Свара Минобороны с предприятиями ВПК о стоимости техники и вооружения в рамках гособоронзаказа на 2011 год продолжается весь год. Президент Дмитрий Медведев грозно требовал «разобраться в три дня», но участники разборок, делящие 750 млрд в этом году и претендующие на 20 трлн до 2020-го, его не послушали. Пришлось разбираться старшему начальнику Владимиру Путину с помощью Игоря Сечина и Сергея Иванова, и вот — почти все контракты на 2011-й подписаны.
На прошлой неделе в Северодвинске министр обороны Анатолий Сердюков и глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко под присмотром Путина подписали пакет контрактов на строительство пяти атомных подводных лодок (АПЛ) и одного спасательного судна.
Путин объявил, что до 2020-го на модернизацию ВМФ выделено 4,7 трлн, а контрактов в Северодвинске подписано на 280 млрд. Точно сколько общественных денег будет конкретно потрачено и на что именно, как обычно, осталось государственной тайной. В США засекречивают определенные тактико-технические характеристики АПЛ, но бюджетные расходы на их строительство официально публикуются. А у нас только слухи со ссылкой на неназванные источники, и суммы из утечек складываются каждый раз разные. Что неудивительно, поскольку свары за огромные деньги и откаты идут непрерывно, результаты изменчивы, и общество может долго пережевывать слух или утечку, когда в ветвях вертикали всё уже три раза переиграли.
Первую АПЛ «Ясень» проекта 885 «Северодвинск» заложили в 1993 году в Северодвинске, и вот в сентябре этого года она вышла в море на ходовые испытания, хотя до реальной боеготовности ей еще очень далеко. «Северодвинск» разрабатывали в годы холодной войны для борьбы с «вероятным противником». Эта универсальная многоцелевая АПЛ так называемого 4-го поколения должна и авианосцы топить, и по наземным целям стрелять крылатыми ракетами, и стратегические ракетоносцы охранять. Получилась большая и очень дорогая АПЛ, задуманная как более мощная, чем последняя американская модель времен холодной войны — Seawolf. Но та война давно закончилась, Пентагон оплатил постройку лишь трех АПЛ класса Seawolf и закрыл проект, начав производство более дешевой АПЛ типа Virginia, которая лучше соответствует изменившимся обстоятельствам. Сегодня в США ставят в строй по две АПЛ типа Virginia в год.
У Virginia всего 4 торпедных аппарата, но 12 вертикальных шахт для пуска различных крылатых ракет, поскольку последняя результативная торпедная атака в мире была произведена почти 30 лет назад, когда в 1982 году английская АПЛ Conqueror потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». С тех пор английские и американские АПЛ постоянно участвуют в конфликтах, но только крылатыми ракетами. У «Северодвинска» 8 торпедных аппаратов вдобавок к 10 ракетным шахтам, притом что современные универсальные торпеды в России еще только разрабатываются.
За «Северодвинск», как сообщают, ОСК получила от Минобороны около 50 млрд. За вторую АПЛ проекта 885М «Казань» запросили 110 млрд (цена двух АПЛ типа Virginia). Сердюков и военное руководство возмутились, тогда руководство ОСК отошло на заранее подготовленную позицию — в Северодвинске подписали контракты на пять 885М «Ясень-М» по старой цене, но с условием, что ОСК сама, без Минобороны, находит поставщиков всех комплектующих и распоряжается всеми деньгами.
АПЛ «Ясень» — сырое изделие, многие системы не отработаны и не состыкованы, а проект чересчур амбициозный, вроде последней космической миссии к Марсу, но важно, что средства выделены. Если ОСК не уложится в смету, то получит еще, ведь ОСК — госмонополист, никто больше АПЛ не делает, никаких других проектов попроще и пореальнее в разработке нет. За мечту о мощной группировке АПЛ четвертого поколения всем придется платить, а выйдет в лучшем случае, если удастся решить все технические вопросы, горстка бестолковых АПЛ: против США и союзников их безнадежно мало, против других они избыточны. И это лишь малая часть программы перевооружения ВМФ.