12 августа Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу российского террориста №1 Квачкова на запрет Мосгорсудом его организации «Народное ополчение имени Минина и Пожарского». Квачков схватил отказ, и хоть его адвокат Дмитрий Лило назвал такой исход ожидаемым, я, признаться, до выступления через телемост самого Квачкова ждал другого. Эта речь 67-летнего военного пенсионера, осужденного в 2013 г. на 8 лет за попытку «свергнуть конституционный строй РФ», сыграла против него больше всего. Больше, чем все откровенно беспомощные речи представителей Генпрокуратуры, Минюста и ФСБ.
Но по порядку. Сперва слушание было назначено на 22 июля. Я не посещал Верховный Суд на Поварской уже лет 10 – и был сходу поражен постигшими его переменами. Прежде свободный вход туда стал целой церемонией. На вахте постовые в чине капитанов; сперва надо отдать паспорт на сканирование, получить входную карточку, потом позвонить некой даме, чтобы сошла с высот новой пристройки для этапирования тебя к залу заседаний.
Роскошь этой пристройки бьет в глаза: мраморные полы, висячие сады, настенные панно работы выдающихся художников эпохи нефтяной лафы… А над входом парит огромная статуя Фемиды, потрясая отсутствием традиционной повязки на ее глазах, символизирующей беспристрастность правосудия…
В начале заседания 22 июля адвокат Лило заявил ходатайство о видеоконференции с Квачковым. Но оказалось, что суд не знает, где сейчас Квачков. Должен был сидеть в мордовской зоне, но на две телеграммы, посланные туда накануне, пришел ответ: «Местонахождение Квачкова неизвестно».
И судья перенесла заседание на три недели, чтобы за них установить, где все же главный террорист России…
Век электронных технологий. Мобильная связь, скайп, спутниковые каналы; шикарный вид ВС, тьма персонала, зрячая Фемида… А на простую справку нужно 20 дней! Так на кой ляд тогда весь этот дорогущий антураж?
К 12 августа Квачков был найден: его адвокат дедовским методом сгонял в зону, где и обнаружил подзащитного.
Видеосвязь включилась, и процесс пошел. Судья Анишина зачитала доводы Генпрокуратуры, по заявлению которой Мосгорсуд 18 февраля признал «Народное ополчение имени Минина и Пожарского» (НОМП) экстремистской организацией. Картина, всплывшая в ходе этой читки – просто жуть.
Восемь пенсионеров, выступавших от имени НОМП, были ранее осуждены региональными судами за выпуск подрывной литературы и попытки захвата госзданий и воинских частей с целью свергнуть власть в стране. Правда, это свержение «не было доведено до конца по независящим от них обстоятельствам» – то бишь бдительные органы пресекли сей кровавый бунт. Вот, например, какое страшное злодейство готовил житель Екатеринбурга Хабаров 1947-го года рождения:
«Приговором Свердловского областного суда от 26.02.2013 Хабаров признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 ст. 205 УК РФ…
Первый этап включал в себя подрывы пяти электроподстанций г. Екатеринбурга, убийства лиц командного состава управлений МВД, МЧС, ФСБ по Свердловской области и общественных деятелей.
Второй этап включал в себя выступление второго эшелона, силами которого являлись сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, поддерживающие идеи мятежа, участники движения «Народное ополчение имени Минина и Пожарского»... Второй этап также включал захват оружия, находящегося в воинских частях Свердловской области. После этого предусматривалось осуществить захват административных зданий органов исполнительной власти Свердловской области…
В ходе третьего этапа вооружённого мятежа вокруг Екатеринбурга планировалось произвести укрепление обороны в ожидании возникновения подобных очагов мятежа на территории других субъектов России.
Начало вооружённого мятежа планировалось на 2 августа 2011 года…»
Таких планов не вынашивал еще ни один наш или зарубежный террорист. А тут просто Шамиль Басаев, Хаттаб, Бен Ладен и Обама в одном лице!
Примерно на том же были схвачены за руку и остальные семеро дедов. То есть налицо крупнейшая за всю историю ФСБ операция по предотвращению адского мятежа… Или все же бред сивой кобылы?
Если бы вышеприведенный текст я встретил в изложении какого-нибудь ярого врага России, не сомневался б ни секунды: злостная, циничная клевета на наше правосудие! Дед в одиночку решил взорвать пять подстанций, убить головку местных силовиков – что кто-то принял за чистую монету! Но это не какие-то «Записки сумасшедшего», а дословная цитата из Решения Мосгорсуда от 18 февраля 2015 г.
