"В конце холодной войны Советский Союз имел население почти 290 млн человек и валовой национальный продукт, оценивавшийся приблизительно в 2,5 трлн долларов. В то время США имели население почти 250 млн человек, а ВНП составлял приблизительно 5,2 трлн долларов. Таким образом, население Соединенных Штатов было меньше населения СССР, а экономика превосходила советскую только в два раза.
Два десятилетия спустя население России составило 140 млн, а ВНП приблизительно 1,3 трлн долларов, в то время как США имеют население более чем 300 млн человек, а ВНП составляет 13 трлн долларов. Таким образом, сегодня США имеют более чем в два раза больше населения, а экономика превосходит российскую в 10 раз.
То есть Советский Союз потерпел поражение от Соединенных Штатов, имея значительно более лучшие показатели. Теперь, обладая более чем скромными ресурсами, Российская Федерация бросает долговременный вызов США.
В августе 2008 года после того, как Грузия пошла в военное наступление, чтобы присоединить к себе отколовшиеся регионы страны, Россия послала свои войска и танки в Южную Осетию и Абхазию. Россия оценила данный конфликт как способ бросить вызов Западу, особенно Соединенным Штатам. Россия искала эту конфронтацию, чтобы увеличить свои военные усилия, которые были прерваны распадом Советского Союза. На вопрос, будет ли Россия использовать этот конфликт для усиления своего военного потенциала, на пресс-конференции от 14 августа заместитель начальника Генерального штаба, генерал-полковник Анатолий Ноговицын ответил, что страна "сделает серьезные выводы" из этих событий.
Конфронтация с Грузией есть часть общего противостояния России с Западом. Существует целый ряд проблем, например, независимость Косова и размещение американской системы ПРО в Европе, в результате чего Россия взяла курс в сторону чрезвычайно конфронтационной политики по отношению к Западу, к Соединенным Штатам в частности. Смысл состоит в том, что Россия снова почувствовала угрозу от своего традиционного соперника и после некоторого времени спячки "медведь" проснулся.
Вновь появившийся акцент на возрастание внешней угрозы и потребность в сильных вооруженных силах - основа новой российской политики. Россия ищет примеры для подражания в собственной истории, чтобы заменить дискредитировавшую себя либеральную модель развития 90-х. Оба царя и комиссары предлагают новую модель политики.
Русские прекратили покупать новые образцы вооружений почти 20 лет назад. Таким образом, конфронтация с Грузией послужила для того, чтобы вновь оправдать увеличение военных расходов до того, как вооруженные силы РФ окончательно развалятся, и не будут напоминать швейцарскую охрану Папы Римского - есть на что посмотреть, но она не представляет никакой угрозы.
Российские бронетанковые войска оснащены большим количеством танков различных типов, но очень небольшая часть этого арсенала отвечает современным требованиям. Среднему российскому танку более чем 20 лет, а значительная часть танков произведена более 40 лет и даже ранее. Почти такая же ситуация в ВВС, основной парк которых был разработан в 70-е и произведен в 80-е.
После окончания холодной войны российская военная промышленность, чтобы остаться на плаву, работала в основном на экспорт. Во времена холодной войны считалось, что по технологическому уровню американский военный арсенал опережает советский на 10 лет, а китайский на 25 лет. Теперь китайцы имеют арсенал, который современнее российского. Китайцы, кажется, имеют больше истребителей Су-27, чем российские ВВС. Последний тип китайского эсминца по своим характеристикам близок к современным американским кораблям класса Arleigh Burke. Испытанная в январе китайская противоспутниковая ракета является более продвинутой технологией, чем то, что создавал и когда-либо испытывал СССР. Продавая современные военные технологии и целые заводы, Россия теряет своих лучших клиентов.
К 2004 году Индия стала обладателем современного танкового парка, который по своему качеству превосходит российский. В то время Индия имела 310 современных танков Т-90, в то время как Россия имела не больше 150 танков этого типа. К 2008 году Россия имела 321 истребитель типа Су-27 и не имела планов их закупать. Китай же имел 420 Су-27 и имел планы построить дополнительно сотни таких самолетов.
Экспорт российских вооружений с 2000 года вырос на менее 3 млрд долларов и составил в 2007 году 6,1 млрд долларов. В то время российский экспортер вооружения "Рособоронэкспорт" имел портфель заказов приблизительно в 20 млрд долларов, что гарантировало экспортную работу оборонных предприятий на 5-7 лет. Но сегодня этой уверенности приходит конец. Если в 2006 году было произведено вооружений на сумму 237 млрд рублей (8,8 млрд долларов США), то в предыдущем году этот показатель упал до 183 млрд рублей (6,7 млрд долларов США).
