. С 11 января 2011 года начались массовые увольнения офицеров . Увольняют без прохождения ВВК (военно-врачебной комиссии) , не заплатив многомесячных и многолетних долгов по вещевому довольствию, а задолженность по пайкам исчисляется 6-9 месяцами, и выдают их в основном просроченными продуктами и гнилыми овощами. В некоторых гарнизонах СФ увольнения начались еще с декабря 2010 года… Большинство из них имеют 20-30 лет выслуги в календарном исчислении, и не в столичных гарнизонах или больших городах, а в отдаленных и закрытых гарнизонах Крайнего Севера. На сегодняшний день в Вооруженных силах за штатом болтаются примерно 47-49 тысяч офицеров. Их должности сократили, на службу ходить им некуда[9] 2.4. В ноябре 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Этот закон значительно увеличивает денежное довольствие военнослужащих, которое отныне будет состоять из окладов денежного содержания (оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности) и 11 дополнительных выплат и надбавок вместо 40–100 ранее существовавших. В результате размеры денежного довольствия вырастут в среднем в 2,5-3 раза, а пенсии военных пенсионеров - в среднем на 50–70 процентов. Указанную цифру называл, в частности, спикер Госдумы Борис Грызлов в октябре при обсуждении законопроекта о денежном довольствии военнослужащим. А 2 ноября ее повторил премьер Владимир Путин. Однако уже 5 декабря правительство РФ приняло постановление № 992, определяющее оклады по типовым должностям и по воинским званиям на 2012 год. Согласно приложениям к документу, командир взвода (стандартная для выпускника военного вуза должность первого года службы) в звании лейтенанта будет получать 30 000 рублей.[10] В принятом ранее законе 306-ФЗ, к окладу могут быть прибавлены надбавки за выслугу лет, классную квалификацию (на первом году службы нет возможности пройти соответствующую аттестацию), работу с секретными сведениями (допуска может и не быть, минимальная надбавка 20%), за особые условия несения службы (их тоже может не быть), за особые достижения в службе (какие тут достижения на первом году службы), за службу в отдаленном месте (таких мест у нас, конечно, много, но все же далеко не всем офицерам «повезет» там оказаться) и, наконец, за работу с риском для жизни в мирное время (что тоже не часто встречается). То есть с учетом удержания подоходного налога на руки лейтенанты ВС первого года службы будут получать около 26 600, то есть почти в два раза меньше, чем обещали военнослужащим власти. Военным пенсионерам при расчете пенсии с 2012 года ввели грабительский коэффициент 0,54! Мало того, законодательно допустили циничную дискриминацию среди военных пенсионеров: военные прокуроры и следователи будут получать пенсию полностью, для них этого коэффициента нет. Военная реформа ориентируется на Америку. Служба как в Америке, но какая разница в оплате? В 2012 году средний размер ежемесячной пенсии рядовых всех видов и родов войск ВС США, прослуживших в армии 20 лет и более, в зависимости от воинского звания составляет от 664 до 1052 долл. За 30 лет службы они уже получают от 1049 до 1663 долл. Сержантам и старшинам за такие же сроки службы выплачивается 1336-2323 и 2121-4668 долл. Уорент-офицерам платят 1999-2668 и 3363-5791 долл. соответственно. Пенсии офицеров и генералов лежат в пределах от 1585-5488 до 2588-12505 долл. Кроме пенсий ветераны военной службы приобретают право на целый ряд льгот. При увольнении в запас помимо выходного пособия им и членам их семей оплачивается проезд в любой город США. За военным пенсионером и его семьей сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение. После увольнения в течение двух лет они могут параллельно получать пособие по безработице. Армейские пенсионеры имеют право бесплатно проживать с членами семьи в государственных домах. В течение оставшейся жизни им предоставляется право на приобретение с существенной скидкой товаров и продуктов в военных магазинах и на заправку своих автомобилей на военных автозаправочных станциях, где тоже действует система скидок, размер которых может достигать 50%. Им предоставляется также и целый ряд других льгот, включая льготу по уплате федеральных налогов. 