В результате реформ в Российской армии исчезла структура, которая в полной мере могла бы координировать миротворческую деятельность частей и соединений, действующих за пределами страны. Нет должного обеспечения военнослужащих, проходящих службу на зарубежных базах. При этом некоторые подобные подразделения фактически небоеготовы. Об этом говорится в письме, направленном главой комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктором Озеровым премьеру Дмитрию Медведеву по итогам состоявшихся на днях слушаний в верхней палате парламента на эту тему.
Слушания прошли в полузакрытом режиме, поэтому в СМИ почти не освещались. Между тем некоторая информация, которая просочилась с мероприятия, думается, заслуживает внимания.
Согласно материалам, попавшим в «НГ», в Совете Федерации состоялся предметный и откровенный разговор вокруг доклада, который озвучил на слушаниях главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Чиркин, который рассказал о проблемах войск, действующих за рубежом, в том числе о миротворцах. Выступая перед сенаторами, генерал подробно остановился на военно-политической обстановке, которая складывается на постсоветском пространстве и вблизи границ России. Он не исключил возникновения конфликтных ситуаций в зонах геополитических интересов РФ (особенно в Центральной Азии и на Южном Кавказе), а значит, возможности проведения миротворческих операций, в том числе с участием российских войск.
Из слов генерала для сенаторов и приглашенных представителей министерств и ведомств стало понятно, что не во всем наши части и соединения, предназначенные для действий за рубежом, готовы к применению. Есть юридические, социальные проблемы. И, что самое интересное, из слов Чиркина вытекает, что многие проблемы подготовки и обеспечения миротворцев и военнослужащих военных баз обусловлены системными ошибками. Как признался главком, в ходе реформирования Минобороны были упразднены структуры, которые занимались вопросами координации миротворческой деятельности. Сейчас, по его словам, министерство обеспечивает лишь ее планирование. «Конечно же, – сказал генерал, – этого недостаточно». На просьбу прокомментировать положение с вывозом боеприпасов из Приднестровья, где Россия осуществляет единственную миротворческую миссию, генерал оценил ситуацию как «подвешенную». Главком заметил, что Россия при желании могла бы более активнее участвовать в миротворческой деятельности ООН в качестве донора и спонсора ряда миротворческих программ, а также активнее подключаться к военно-техническому обеспечению миротворческих операций ООН, включая поставки военной техники.
С выводами Владимира Чиркина сенаторы согласились. В ходе обсуждения они обратили внимание представителей министерств и ведомств на непростую ситуацию в местах дислокации российских войск за границей. Так, в частности, заместитель председателя комитета Совета Федерации Анатолий Бондарук рассказал о положении на 102-й российской военной базе в Армении, где не так давно побывала делегация сенаторов. Ситуацию в авиационном подразделении базы сенатор проиллюстрировал так: из 18 самолетов в строю только два учебно-боевых и два боевых, остальные неисправны. Еще одна проблема, по его словам, – невозможность вывезти для ремонта неисправную технику из Армении через территории сопредельных государств. По-прежнему, добавил Бондарук, не урегулирован с армянской стороной и вопрос оплаты содержания российских военнослужащих. Около 50 завершивших службу офицеров остаются в Армении, потому что в России для них нет жилья. Ощущение, резюмировал Бондарук, что люди брошены и никому не нужны. Подобное отношение, заметил сенатор, дискредитирует идею присутствия российских войск за рубежом.
Про солдат и офицеров – понятно. Про них в наши дни часто забывают нынешние руководители. Но если боевая техника неисправна и нет возможности ее починить, значит, в подразделениях 102-й базы есть и, возможно, будут значительные проблемы с решением поставленных учебных и возможных боевых задач. «Сенатор Бондарук, по сути, признался в том, что наша авиационная группировка в Армении практически небоеготовна. И это в то время, когда в данном регионе в любой момент могут возникнуть вооруженные конфликты. При этом Минобороны России рассказывает о том, как активно и успешно готовится к многочисленным военным маневрам, намеченным в данном регионе этой осенью. Кого обманываем?» – прокомментировал ситуацию генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в 90-х годах в должности заместителя командующего Группы российских войск в Закавказье не раз инспектировал 102-ю военную базу.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Рудик Искужин замечает, что сенаторы за последние пять лет 12 раз посещали подразделения российских войск, находящихся за рубежом. При этом возникали различные «проблемные темы». «Соответствующие документы направлялись в различные инстанции, но вопросы не решались или решались, но не полностью», – сетует сенатор. Он считает, что нынешние структуры власти должны совместно найти пути решения существующих проблем.
«За пределами России дислоцируется значительная группировка наших войск, – сказал «НГ» генерал-полковник Юрий Букреев, который в свое время в ранге замначальника Генштаба возглавлял Главное управление Сухопутных войск. – В любой момент они могут выполнять важные боевые задачи, в том числе и миротворческие. За планирование, координацию, организацию и обеспечение их деятельности в свое время лет пять назад в Сухопутных войсках отвечал заместитель главкома. При нем был отдел. Сейчас же, по моим сведениям, всем этим пытается заниматься небольшая группа офицеров управления. Противоречие здесь заключается еще и в том, что войска, базирующиеся за рубежом, подчиняются командующим военными округами. При этом округа главкомату Сухопутных войск не подчиняются. Отсюда и вся неразбериха. Надо возвратить старую проверенную временем систему управления. Главкомат по своему статусу обязан и должен руководить миротворческими и другими войсками, дислоцированными за рубежом».
|