Прошу разъяснить правомерность принятия решений командованием Минобороны России об увольнении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и обеспеченных по месту прохождения военной службы служебным жилым помещением, с военной службы при изъявлении указанными военнослужащими желания получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части. Правовым основанием для принятия таких решений, по мнению командования, является пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 16 сентября 1999 года № 1237, решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года № ВКПИ 07-30 и Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2007 года № КАСС 07-509. Комитет Государственной Думы по обороне по данному вопросу обратился к Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедеву и получил разъяснения от 16 апреля 2009 года, из которых следует, что по смыслу названных решений судов военнослужащие и члены их семей, изъявившие желание после увольнения получить жилье не по месту военной службы, а по избранному месту жительства, признаются нуждающимися в жилых помещениях независимо от наличия у них жилых помещений по месту военной службы. В связи с этим указано, что абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по предусмотренным в нем основаниям военнослужащих, без их согласия, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без предоставления им жилых помещений. Этой же нормой закона предусмотрено, что при желании вышеуказанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (т.е. федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета). Поэтому каких-либо оснований рассматривать данные судебные решения как дающие основание увольнять военнослужащих, имеющих по месту прохождения военной службы служебные жилые помещения, до обеспечения их жильем по избранному месту жительства не имеется. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" "военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах". По нашему мнению, при рассмотрении вопроса о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебных жилых помещений в других близлежащих населенных пунктах, при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в населенных пунктах в которых располагаются воинские части, прежде всего должны учитываться интересы службы, боевой готовности, возможность в максимально сжатые сроки прибывать к месту службы в случае экстренной необходимости. Как известно, действующий Федеральный закон № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не устанавливает для военных, ранее являвшихся участниками данной системы и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, механизма участия в ней при заключении новых контрактов о прохождении военной службы. Нарассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации уже находится проект федерального закона № 427625-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (весен депутатами Государственной Думы Ю.А.Савенко, В.М.Заварзиным, М.В.Бабичем, М.Х.Манаровым, М.П.Ненашевым, И.Е.Пузановым, М.Л.Шаккумом, В.Я.Пекаревым), которым предусматривается механизм участия в накопительно-ипотечной системе военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, а также основания при которых ранее накопленные средства военнослужащему восстанавливаются. О прохождении военной службы В 2010 году был уволен по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (несоблюдение условий контракта). Могу ли я снова поступить на военную службу по контракту? Исчерпывающий перечень оснований для отказа кандидатам, поступающим на военную службу по контракту, в заключении с ними соответствующего контракта установлен в пункте 5 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Увольнение с военной службы по указанному Вами основанию в их число не входит. При отсутствии предусмотренных вышеуказанным пунктом оснований Вы можете поступить на военную службу по контракту, если отвечаете требованиям, которые предусмотрены статьей 33 указанного Федерального закона. В 2010 году после школы поступил на первый курс военного института внутренних войск. 18 лет. В процессе обучения понял, что контракт о прохождении военной службы заключать не хочу. Какие могут быть последствия? В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Федеральный закон) в случае отказа заключить контракт о прохождении военной службы (а такая возможность появиться у Вас не ранее окончания первого курса), Вы будете отчислены из военного института и направлены для прохождения военной службы по призыву (при условии, если Вы не имеете права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу). При этом, продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования будет засчитана Вам из расчета два дня военной службы в указанном образовательном учреждении за один день военной службы по призыву. С учетом подпункта "д" пункта 1 статьи 38 указанного Федерального закона, которым установлен срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - 12 месяцев, Вы можете самостоятельно определить остающийся после отчисления из военного института срок прохождения Вами военной службы по призыву. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона Вы будете обязаны возместить средства федерального бюджета, потраченные Вашу военную или специальную подготовку. Методика исчисления расчета подлежащих возмещению средств федерального бюджета утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 года № 629. Поскольку для самостоятельно рассчитать размер средств, которые Вы должны будете возместить, вряд ли представиться возможным, рекомендуем с этим вопросом обратиться по команде. Атаман одной из казачьих станиц Кубани обратился в государственные органы с просьбой призвать гражданина на военную службу сроком не 1, а на 2 года, с согласия этого гражданина. Возможно ли это? Нет, это не возможно. Подпунктом "д" пункта 1 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву установлен 12 месяцев. Этот срок является общим для всех граждан Российской Федерации и индивидуально для того или иного гражданина увеличен быть не может. 15 апреля 2011 года должен быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Контракт заключал в 2009 году до достижения предельного возраста. 31 января 2011 года в отношении меня возбудили уголовное дело по части 1 статьи 286 УК РФ. Уволят ли меня с военной службы в период следствия? По какому основанию я буду уволен? В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службу" (далее – Федеральный закон) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, срок военной службы устанавливается в соответствии с контрактом о прохождении военной службы. В соответствии с пунктом 11 указанной статьи окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, установленных Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, в том числе. Федеральный закон предусматривает, что военнослужащий не может быть исключен из списков воинской части по окончании срока военной службы, если в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части. Таким образом, если в отношении Вас не избраны названные меры пресечения, Вы будете уволены с военной службы в день истечения срока, указанного в контракте о прохождении военной службы, – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, если ранее не будете уволены с военной службы по иным предусмотренным Федеральным законом основаниям. Проходил службу по призыву в Вооруженных Силах РФ. Ефрейтор, механик-водитель БМП. В 1996 году был уволен по ранению (получил в Чечне). Установлена инвалидность 3-й группы, ветеран боевых действий. Имею ли я право на лечение в госпиталях Минобороны России? В соответствии с абзацем четвертым пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 года № 20 "Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации" организация принятия на лечение и обследование вышеуказанных граждан осуществляют: начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации - в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны, дислоцированных в г. Москве, вне зависимости от их подчиненности; командующий войсками военного округа, флота - в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны по согласованию с заинтересованными центральными органами военного управления. Согласно российской Конституции, Россия – светское государство. На территории воинской части построена часовня, где регулярно проходят службы. Законно ли это? В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 8 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица, религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.
В случае, если у Вас есть сомнения в законности проведения религиозных церемоний на территории воинской части, Вы может обратиться с соответствующим заявлением в военную прокурору.