2.5. В России сложности с Единой системой управления (ЕСУ ТЗ). Проведены командно-штабные исследовательские учения в Алабино с 5-й мотострелковой бригадой, оснащённой комплексом ЕСУ ТЗ «Созвездие М2» на полигоне Таманской дивизии». Результат – прекратила работу не только система «Созвездие», но и вся электронная аппаратура в радиусе воздействия комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Армии западных стран использовали подобные системы в Афганистане, Ираке и Югославии. Российская система, завязанная на глобальную систему ГЛОНАСС, создается уже около десяти лет. Ранее генеральный конструктор ЕСУ ТЗ Вадим Потапов заявил, что первый полный комплект системы российская армия получит в конце 2011 года. ЕСУ ТЗ – единая система управления тактического звена, которая активно рекламировалась военным руководством в прошлом году, но в ходе маневров «Центр-2011» не использовалась. «Созвездие» необходимо довести до ума. Но для этого как минимум необходимо: 1. изменить алгоритм информационного обмена (времен АСУВ «Маневр»), используемый в настоящее время в комплексе, до уровня, применяемого в системе современного импортного «железа»; 2 реально интегрировать подсистемы (до сих пор фактически разрозненные); 3. изменить принцип отображения и передачи графической информации, отказавшись от топографической(!) по своей сути программы ГИС «Интеграция», используемой в системе в качестве инструмента для создания обстановки. Применять «Интеграцию» необходимо только для визуализации топографической основы; 4. состыковать «Созвездие» с АСУВ оперативного уровня «Акация-М».[11] Все это решаемо, но потребуется, конечно, слом некоторых стереотипов, ущемление чьих-то финансовых интересов. 2.6. В 17 регионах отсутствуют военно-медицинские учреждения, в 30 воинских частях дислоцируются на значительном удалении от них, и зачастую расстояние становится непреодолимым препятствием для лечения ветеранов военной службы. С 1 января 2012 года будет изменен действующий порядок оплаты санаторно-курортного лечения и отдыха в здравницах Минобороны. Военнослужащие и члены их семей будут оплачивать путевки в полном объеме. В то же время для сотрудников правоохранительных органов льготы по умолчанию сохранены. Более тысячи медицинских частей и учреждений Минобороны (38% от общего количества) размещены в зданиях и помещениях, не отвечающих техническим и санитарным нормам. А 735 объектов инфраструктуры медслужбы (27%) нуждаются в капитальном ремонте. По данным Минобороны, только чисто на здравоохранение выделяется порядка 39 миллиардов рублей. По состоянию на сегодня потрачено из этих денег чуть больше 60%. На строительстве объектов здравоохранения освоение 30%. Известна проблема низкой обеспеченности военно-медицинских учреждений лекарствами и медикаментами. В прошлом году эти цифры колебались от 20 до 50% от реальной потребности.[12] Вызывает удивления после этих «недочётов» , что Минобороны РФ сформирует несколько полевых госпиталей на базе медицинских отрядов специального назначения для участия в миротворческих миссиях ООН . Формирование одного-двух постоянных госпиталей третьего уровня (на базе медицинских отрядов) для обеспечения их задач в миротворческих миссиях ООН. .[13] 2.7. Министерство обороны не хочет платить предприятиям за утилизацию. О полигоне Ашулук—это 42-й учебный центр боевой подготовки элитных ракетных войск. Этот полигон был открыт 24 марта 1961 года. Если раньше этот полигон находился на территории двух республик (Россия и Казахстан), то сейчас у него отведены участки 120 км и 38 км, и все они расположены в пределах Астраханской области. Дело в том, что не только этот полигон, вообще на других арсеналах происходят взрывы. Дело в том, что Министерство обороны отказывается платить предприятиям за то, чтобы эти предприятия проводили утилизацию. В России с 1989 года, когда были сделаны все эти предприятия, при утилизации боеприпасов не было ни одной жертвы. Дело