Армейская реформа, проводимая в последние годы, значительно сократила численность воинских частей Российской армии. Впервые за все время существования государства, российские власти, делая упор на обеспечение безопасности страны за счет стратегических ядерных сил, пытаются построить высокопрофессиональную армию. В прошлое ушли миллионные армии призывников, вооруженные надежным, простым, но не очень эффективным оружием. Ставка делается на профессионалов с хорошей моральной мотивацией и высокой оплатой труда.
Естественно, что при таком подходе к строительству Вооруженных сил стали ненужными многочисленные воинские части, ведущие свою родословную от конников гражданской войны и бесчисленных дивизий Великой Отечественной. Вряд ли перспективные военные столкновения потребуют развертывания сотен дивизий, скомплектованных из необученных солдат, призванных из глубокого запаса. К моменту начала нынешнего этапа военной реформы армия нашей страны имела невиданное соотношение офицеров и рядового состава. Практически, на каждого рядового приходился один офицер. Многие части существовали исключительно в кадрированном виде и представляли собой места хранения техники, которую обслуживали офицеры с небольшими вкраплениями солдат-срочников. Реорганизация армии привела к тому, что для многих командиров просто не нашлось место в соединениях «нового облика». Дело дошло до того, что был приостановлен набор в военные училища, а молодым лейтенантам предлагали сержантские должности, потому что офицерских на всех элементарно не хватало (в 2012 году эта «традиция» продолжается).
Новое поколение офицеров обеспечивается жильем по принципу льготной военной ипотеки, когда государство выдает деньги, а офицер или военнослужащий-контрактник сам определяет, что он хочет купить: маленькую квартирку в центре мегаполиса или домик в Краснодарском крае.
Казалось бы, нет никаких проблем: провести качественный отбор среди военнослужащих, оставить в армии действительно положительно мотивированных профессионалов, а остальных попросить уйти в гражданскую жизнь. Но ситуация осложнилась тем, что при увольнении офицерам, выслужившим определенное количество лет, полагается квартира. Причем не деньги на квартиру, выдать которых особых проблем не составляет, а именно квартира в натуральном выражении, состоящая из стен, пола, потолка, сантехники и прочих обязательных элементов. И более того, офицер волен сам выбирать, в какой квартире он желает жить. Уволить же офицера, не «расписавшегося» за получение квартиры – нельзя, так устроено законодательство. Если с военнослужащими, тянувшими армейскую лямку в отдаленных областях страны, особых проблем не возникало, то офицеры, заканчивающие службу в мегаполисах России, заставили военное ведомство изрядно напрягаться. Майор или подполковник, увольняющийся из в/ч на Сахалине или в Забайкальском крае особо не раздумывает и получает квартиру в Калуге или Краснодаре, расписывается в договоре социального найма и исключается из списков части (Министерства обороны). После проведения косметического ремонта и заслуженного новоселья, уволенный офицер начинает листать газеты с объявлениями о найме на работу и, в конце концов, вливается в нормальную гражданскую жизнь.
Другое дело – увольняемые из крупных городов. За последние двадцать лет в армии как-то потерялась традиция ротации и многие военнослужащие как начинали службу молодыми зелеными лейтенантами в «Приарбатском военном округе», так и дослужились до двух просветов. Для предотвращения такого «укоренения» в армии была вновь введена обязательная ротация, столь хорошо себя зарекомендовавшая себя еще в советские времена. Но речь не об этом.
Многие военные прошли всю службу и в крупных городах-милионниках. За время службы «городские» офицеры успели обрасти связями, машинами, дачами, гаражами, местами в хороших школах для детей, скидками в магазинах и уже просто не способны вот так сняться с места и начинать новую жизнь вместо СЗАО Москвы где-нибудь в Воронеже. А вот с обеспечением жильем в столицах дела обстоят абсолютно не радужно. Цены на землю и на находящуюся на них недвижимость в крупных городах взметнулись до небес, и однокомнатная квартира в панельном доме в пределах МКАДа стоит столько же, сколько шикарные хоромы в Курске или отличный коттедж в райцентре Липецкой области. Министерство обороны изыскивало разные возможности обеспечения жильем военных в крупных городах и самым экономичным способом стало строительство жилья силами частей военного ведомства (например, ГУОВ). Но строить жилье – мероприятие не быстрое. Ведь совершенно понятно, что за причитающиеся по закону деньги Минобороны просто не способно купить жилье в пределах Садового кольца. Да и построить за эти деньги в том же месте военное ведомство не может. Земля там стоит ой как много.