На бредовость обвинений в адрес пенсионеров, не доведших до конца их умысел благодаря лишь зоркости наших чекистов, наводят две как минимум детали. Деды, решившие де переплюнуть всех былых чеченских террористов, в реальности и мухи не обидели: во всех 5-и делах по ним нет ни намека даже на самое малое насилие. Ну а за наполеоновские умыслы в духе «Палаты №6» сейчас можно сажать хоть полстраны. Каждый второй комментарий в Интернете: «Гнать власть воров и компрадоров! Вешать их! Бомбить! Взрывать!»
И второе: старики-разбойники получили за приписанные им злодейства ничтожные или условные сроки – и все уже на свободе. Чеченские террористы за меньшее получали пожизненное по той же 202-й статье. То есть региональные судьи все же понимали, что тут маскарад, а не какой-то впрямь кровавый бунт.
Но для чего тогда была вся эта операция по обезвреживанию безвредных дедушек? Первое, что просится на ум – для нашей все более любимой виртуальной «галочки», ведущей однако к самым реальным поощрениям. Конечно, громких званий Героев России за этот выявленный «дедский сад» участникам этой крупнейшей операции «антитеррор» не дали. Но втихаря наверняка всех поощрили за нарядную «галочку». Отчет же есть? Есть! Постарались? Постарались!
Ну, и еще все это послужило закрытию НОМП через Мосгорсуд: раз все 8 дедов-террористов называли себя членами НОМП, значит, эта организация – террористическая. Против чего Квачков и выступил в ВС при помощи своих защитников.
Но у нас в последние годы сложилась практика, что редко суд второй инстанции отменяет приговоры и решения судов первой инстанции, ибо такая отмена – подрыв судейского сообщества. И на всех обжалованиях судьи чаще всего дремлют и слушают все вполуха.
Но при обжаловании решения Мосгорсуда по НОМП адвокат Лило сумел своей железной логикой зажечь внимание судей ВС. Мол Мосгорсуд закрыл НОМП на основании приговоров по тем 8-и пенсионерам, но ни в одном приговоре по ним нет ни слова об организующей роли НОМП в их злодеяниях. Те злодеяния были столь незначительны, что заслужили самых минимальных наказаний. И организация, в которую де входили эти лица, не может быть признана преступной по факту их противоправных действий. В противном случае надо запрещать священную «Единую Россию», члены которой осуждались куда чаще и за куда более тяжкие преступления.
К тому же цели и задачи НОМП, указанные в его уставных документах, полностью совпадают в сути с оборонной доктриной РФ. Патриотические акции НОМП проводились сотни раз совместно с мэрией Москвы и других городов. И тогда по логике Мосгорсуда надо признать и действующие власти пособниками терроризма, что есть абсурд.
Судьи, судя по их лицам, здорово озадачились всем этим – и обратились за разъяснениями к прокурорше, поддерживавшей позицию Мосгорсуда. Ее ответы были до того невнятными, что судьям пришлось чуть не по складам повторять их наводящие вопросы: на каком именно листе дела сказано, что НОМП было организатором преступных акций? А та знай свое: раз Мосгорсуд признал организацию террористической по приговорам региональных судов, то так оно и есть. Ну просто детский лепет, анекдот: доктор сказал в морг – значит, в морг!
Лило в итоге позволил себе оценочное суждение: он потрясен тем, что сотрудники прокуратуры настолько не готовятся к процессу, что судьям приходится клещами вытягивать из них ответы…
И на какой-то миг мне показалось по реакции судей в адрес прокурорши, что их решение будет в пользу Квачкова…
Но когда дали слово самому Квачкову, этот наш официальный террорист №1 выступил настоящим террористом – но не против действующей власти, а против самого себя.
Он стал толкать патриотическую речь, уместную среди соратников, но не в апелляционной инстанции, разбирающей юридические аспекты предыдущего решения. Мол Маркс был глубоко не прав, ставя во главу угла общественные отношения, а не вопрос духовности. Горбачев по кличке «меченый» предал СССР, а Кара-Мурза написал прекрасную статью – и так далее, с зачитыванием газетных передовиц. Три женщины-судьи терпеливо слушали это минут 15, потом председательша прервала Квачкова: мы здесь разбираем законность решения Мосгорсуда, а не политику… Квачков же ей: «Я не юрист, а политический деятель – и буду говорить то, что хочу!» – «Но хотя бы говорите это от себя, не надо зачитывать чужие тексты…»
Но Квачков продолжил зачитывать чужое как свое политическое кредо – с упором на то, что он политик, а не террорист.