в том, что на предприятиях с 1989 года не было ни одного подрыва, поскольку там все автоматически. Министерство обороны последние пять лет отказывается от утилизации и производит все своими силами. На 102-м арсенале в результате взрывов уничтожено около 3400 вагонов артиллерийских боеприпасов, в том числе несколько тонн снарядов для реактивной артиллерии. Срочникам и гражданским приходилось работать в две смены на погрузке-выгрузке. Работы проводились с 08:30 до трех утра и позднее. Сумма на восстановление жилого фонда, пострадавшего в результате пожара и взрывов на 102-м арсенале в Удмуртии, составляет 1 млрд. рублей.[14] Все эти безобразия будет происходить до того момента, пока Министерство обороны не отменит свой приказ, подрывы будут происходить не только на этом полигоне, но и на всех арсеналах. Матери тех жертв, которые там были, обязаны, во всяком случае, написать депутатам Госдумы, чтобы был отменен приказ, который позволяет проводить утилизацию на местах хранения или на местах этих складов. За приказ, который был рожден министром обороны, должен отвечать министр обороны. 2.8. Годовщина Великой Победы по традиции ознаменовалась величественным зрелищем - военным парадом, состоявшимся на Красной площади в Москве, а также парадами, прошедшими в других городах России и за её пределами. В столице нынешнее прохождение торжественным маршем стало, пожалуй, одним из самых крупных в новейшей российской истории. В этом году в параде участвовали более 20 тысяч военнослужащих - в два раза больше, чем в прошлом. Отличием нынешнего торжества стало прохождение военнослужащих, одетых уже не только в традиционную парадную, но и в полевую форму одежды, причём нового образца, в новых головных уборах - беретах. Это говорит о многом. Либо Министерство Обороны не смогло (якобы, не хватило денежных средств) или не захотело, решено всей парадной армией подражать Президенту и Премьер – Министру ( в пиджачках с красной ленточкой в петлице). Пожалуй , только морская пехота на военном параде блистали заслуженными орденами и медалями. 2.9. Напомним, что в середине 2009 года Министерство обороны заявило, что принципом военной службы становится так называемая ротация, в ходе которой офицеры будут раз в три года менять должности и раз в пять лет – гарнизоны. Во все виды вооруженных сил были разосланы «Методические рекомендации по ротации офицеров», копирующие эту инструкцию. Документ гласит, что перевод может быть профессионально-должностным (без смены местности), территориальным (назначение в другом месте на аналогичную должность) и комбинированным (другая специальность – другая местность). К началу следующего года (2012) должны убыть около 40 тысяч офицеров из более 177 тысяч успешно прошедших аттестацию. Для отчета об успешном завершении ротации к Новому году в списки «перемещенных лиц» в округах включат офицеров, не прослуживших в должности положенных трех лет, а также тех, кому предстоит увольняться в запас в течение следующего года. Не учитываются и семейные обстоятельства – учеба, работа и состояние здоровья родных. Причем, заявления о незаконной ротации не принимаются.[15] В начале сентября неофициальные источники из Минобороны сообщили о предстоящем массовом увольнении старших и высших офицеров центральных органов военного управления. Причина неоднозначна – военные отказываются переезжать из Москвы к новым местам службы. В итоге до конца нынешнего года будут досрочно уволены из армии свыше 160 генералов и старших офицеров главных управлений Минобороны и Генерального штаба. Ради ротации 80% офицеров из Севастополя флоту поставили «двойку» во время инспекции и переводят на Балтику и Северный флот. Все претензии инспекторов были к бумажной работе, связанной с «новым обликом». При этом успешные боевые походы, учения и стрельбы не учитывались, хотя в 2011 году Черноморский флот впервые совершил 11 дальних походов, боролся с пиратами в Аденском заливе и даже вывел свою единственную подлодку «Алроса» в Средиземное море. Прежде чем каждые три года срывать офицера и направлять к новому