Большинство реформ российской армии сводилось в основном к уменьшению количества ее личного состава.
Доставшаяся в наследство от Советского Союза армия (2,8 миллиона человек в 1992 году) оказалась непосильным бременем для Российского государства, прежде всего по причине отсутствия достаточных финансовых средств. Итогом нескольких реформ Вооруженных Сил, включая приведение к новому облику, стало снижение их численности до одного миллиона.
По мнению ряда экспертов, такое число личного состава ВС РФ можно рассматривать в качестве компромисса между требуемой и возможной численностью. Однако открытым остается вопрос об обоснованном численном составе, достаточном для сдерживания, отражения любой возможной агрессии и решения других возложенных на Российскую армию задач.
По вопросу о том, какой должна быть численность Вооруженных Сил Российской Федерации, в обществе идут споры.
Либеральная часть политической и научной элиты доказывает, что вполне достаточно иметь 600–800 тысяч человек. Эти цифры обосновываются ссылками на другие государства мира, прежде всего Европу, а также ограниченностью материальных возможностей государства по содержанию более многочисленной армии.
Сегодня, когда военный бюджет достиг достойных размеров – около 23 триллионов рублей на десять лет, доводы на отсутствие финансовых средств нельзя признать веским основанием для оправдания указанных цифр. Также некорректными являются аргументы относительно малых армий европейских стран – слишком различны условия обеспечения военной безопасности. Только по площади территории Россия больше, чем все эти государства вместе взятые.
Фото: Павел Герасимов
От чего же необходимо отталкиваться при определении численности российских Вооруженных Сил? Ответ очевиден: если они предназначены для парирования военных угроз, то их численный состав должен быть достаточный для выполнения этой задачи в самых сложных условиях.
То есть армия обязана обеспечить безопасность России во всех войнах и вооруженных конфликтах, которые могут быть развязаны против нашей Родины или в которые она может быть втянута в силу негативного развития международной ситуации. Оценка угроз
Анализ текущей экономической и военно-политической ситуации, тенденций ее развития показывает, что для России в той или иной степени актуален ряд военных угроз, для нейтрализации или предотвращения которых могут быть применены национальные вооруженные силы.
Пограничные конфликты потенциально возможны на западе (в отношениях со странами Балтии) – в связи с территориальными спорами, северо-западе (с Норвегией) – из-за раздела исключительных экономических зон в Баренцевом и Норвежском морях, юге – в силу возможной экспансии со стороны исламских фундаменталистов (в частности талибов). Во всех этих районах вероятность возникновения таких конфликтных ситуаций в настоящее время оценивается как низкая, но она способна возрасти в перспективе. Сохраняется также опасность обострения отношений России с Грузией, втягивания группировки российских войск в грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты. Вероятность подобного сценария средняя.
Вооруженные конфликты способны стать следствием эскалации пограничных или попыток решить территориальные споры военным путем. Средняя вероятность возникновения таких конфликтных ситуаций остается в Северо-Кавказском регионе в связи с претензиями Грузии на восстановление территориальной целостности. Имеется, правда, исключительно низкий риск провоцирования вооруженного конфликта между Россией и Японией за Курильские острова. Существующая нестабильность ситуации в Центрально-Азиатском регионе поддерживает незначительную опасность начала военных действий на российском юге.
В связи с нарастанием социально-политической напряженности в России, углублением глобального кризиса и активизацией деятельности спецслужб США по отрыву от нашей страны Прикаспийского региона путем дестабилизации ситуации в республиках Северного Кавказа существенно возрастает вероятность возникновения внутренних вооруженных конфликтов в этом регионе (оценивается как высокая), а также в депрессивных регионах России (средняя).
Локальная война может возникнуть в Северо-Кавказском регионе в результате эскалации вооруженных конфликтов в республиках Северного Кавказа и на границах Грузии с Абхазией и Южной Осетией, с втягиванием в них России, при возможной их интернационализации за счет вмешательства (прямого или скрытого) отдельных стран НАТО.
Кроме того, с выводом войск Североатлантического альянса из Афганистана нарастает вероятность возникновения в центральноазиатских республиках ряда внутренних или межгосударственных конфликтов, которые способны в результате обострения превратиться в локальную войну.
Возникновение региональной войны против Российской Федерации возможно только на фоне развития крупномасштабных военных действий. При этом если Россия будет входить в коалицию государств, противостоящую странам западной цивилизации, то она будет протекать на западном направлении, а если российская сторона окажется в союзе с Западом, то следует ожидать ее развития на Востоке, где главным противником станет Китай.
Возможность начала мировой войны сегодня непрерывно нарастает в связи с углублением глобального кризиса, разрешить который можно, только изменив всю систему мирового устройства. Такие процессы в XX веке вызвали уже две крупномасштабные войны, и предполагать, что этот, еще более глубокий кризис будет разрешен бескровно, чрезвычайно трудно. Сегодня оценивать возможность возникновения мировой войны можно пока как низкую, однако в перспективе она станет нарастать и втягивание в нее России практически неизбежно. Масштабы конфликтов
Таким образом, Вооруженные Силы России должны быть готовы обеспечить военную безопасность страны в войнах и вооруженных конфликтах следующих видов:
1. Пограничный конфликт ограничивается отдельным оперативно-важным районом, а продолжительность его составляет от нескольких дней до одного-двух месяцев. Для его разрешения каждой из сторон придется привлечь группировку войск (сил) численностью от двух-трех до пяти – десяти тысяч человек. Период непосредственной подготовки может составить от одного до пяти дней. Часто подобная конфликтная ситуация служит поводом для развязывания более крупной военной акции.