И за 40 минут его речи стало беспощадно ясно, что этот одержимый дед, фанатик тех идей, что сплотили вокруг него таких же оскорбленных крахом СССР пенсионеров, просто сам себе копает яму.
Все попытки судей образумить мордовского сидельца оказались всуе. В конце концов председательша лишила его слова, в ответ на что этот герой без страха и упрека, но и без нужного в суде расчета – сказал такое, отчего адвокат Лило схватился за голову:
– Сегодня заседание не состоялось! Мне не дали выступить! Но вам всем недолго там сидеть!
Ничего более идущего против себя было нарочно не придумать. Публично оскорбить трех женщин-судей, пытавшихся разобраться в сути дела – это зазнамо спровоцировать их отрицательный ответ, каковой и состоялся.
Но я с ним не согласен в корне. Да, Квачков своей выходкой дал судьям моральное самооправдание решить дело в пользу Генпрокуратуры, ФСБ и Минюста. Но судьи все-таки должны быть выше всяких личностей, глядеть в суть дела, а не в личные обиды.
Один из соратников Квачкова сказал мне: «Да, он такой, резкий, безудержный, сейчас ожесточился еще больше! Ну а что вы хотите, человек уже 5 лет сидит ни за что!»
Но судьи райского суда с висячими садами не захотели вникнуть в состояние военного пенсионера, схватившего тюремный срок за свою колючую любовь к Родине. Хотя им Бог велел поиметь совесть к экс-полковнику ГРУ, всю жизнь отдавшему военной лямке. Но они этой совести не поимели.
Но даже Бог ней, с совестью. Время сейчас нелегкое, весь мир ощерился против нас, стремясь загнать нас за Можай. На каждом шагу – действительный подрыв, ведущий наш рубль к упадку, наши области к раскрадке, космодромы к срыву их строительства. Вот где нужен глаз да глаз – вывести на чистую воду тех, кто впрямь долбит наш экономический и политический фундамент. Но это трудно, там черт ногу сломит о самые ласкательные лозунги в адрес «партии и лично», под которые воруют нынешние воры. Проще отчитаться по дерзкому Квачкову и его НОМП, сделав их козлами отпущения – и источником всяких сладких «галочек».
Но когда силовики ведут эту фиктивную игру, утрачивая нюх в борьбе против фиктивного противника – тогда настоящие злодеи, казнокрады и предатели, чувствуют себя как нельзя более вольготно.
И это самое удручающее впечатление от заседания ВС 12 августа. Я пообщался там и с очень любезным представителем ФСБ, и с нелюбезной прокуроршей, отказавшейся даже назваться. И ощутил по их пустым глазам, что главное для них – та обретающая сейчас облик всероссийской птицы-тройки «галочка», с которой нынешний чиновник и дорастает до хороших званий, окладов и квартир.
Но все же зачем было запрещать патриотичное НОМП? Ну да, сегодня по России бродит этот прогрессирующий дух запрета на все, что не угодно властным лицемерам. И сам Квачков уже был осужден за терроризм – по той же схеме, что и остальной тот дедский сад. Как же при этом не запретить возглавляемую им организацию!
Почему Квачков огреб больше всех, даже больше пенсионера Хабарова, которому вменялось покушение на истребление цвета Екатеринбурга – отдельный разговор. Со слов еще одной защитницы Квачкова Оксаны Михалкиной, тут все восходит к мнимому покушению Квачкова на Чубайса, по которому Квачков был полностью оправдан. Но чубайсов представитель тогда сказал: Квачков все равно сядет, не за то, так за другое! И тут есть резон: если б Квачков вышел вчистую, Чубайс в общественном сознании остался б провокатором. А осуждение Квачкова за вселенский терроризм – кое-то хоть оправдание Чубайса за его самоподрыв.
Но в любом случае – все это симуляция охранной деятельности, туфта, о которой еще в позднем СССР были написаны тысячи статей с одной моралью: такой подход – верный путь к развалу государства. И мы сейчас вовсю идем на те же грабли.