месту службы, необходимо обеспечить высокую социальную защищённость военнослужащих, – говорит военный эксперт. – Ни для кого не секрет, что материальное обеспечение офицерского корпуса сегодня ограничено. Это в советское время военный мог спокойно переехать к новому месту службы и быть уверенным, что государство полностью обеспечит его семью. Сегодня оклады военных- часто незначительная часть семейного бюджета, при переводе в регион офицеры не обеспечиваются там жильём, а их жёны становятся безработными. Кроме того, после сокрушительного сокращения Вооружённых сил и продолжающихся разрушительных реформ у офицеров не осталось уверенности не только в своём будущем, но даже в настоящем. Нужно также учитывать, что в связи с секвестрованием должностей в Российской армии количество мест службы резко сократилось, после чего переводы становятся невозможными и бесполезными. Подозреваю, что ротация проводится без какого-либо анализа, никто не задумывается, какую пользу офицеру принесёт следующая должность, всё делается формально: поставлена задача, и кадровики Минобороны должны отчитаться, что ротация проведена. Наводят на размышления и сроки замены. Если три года в должности взводного это нормально, то непонятно, какую пользу от постоянных ротаций получит, к примеру, командующий военным округом, ведь за три года он не сможет даже оценить масштаб должности. Кто будет непосредстнно отвечать за ошибки затянувшейся военной реформы, которая проходит непоследовательно и противоречиво?. В конечном итоге , подобные конфликты отразятся на имидже и боеспособности армии. Кроме того, единовременная потеря такого количества опытных старших и высших офицеров, несомненно, ослабит управленческий аппарат Вооружённых сил. Но сомом деле речь идет не о вреде ротации войскам , просто у неё совершенно другие задачи. Главная из них – убрать офицерский состав из Москвы, вторая – сократить очередь военнослужащих на жильё в Москве, третья – экономия строительства жилья в Крыму. 2.10. Вузы Минобороны РФ временно приостановят подготовку офицеров. Вместо этого с 1 сентября 2010 года они начнут обучать профессиональных сержантов по программе среднего профессионального образования. Обучение сержантов-контрактников будет проводиться по специальной программе, рассчитанной на два года и десять месяцев. При этом в феврале 2010 года начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров заявил, что прием добровольцев на контрактную службу в ближайшее время будет сокращен. В подготовке сержантского состава можно выделить три основных направления. Первое-10-20%., это обучение на базе высших военно-учебных заведений. Второе направление -20-30%: у нас раньше существовали школы прапорщиков, сейчас они называются школы сержантов. В них тоже осуществляется подготовка военнослужащих по контракту. И третье направление основное- 40-60%– это обучение военнослужащих в окружных учебных центрах. Раньше там была 5–6-месячная подготовка. Сейчас – 3-месячная. Думается, что ни один здравомыслящей человек не назовет профессионалом двадцатилетнего паренька, поскольку он неспособен в течение трех месяцев (или десяти месяцев в школе сержантов) быстренько в окружных учебных центрах по подготовке младших специалистов (ОУЦ), учебных центрах и школах, входящих в разные виды и родов войск ВС, учебных центрах и школах, не входящих в виды и родов войск ВС, межвидовых (региональных) учебных центрах ( готовящих специалистов по одинаковым военным специальностям для всех видов и родов войск) изучить устройство, эксплуатацию, способы диагностики для выявления неисправностей, способы ремонта боевой техники. В это же время он не овладеет боевым применением и использованием сложной, напичканной электроникой новейшей техники в основных видах боя, навигационной аппаратуры и средствами связи. Не выучит за 3 месяцев (10 месяцев) к тому же топографию и не успеет за это время получить навыки управления экипажем , расчетом во всех видах боя. Да плюс профессионально не овладеет приемами и способами стрельбы из всего вооружения взвода днем и ночью и