Чем дольше происходит эрозия российской оборонной промышленности, тем труднее будет остановить этот спад и восстановить отрасль. Значительная часть работников военной промышленности долгое время дрейфовала в поисках лучшей доли, а те, кто остались - это старые работники, которые скоро уйдут на пенсию. Все больше становится старых проектов вооружений, которые не могут отвечать мировым стандартам. Нефть и газ извратили Россию и усилили импорт европейских товаров промышленного назначения, чем был нанесен большой удар по промышленным отраслям экономики России. Сегодня можно говорить о ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ России.
Станкостроительный парк российской экономики ржавеет и не может конкурировать со станочным оборудованием мирового класса. Современный станочный парк мог бы стать реаниматором российской военной промышленности.
Нефть и газ не способны решить эту проблему. Нефтяные доходы российского бюджета ежегодно составляют приблизительно 100 млрд долларов (без существенного увеличения или снижения). Российский военный бюджет за последние годы удвоился (от 25 млрд в 2006 году он достигнет 50 млрд в 2009-м). Но этот рост нельзя сравнить с американским, который ежегодно составляет 600 млрд долларов. В 2006 году в России была принята Государственная программа вооружений на 2007-2015 годы, на реализацию которой должны пойти 4,9 трлн рублей (186 млрд долларов). В предстоящие 9 лет из этого общего количества 63% (117 млрд долларов) должны быть израсходованы на приобретение современного оружия и оборудования, остальные 27% (69 млрд долларов) должны пойти на разработку новых образцов вооружений. Для сравнения, в 2007 году из американского военного бюджета на закупку новых вооружений будут направлены 134 млрд долларов, а расходы на НИОКР составят 77 млрд долларов.
Усилия России преобразовать вооруженные силы советского типа на меньшую по численности, более оснащенную и мобильную силу сталкиваются с косным военным руководством, проблемой дисциплины в армии, ограниченным финансированием и трудностями в области демографии. Правительство России предпринимает некоторые шаги по выпрямлению ситуации, например, проводит больше военных маневров и пытается улучшить организацию вооруженных сил.
Несмотря на увеличение военного бюджета эти расходы неадекватны по отношению к раздутой численности вооруженных сил России. Текущая численность ВС оценивается в 1 млн человек, что является большой нагрузкой, учитывая размеры ВНП и военный бюджет. Все это приводит к тому, что процесс преобразования ВС России на профессиональную армию наталкивается на множество проблем. Это наследие советского прошлого, которое изменилось незначительно. Высшие руководители России продолжают делать упор на поддержание больших стратегических ядерных сил, способных удержать вероятного противника от массированного ядерного нападения.
В 2002 году денежное довольствие призывника составляла только 100 рублей в месяц, или примерно 3,5 доллара. Теоретически армия обеспечивает свои потребности, но плохие условия размещения солдат и нехватка продовольствия продолжают изводить вооруженные силы. Так же характерны проблемы с дисциплиной и зверские издевательства в среде военнослужащих. ВИЧ, как оценивают, является нормой в российских вооруженных силах, уровень заболеваемостью которым в 2-5 раза превышает показатель среди гражданского населения. Туберкулез также является постоянной проблемой.
Такие ужасные условия вынуждают молодых россиян уклоняться от службы в армии. Хотя доступные трудовые ресурсы (мужчины 15-49 лет) в 2004 году оценивались в 39,1 млн человек, только 1/10 из этого количества прослужила в армии. Кроме того, военные чиновники жалуются, что все больше и больше призывников имеют низкий уровень образования, подвержены инфекционным болезням, а также имеют судимость.
Российское правительство заявляет, что оно желает преобразовать армию из призывной в профессиональную. Однако эти планы много раз пересматривались. В настоящее время предлагается перейти к смешанному комплектованию вооруженных сил, в которых профессиональные солдаты должны иметь все большую долю. Некоторые военные руководители говорят о необходимости создания сержантского корпуса в вооруженных силах, но это требует дополнительных расходов, в частности, на обучение. 90-е прошли, но Россия все еще не может восстановить статус великой державы.
Помимо вмешательства в политические дела на Украине, Россия оказывала давление на прозападную Грузию, поддерживая сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии. Отказываясь вывести военный контингент из Молдовы, Россия подогревает сепаратизм в Приднестровье. Россия также занимается угрожающей риторикой в адрес новых членов НАТО Латвии, Литвы и Эстонии.
Если недавние военные события на Кавказе и поведение России оценивать как политику "зуб за зуб", которую министр обороны США Роберт М. Гэйтс (Robert M. Gates) назвал "броском их пищи на пол" ("throwing their food on the floor"), то испугавшиеся европейцы предлагают "правильно понимать Россию", пересмотреть планы размещения ПРО в Европе и продолжать обычные дела с русскими.
Если недавнее российское поведение охарактеризовать как ностальгию по имперскому прошлому, и веры части российского общества в необходимость иметь более мощные вооруженные силы, чтобы иметь влияние в пределах границ Российской Империи образца 1914 года, то враждебность этой страны почти полностью является продуктом внутренних процессов, вне зависимости от внешних факторов".
|