Разговоры о том, нужна ли нашей стране реформа вооруженных сил, ведутся еще с середины 80-х годов, а между тем расходы на оборону только сокращаются, численность армии становится все меньше, вооружение безнадежно устаревает, одна за другой закрываются военные базы России в других государствах. Профессия военного в России утратила всякий престиж и уважение, общественное мнение об армии сегодня – некая смесь брезгливости и даже злорадства. Периодически кто-то из «прогрессивно» настроенных деятелей заявляет: «Хватит их кормить!» и массы согласно кивают: действительно, хватит. Но то, к чему приведет нас такое отношение к собственной армии, хорошо выразил еще Наполеон Бонапарт: кто не хочет кормить свою армию, в скором времени будет кормить чужую.
Самое плохое в этой плачевной ситуации заключается, как всегда, в общественном отношении к проблеме. Большинству россиян нынешнее положение с отечественной «оборонкой» не кажется чем-то ужасным: последняя большая война на территории нашего государства была слишком давно и никто из нынешнего поколения не верит в ее возможность. А меж тем очень зря. Война – это продолжение политики, это процесс, неразрывно связанный с научно-техническим прогрессом, который эволюционирует теми же темпами, что и наше техническое знание. Война сейчас и 50 лет назад – это далеко не одно и то же. К примеру, уже сегодня против России ведется масштабная информационная война, ущерб от которой весьма ощутим. Но обратимся к истории. Можно долго спорить, по чьей вине Советский Союз понес такие тяжелые потери в первые годы Великой Отечественной войны, но факт остается фактом: уже в конце в 1942 года Россия перешла в контрнаступление, чему в большей степени способствовало резкое качественное изменение техники и вооружения. Руководство страны (к нему можно относиться как угодно) безошибочно определило настоящую причину поражений и срочно бросило все силы на модернизацию военных мощностей. Разумеется, к победе нас привело не только появление новых танков и самолетов, но без этой меры Советский Союз однозначно был бы побежден. Платой за недостаточно высокий уровень развития технологий стали ужасающие человеческие потери. Сегодня России нельзя уповать на то, что в случае прямого военного противостояния мы «завалим врага трупами» – нам этого не позволит демография. Случись мобилизация, сколько человек встанут под ружье? Дай бог, чтобы набралась пара миллионов. Но даже не это станет решающим фактором: современная война – это не только и не столько штыковые атаки «стенка на стенку», это противостояние больших денег и высоких технологий. Начнем с денег. Первое, на что следует обратить внимание, это внешний государственный долг. Этот показатель имеет самое прямое отношение к такому понятию, как государственная безопасность. Задумайтесь, почему США ведут себя уверенно и агрессивно со всеми государствами мира, кроме Китая? Почему в отношениях с этой страной Америка держит себя особенно осторожно и даже деликатно? Ответ прост: Китай является основным держателем госдолга США. На сегодняшний день госдолг США составляет 15,3 трлн долларов, из которых 25% являются именно китайскими. Еще 20% – японские, затем следуют Великобритания, страны ОПЕК и т.д. И именно с этими странами США старается не затевать даже мелких конфликтов, потому как кредиторы в любой момент могут выставить счет и потребовать выплаты долга. Вот так госдолг ограничивает военные аппетиты страны. А у России внешний долг на 2011 год – всего 3% от ВВП (у США этот показатель выше 100% от ВВП!). Это самый низкий показатель в Европе, а ведь еще в 1998 году внешний долг Российской Федерации составлял 146,4% от ВВП. Придя к власти, новое правительство во главе с Владимиром Путиным (к нему, опять же, можно относиться как угодно), определило выплату государственного долга первоочередной задачей и справилось с ней. А теперь, поговорив о деньгах, обратимся к технологиям, но далеко от темы денег опять же не уйдем, потому как вопрос технологий – это, прежде всего, вопрос стратегии денежных вложений. На начало века оборонные расходы нашей страны составляли всего 6 млрд долларов (2% от американских оборонных затрат). По численности вооруженных сил Россия могла соперничать с Индией, но российский бюджет на содержание армии при этом был ниже индийского в два раза. Говоря простым языком, денег на армию у страны едва хватало, к тому же нужно было придумать, куда их вкладывать: в силы ядерного сдерживания или в силы общего назначения, на текущее содержание или на инвестиции в будущее, в призыв или контракт… Дать денег «на все сразу» не представлялось возможным ни тогда, ни сейчас. Плана было два: Генштаб, возглавляемый генералом Анатолием Квашниным, предлагал резко усилить силы общего назначения (СОН) за счет столь же резкого сокращения ракетных комплексов наземного базирования, а министерство обороны в лице министра Игоря Сергеева предлагало сократить СОН (в том числе уменьшить численность армии с 1,2 млн человек до 0,8 млн), но не трогать при этом ракеты, а бюджетную структуру «содержание-инвестиции» определить в виде пропорции 50 на 50. То есть ужать содержание, но начать вкладывать в разработки, в то время как Генштаб склонялся к тому, чтобы на содержание уходило до 70% военного бюджета. Генерал Квашнин при этом заявлял, что даже если количество наземных стратегических ракет будет сокращено с 750 до 150, т.е. в 5 раз, Россия сможет поддерживать ядерный паритет с США, а сэкономленные на ракетах деньги надо направить на «кормление» армии. Чем кончился этот спор, все помнят: противостояние выиграл Генштаб, а министр Сергеев ушел из министерства. Ракет стало меньше, размер инвестиций в новые технологии сжался до минимума. Какими бы сейчас были наши вооруженные силы, прими правительство в 2001 году, когда случился этот конфликт, другое решение? Эксперты открыто говорят: сегодня ядерный паритет между Россией и Америкой – видимость, мы не можем противостоять США ни по количеству ракет, ни по уровню ПВО. В то время как они строят противоракетные комплексы, мы их теряем. Неважно, по глупости ли мы их теряем или по необходимости – главным остается то, что при таком развитии событий Россия очень скоро может утратить статус ядерной державы.
Военный бюджет США сегодня составляет 700 млрд. долларов и по масштабам сопоставим с суммой военных бюджетов всего остального мира, включая таких гигантов, как Китай, Индия и Россия. Мы, конечно, не можем вкладывать в свою армию таких денег, но некоторые задачи решить нам вполне по силам и это, прежде всего, должна быть задача восстановления ядерного паритета. Какие первоочередные шаги должно сделать наше государство на этом пути? Единственно правильного ответа нет, как не было и десять лет назад, но теперь у нас есть опыт. Так давайте обсудим, что надо сделать, чтобы не повторять прошлых ошибок. источник
|