не освоит основы педагогики одиночной подготовки солдата , да плюс не станет способным выполнять нормативы по физической подготовке по крайней мере на уровне второго разряда. Только в фантастическом сне может присниться сюжет, что это все профессиональные навыки сержанта можно выучить за 3 или 6-10 месяцев. Для такой подготовки и выполнения перечисленных знаний, навыков, приемов и способов необходимо учиться много лет. По американской методике на подготовку профессионального военнослужащего сержанта уходит 5-6 лет. Поэтому у большей части офицеров и генералов запаса язык не поворачивается называть такого мальчика сержантом -профессионалом. Поэтому вместо таких недоучек – сержантов основные обязанности вынуждены будут исполнять офицеры Это они . пересчитывают солдат на вечерней поверке, организуют парко-хозяйственные мероприятия, загружают и разгружают технику на платформы, производят лично пристрелку личного стрелкового вооружения и выверку танковых прицелов. Нигде в мире офицеры не занимаются воспитанием и одиночной подготовкой солдат и не ночуют в казармах, это прямые и непосредственные обязанности сержантов. Нигде в мире офицеры по «графику находятся в казарме». Именно поэтому наша Российская армия в этом плане не является ни предметом гордости, ни образцом для подражания, как наши коллеги по антитеррористической борьбе – армия США или соседи – армия Казахстана или армия Белоруссии. 2.11. Российская армия без лейтенантов – армия без перспектив. В Советской Армии в 1991 году было 166 военных вузов: 18 академий, 3 института, 7 военных факультетов, 130 высших и 8 средних военных училищ. К началу 1997 года в Российской армии осталось 102 вуза. До 2007 года подготовку офицеров осуществляют 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов, в составе ряда ведущих Вузов имеется 22 филиала. В целях экономии и модернизации образовательной системы, к 2013 г. планируется оставить всего 10 системообразующих вузов: 3 военных учебно-научных центра, 6 академий и 1 университет.[16] Начиная собственную реформу, мыслители из Минобороны понимали, что она вызовет массу негативных откликов у бывших, действующих и будущих преподавателей и курсантов. Однако заверяют, что, разрабатывая план модернизации, руководствовались принципом "не навреди". В одном штабисты не ошиблись - в адрес президента, Совета Федерации и Государственной думы идут десятки возмущенных писем от ветеранских организаций, в которых преобразования называются едва ли не вредительством, нацеленным на развал системы военного образования. Однако в ответ приходят в лучшем случае отписки, а чаще возгласы общественности просто игнорируются. На самом деле, это только звучит красиво. «Присоединенные» учебные заведения часто будут передислоцированы из крупных городов в глубинку, иногда весьма далекую от прежнего «проживания». В итоге, лучшие преподаватели туда не поедут, а кто там будет работать – неизвестно. Кадровые потери будут невосполнимы. Прервутся налаженные связи между военной и фундаментальной наукой. Будут безвозвратно утрачены научно- педагогические школы этих академий, на подготовку которых ушли десятилетия и миллиарды рублей государственных средств, и реальная опасность существенного снижения интеллектуального уровня кадрового состава Российской армии. Затраты на военное образование перестанут соответствовать качеству выпускаемых офицеров, поскольку образовательный процесс будет оторван от достижений современной науки. Произойдет фактическое уничтожение адъюнктуры и докторантуры, что подорвет основу подготовки научно-педагогических кадров вузов и научных центров Вооруженных Сил и исключит возможность их государственного лицензирования и аттестации. Сколько времени потребуется на новую военно-научную школу? Один, два года на передислокацию. Четыре года обучение в академии, три года в адъюнктуре, два года в докторантуре и только после этих 10-12 лет создается военно-научная школа. Смысл этих переформирований достаточно прост. Деньги за земли, занимаемые академиями в Москве и Санкт-Петербурге, ставятся выше