С будущего года военным и отставникам придется полностью оплачивать лечение и отдых в армейских санаториях.
Существовавшие прежде льготы, когда военнослужащие выкладывали четверть, а члены их семей половину стоимости путевки в ведомственную здравницу, в Минобороны отменили. Это же касается компенсации дорожных расходов. Билеты на самолет или поезд, бережно хранимые до возвращения из отпуска домой, теперь не являются основанием для военно-санаторных выплат.
По новым правилам, вне зависимости от того, был офицер на армейском курорте или "расслаблялся" в другом месте, раскошеливаться служивому придется по полной программе.
Если говорить о цене ведомственного отдыха, то низкой ее не назовешь.
- Путевка в санаторий для офицеров и их семей с нового года будет стоить от 20 до 40 тысяч рублей, - сообщила руководитель департамента по санаторно-курортному обеспечению Минобороны Елена Чуфырева.
По ее словам, речь идет о минимальной цене за путевку. Попросит отпускник номер повышенной комфортности, решит заняться фитнесом или воспользоваться сауной, - за каждую дополнительную услугу с него возьмут деньги.
Организацию экскурсий, морских прогулок и прочих курортных удовольствий в армейских здравницах давно взяли на себя коммерческие фирмы. Менять эту практику никто не собирается.
Отмену военно-санаторных льгот в Минобороны объясняют так. С будущего года офицерское жалование вырастет в 2,5-3 раза, поэтому армейские семьи смогут стопроцентно оплатить не только свой отдых, но и дорожные издержки. Чиновники надеются, что девять ведомственных курортных комплексов и два санатория - в Ялте и Калининграде, - готовые одновременно принять 22,5 тысячи отдыхающих, пустовать в любом случае не будут. Тем более, что в этом году их услугами уже воспользовались почти 109 тысяч человек.
С мнением чиновников не согласен председатель Комитета по обороне и безопасности Совфеда Виктор Озеров. Он считает, что новая схема расчетов в военных санаториях заставит многих служивых искать другие места отдыха - подешевле.
Наверняка, к такому же решению придут и армейские пенсионеры. Повышение их выплат будет не столь заметным, как у действующих военнослужащих. Поэтому выкладывать несколько десятков тысяч рублей за путевку, раскошеливаться на дорожные билеты согласятся далеко не все отставники. Они бы и рады вернуться в полюбившуюся здравницу, отдохнуть там и подлечиться, но откуда взять столько денег бывшему майору или подполковнику.
Неизбежные потери на курортном фронте отчасти компенсируют солдаты и офицеры, чьи моральные и физические нагрузки на службе требуют медико-психологической реабилитации. Летчиков, десантников, ракетчиков, подводников, участников боевых действий в "горячих точках" армейские здравницы примут бесплатно. Организовать для них "разгрузочный" отдых непросто. Ведь служба у людей разная, и для каждого вида деятельности характерны свои физические и психологические последствия. У ракетчиков это гиподинамия, у подводников - гипоксия и так далее. Поэтому методы реабилитации в санаториях для каждой категории военнослужащих разрабатывались отдельно. А порядок проведения такого восстановления определил в своем приказе министр обороны.
Трудности с организацией санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных силах пересекаются с еще одной армейской проблемой - медицинской. После сокращения 17 военных госпиталей и нескольких десятков поликлиник в структуре Минобороны остались 14 крупных медучреждений, полторы сотни их филиалов с возможностью стационарного лечения и 94 поликлиники амбулаторного типа. На это хозяйство замкнуты около семи миллионов человек - миллион военных, 800 тысяч гражданского персонала, более миллиона отставников и четыре миллиона членов семей бывших и действующих военнослужащих. Всех их по закону обязаны бесплатно обследовать и лечить военные доктора.
Как это делать - большой, точнее говоря, больной вопрос. Ведь по признания исполняющего обязанности Главного военно-медицинского управления минобороны Анатолия Калмыкова, почти 43 тысячи солдат и офицеров сегодня проходят службу там, где ведомственных госпиталей и поликлиник нет вообще, либо они находятся за сотни километров от воинских частей.
Ситуация с военно-медицинским обслуживанием руководителей Минобороны, конечно, тревожит. Поэтому там ищут способы, которые позволят даже в условиях сокращенной медицинской базы качественно и полностью обслуживать военных и отставников.