В последний день минувшей недели «Интерфакс-АВН» обнародовал весть, которая вряд ли обрадует многих генералов и адмиралов в отставке. «Численность военных инспекторов, должности которых решено было недавно ввести в структурах российского военного ведомства, не превысит двух тысяч генералов и адмиралов запаса из заявленных ранее четырех тысяч», – заявил агентству некий анонимный источник в военном ведомстве.
«Главная причина такой корректировки численности военных инспекторов связана с невозможностью оплаты их труда в полном объеме из-за проблем с финансированием», – сказал он. И пояснил, что первоначально, в соответствии с приказом министра обороны, с генералами и адмиралами запаса заключались на добровольной основе трудовые соглашения при назначении на должности военных инспекторов трех категорий. Главный инспектор, ведущий инспектор и просто инспектор. В зависимости от должности и воинского звания, каждый из тех, с кем были заключены контракты, получал ежемесячный оклад от 25 до 15 тыс. руб. Генерал-полковники и адмиралы – 25 тыс., генерал-лейтенанты и вице-адмиралы – по 20 тыс., генерал-майоры и контр-адмиралы – по 15 тыс.
Но оказалось, что на всех про всех денег не хватит. Обидно, что и говорить.
Пикантность ситуации придает тот факт, что это событие – создание группы военных инспекторов Минобороны из числа ветеранов в генеральских и адмиральских погонах – пришлось на предвыборное время. Сначала всем генералам и адмиралам запаса и в отставке к празднику 23 февраля выписали премии в размере 4–5 тыс. руб. Как объяснили ветеранам, из премиального фонда министра обороны. Затем каждого из них пригласили в военкомат по месту жительства и предложили подписать контракт на участие в группе военных инспекторов с соответствующими окладами, о которых мы уже упоминали. На вопрос «Как будут осуществляться их функции инспектирования войск?» был получен ответ, обескураживающий по своей прямоте: «Вам скажут. Но в принципе придется съездить в воинские части раз или два в год». Задача, конечно, не очень обременительная, и большинство из приглашенных контракты подписали.
А внимательные люди могли заметить, что на митингах на Болотной или на Сахарова, на других подобных политических мероприятиях людей в военной форме с генеральскими и адмиральскими погонами не было. Разве что на сходках коммунистов они присутствовали, как всегда. Но это, как водится, другая история. Тут, как говорил, судя по советским литературным источникам, знаменитый генерал Дмитрий Карбышев, которого замучили в фашистском концлагере, «убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе».
Прохладное отношение абсолютного большинства ветеранов к политическим мероприятиям, особенно оппозиционного толка, можно объяснить также и резким, в два раза, повышением с 1 января и военных пенсий. Генералы и адмиралы даже с минимально-редкой для этой категории выслугой в 30 календарных лет стали получать не 20 тыс. руб в месяц, как раньше, а минимум 37–40 тыс. Прибавьте сюда контракт на участие в группе военных инспекторов, премию к Дню защитника Отечества, и можно догадаться, за кого в массовом порядке голосовали 4 марта отставники, а также армия и флот, где оклады тоже увеличили в 2,5–3 раза.
Некоторые «злые языки» назвали 4 тыс. отставных генералов и адмиралов, заключивших контракт с Минобороны на участие в группах инспекторов, новой «райской группой». По примеру той, что существовала во времена СССР при Министерстве обороны Союза. Правда, в нее тогда входили только генерал-полковники, адмиралы, генералы армии и адмиралы флота, главные маршалы родов войск, Маршалы Советского Союза и адмиралы флота Советского Союза. За каждым из них или за группой из трех-пяти генералов и адмиралов в здании Минобороны был закреплен кабинет, а вместе с ним порученец, персональный автомобиль и даже референт, который писал за военачальников статьи в центральные газеты и журналы. За некоторых – Героев Советского Союза, прославленных военачальников даже мемуары, которые большими тиражами издавал Воениздат. Сколько человек входило в ту «райскую группу», сказать трудно. Но по воспоминаниям бывших референтов и порученцев тех времен, не более 60.
На таком примерно положении сегодня советники Министерства обороны. Их трое. Это Маршалы Советского Союза – Сергей Соколов, которому в прошлом году исполнилось 100 лет, Василий Петров и Виктор Куликов, каждому из которых уже за 90 лет. Маршал Советского Союза Дмитрий Язов, который слегка моложе их, и еще около 30 генералов армии и адмиралов флота вошли в состав генеральных инспекторов – ведущих аналитиков Министерства обороны России. Они остаются на военной службе и получают ежемесячный оклад в соответствии со своим званием. Хотя таких благ, как были у бывшей «райской группы», у них сегодня нет. Нет даже персональной машины.
Конечно, надо признать, что создание группы военных инспекторов из числа отставных генералов и адмиралов – дело весьма полезное и нужное. Сегодня многие командиры бригад и даже командующие армиями не имеют такого опыта в проведении воинских учений, сплочения и воспитания больших воинских коллективов, какой был у военачальников советских времен. Двадцать потерянных лет анабиоза армии сказываются. А знания, умения и навыки ветеранов были бы весьма кстати нынешним командирам. Правда, при условии что отставники проработают в части не день-два, а неделю и больше. Но хватит ли у всех на это здоровья? Ведь возраст у многих немаленький.
И еще одна проблема – как и чему учить сегодняшних командиров. Армия, ее вооружения и способы ведения боевых действий сильно изменились по сравнению с советскими временами. Сумеют ли ветераны приспособиться к нынешним требованиям? Однозначного ответа нет.
Много проблем возникает, когда углубляешься в осмысление предвыборной инициативы военного ведомства. Правда, если речь шла только о материальной поддержке одного из подразделений ветеранов, то вопросы отпадают. Жаль только, что деньги быстро кончились.
|