научной школы. Армейское начальство не доверяет общественности. Общественность – руководству вооруженных сил. В такой ситуации успеха военной реформы ожидать трудно. Мало, кто сомневается, что нынешняя система военного образования в России переживает тяжелейший кризис. Очевидно, что те, кто затеял эту реформу военного образования, не очень понимают, что они хотят получить на выходе, а кто-то даже сознательно разваливает старую систему, по принципу «разрушим старый мир до основания», а там будет видно, что делать дальше в рамках «десоветизации» государства. Хотя понятно, что военное образование реформировать надо, но для этого надо ясно ответить на вопросы: какая нам нужна армия, какова её главная цель? Если нужна «карманная армия» для парадов и совместных учений с «дружественным» блоком НАТО, то всё делается правильно, надо ещё дальше «оптимизировать» армию и военное образование. В России с помощью «военных реформ» сломали судьбы сотням тысяч людей, которые были уволены за последние годы, причём не только офицеров, но и прапорщиков, мичманов. Людей, которые связали свою судьбу со служением Отечеству. Уже третий год, как нет набора в оставшиеся военные вузы. А система обучения будет перестраиваться под натовские стандарты: все военные академии с этого года будут переходить на 6-10 месячные курсы подготовки. Министерством обороны вводятся рейтинги: из 100% окончивших военные училища 30% « на отлично» идет но лейтенантские должности, остальные на сержантские должности. Но гарантий по срокам ожидания лейтенантам никто не даёт, большая часть, побыв на сержантской должности , отказываются и уходят на гражданку . Кто будет отвечать , что от 3 до 6 млн. рублей за подготовку высококлассного специалиста выброшено на ветер? Советская система, при всех её недостатках, которые нужно было исправлять, а не рушить все и сразу, была намного более продуманной. Во времена СССР система военного образования была трёхступенчатой, или даже – четырёхступенчатой: суворовские, нахимовские училища – военные училища - академии различных родов войск - Академия Генерального штаба. Время идёт, а угроз на планете нашей Родине и народу меньше не стало, наоборот, в связи с общим ослаблением России, враги только активизировались. Фактически в настоящее время с военным образованием ситуация катастрофичная. Сама идея «придания Вооруженным силам нового облика», продвигаемая министром обороны Анатолием Сердюковым, воспринимается скептически и в войсках, и в обществе. Хотя вроде бы перспективна: все части приводятся в постоянную готовность, армия должна стать компактной, полностью оснащенной самым современным вооружением и укомплектованной специалистами, способными управлять сложнейшей техникой. Но не верят люди в успех этой затеи, поскольку видят, кто и как пытается ее осуществить. Если же армия должна отвечать всем угрозам 21 столетия: от банд необасмачей и «духов», небольших, но хорошо вооруженных армий стран- соседей типа грузинской армии, до массовых армий индустриального типа Турции и Китая, высокотехнологичным угрозам со стороны США и других стран НАТО, то и реформы должны быть направлены на создание одновременно высокотехнологичной армии и армии с большими обученными резервами, мобилизационными возможностями для отражения потенциальной угрозы со стороны Китая. Да и Европа только в настоящее время не готова вести серьёзные операции на сухопутных фронтах.
И «секвестр» сети вузов продолжится в соответствии со Стратегическим планом совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года, который утвержден на специальной комиссии Министерства обороны в декабре 2008-го. Но уже сейчас очевидно, что меры, предлагаемые руководством военного ведомства РФ по «оптимизации» военного образования, нуждаются в срочной и серьезной корректировке уже по той причине, что просто подрывают безопасность России и боеготовность Российской армии. Минобороны по собственному обыкновению перемены в военном образовании особенно не выставляет напоказ и не комментирует.
источник http://www.apn.ru/publications/article25712.htm