Свою неразбериху внесла и неэффективная система учета нуждающихся в квартирах – многие документы теряются, переписываются по несколько раз, офицеры занимают очереди в управлениях по жилищному обеспечению загодя, чуть ли не за сутки. В общем – классическая бюрократия в полной красе.
В итоге в мегаполисах образовалась значительное количество почти уволенных военных, которые все еще числятся в рядах Вооруженных сил, но фактически занимаются простым ожиданием квартиры. С юридической точки зрения они являются именно военнослужащими, со всем набором прав и обязанностей, но фактически никто в здравом уме не станет поручать таким офицером сколько-нибудь серьезных задач. Какую отдачу можно ожидать от человека, основной мотив которого в нахождении на службе заключается всего лишь в ожидании квартиры? Конечно, его можно послать служить в такое место, где офицеров не хватает, но, во-первых у нас даже молодым лейтенантам мест для службы найти не могут, а, во-вторых такой «находящийся в распоряжении» абсолютно не желает менять налаженный быт в федеральной или культурной столице на неизвестность на краю географии. Поэтому любое поползновение на их личную свободу они встречают в штыки и моментально начинают приводить массу статей из параграфов из законов, которые категорически запрещают им переезжать из Питера в Пермь.
Так что вся служба таких «какбы» военнослужащих заключается лишь в присутствии на разводах и последующего внимательного изучения иллюстрированных журналов и просмотра телепередач.
А ведь за «нахождение в распоряжении» Министерство обороны обязано еще и денежное довольствие выплачивать. Ещё в прошлом году можно было ограничиться окладом с минимальными надбавками. Но в 2012 году структура зарплаты военнослужащих изменилась и существенную долю в офицерском жаловании занимают просто оклады за должность и за звание. Так что, государство ежемесячно выплачивает «распоряженцам» значительные суммы (поскольку и тарифные разряды и штатно-должностные категории в крупных городах, где находились органы военного управления высокие, и довольствие там, соответственно, у «распоряженцев», от 40 тысяч рублей в месяц).
В итоге получается наглядная иллюстрация старой шутки: «Солдат спит – служба идет». Только служба идет мимо таких офицеров, где-то вдалеке. Ситуация эта может тянуться практически бесконечно… Люди не служат в армии, не могут они официально устроиться и на гражданскую работу. Вместо того чтобы зарабатывать деньги, развивать экономику страны, они получают от государства деньги практически ни за что (как сказал мне знакомый начальник отдела кадров одного из подмосковных НИИ, где находятся в распоряжении около 200 офицеров: «Мне офицеры говорят – мы за такую зарплату готовы находится в распоряжении до конца жизни, и квартиры нам не нужны»).
Какой же выход? По всей видимости, разрубить этот гордиев узел можно только заменив натуральную выдачу квартир денежной компенсаций (подобный законопроект разрабатывается в соответствующих комитетах Госдумы). Конечно, механизм такого замещения нужно тщательно продумать, чтобы не допустить несправедливости. Уже сейчас за лишние квадратные метры жилья в предоставляемых квартирах, не положенным по нормам законодательства, уволенный военнослужащий доплачивает из собственного кармана. При этом цена может увеличиваться в зависимости от стоимости предоставляемого жилья. Почему бы не развернуть эту схему в обратную сторону? Увольняемый военнослужащий либо получает квартиру в натуральном виде, либо соглашается на денежную компенсацию. Для того, чтобы одномоментно на рынок не было выброшено значительное количество денежных средств, что неизбежно приведет к росту цен – возможно предусмотреть индексацию полагающейся денежной суммы, на уровень, совпадающий с ростом цен на недвижимость. Чем-то похоже на систему жилищных сертификатов. После того, как пройдет срок, отведенный на размышление (полгода вполне хватит на то, чтобы определиться) увольняемый офицер или расписывается в договоре социального найма за квартиру, предоставленную Министерством обороны, либо на его имя открывается счет, на который перечислятся денежные средства. Итого, максимум за год можно уже будет разобраться с этой проблемой.
В результате просто окончится эта бесконечная эпопея с обеспечением военных жильем, в армии останутся только люди, действительно выбравшие своей профессией «Родину защищать», которые больше будут думать о том, как качественно обучить своих бойцов и эффективно выполнять поставленные задачи (сегодня на форумах Минобороны обсуждают только повышенное денежное довольствие, пенсии, как затянуть увольнение из рядов ВС РФ, квартиры (их получение, приватизацию, выбор места жительства и т.п.), кто где и за сколько работает на стороне, заблуждаясь насчет анонимности Интернета)… источник
|