2. Вооруженный конфликт способен занять одно операционное направление, а длиться от нескольких дней или месяцев до нескольких лет. Каждая сторона вынуждена будет привлечь группировку войск (сил) численностью от 30–40 до 100–120 тысяч человек. Для непосредственной подготовки потребуется до нескольких недель. Участники противоборства ставят перед собой, как правило, ограниченные политические цели.
В качестве отдельного вида выделяют внутренние вооруженные конфликты, которые представляют наиболее острую форму внутриполитического противостояния.
3. Локальная война может проходить на одном стратегическом направлении, а по продолжительности – от нескольких месяцев до нескольких лет. Группировки войск (сил) каждой из сторон должны составить от 500 тысяч до одного миллиона человек и более. Период непосредственной подготовки к такой войне – несколько месяцев. Стороны ставят перед собой, как правило, достаточно масштабные политические цели, такие, например, как реализация крупных территориальных претензий вплоть до аннексии.
4. Региональная война по пространству охватывает несколько стратегических направлений и длится несколько лет. Для ее ведения каждой из сторон придется привлечь группировку войск (сил) численностью от четырех-пяти до десяти миллионов человек. Непосредственная подготовка, как правило, составляет от одного года до нескольких лет. В ее рамках достигаются исключительно решительные политические цели, такие, например, как аннексия целых стран, смена политического строя или властной элиты в крупных государствах, установление военно-политического контроля над важными регионами мира.
5. Мировая война охватит все основные регионы Земли, продолжительность – от нескольких лет до нескольких десятилетий. Она станет, безусловно, коалиционной с участием противоборствующих союзов всех ведущих стран. Каждая из участвующих сторон использует весь имеющийся военный, экономический и духовный потенциал. Структурно война будет представлять систему региональных и локальных войн на различных театрах военных действий. Общий состав противостоящих группировок войск (сил) может достигнуть нескольких десятков миллионов человек. Период непосредственной подготовки составит несколько лет. Вхождение в мировую войну будет происходить в виде эскалации первоначально возникших нескольких вооруженных конфликтов и локальных войн в региональные, которые и образуют ее в совокупности. В крупномасштабной войне решаются геополитические цели, имеющие глобальное значение, прежде всего это может быть построение нового мирового порядка. Требуемый состав
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что российские Вооруженные Силы должны быть способны в мирное время: прикрывать границы, успешно разрешать пограничные конфликты на любом операционном направлении силами отдельных группировок войск до 10 тысяч человек; разрешать один-два вооруженных конфликта, включая внутренние, наращивая имеющиеся группировки прикрытия границы за счет других направлений и центра до 100–200 тысяч человек; осуществлять поддержку международной политической и экономической деятельности России и ее граждан, защиту ее жизненно важных интересов за пределами страны.
При полном или частичном мобилизационном развертывании: разрешать одну-две локальные войны (без применения ОМП) с созданием для этого группировок общей численностью до одного миллиона человек и более; предотвращать эскалацию локальной войны в региональную угрозой применения тактического и оперативно-тактического ядерного оружия; принуждать противника к отказу от дальнейшей военной агрессии в региональной войне при ее прямом возникновении за счет применения всех видов ядерного оружия (включая стратегическое).
Стратегическими ядерными силами осуществлять гарантированное сдерживание угрозы применения ОМП со стороны других стран, обладающих таким оружием.
Исходя из перечисленных требований при полном мобилизационном развертывании в составе отечественных Вооруженных Сил должно быть от 2,5 до 3,5 миллиона человек, в том числе от 0,6 до 1,5 миллиона в составе группировок, решающих задачи в одной-двух локальных войнах на одном-двух стратегических направлениях, остальные – силы прикрытия границы на других направлениях, систем всестороннего обеспечения и управления.
Опираясь на требуемую численность военного времени в 3,5 миллиона и средний коэффициент мобилизационного развертывания в 2,3–2,7 (по опыту Второй мировой войны, конфликтов второй половины XX – начала XXI века), можно определить минимально необходимый состав Вооруженных Сил Российской Федерации мирного времени – 1,2–1,5 миллиона человек.
Константин Сивков,
первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук
Цитата: Либеральная часть политической и научной элиты доказывает, что вполне достаточно иметь 600–800 тысяч человек. Эти цифры обосновываются ссылками на другие государства мира, прежде всего Европу, а также ограниченностью материальных возможностей государства по содержанию более многочисленной армии. Моя точка зрения: эту бы часть элиты (или их детей) в ряды, да в горячие точки, в отдаленные гарнизоны на Крайнем Севере или ДВ на год хотя бы. Теперь о корректности сравнения нас с Европой. У нас любая область больше любого европейского государства. А недры и природные ресурсы, которыми мы пока обладаем в силу своей территории. Стоит только дать слабину и пойти на поводу этой элиты и завтра найдутся неоспоримые свидетельства того, что недры нам принадлежащие не наши и вообще земли русские России не должны принадлежать. Полностью согласен с К.Сивковым, "...минимально необходимый состав Вооруженных Сил Российской Федерации мирного времени – 1,2–1,5 миллиона человек"
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]