Каждое пятое преступление в войсках имеет коррупционную составляющую
Последние коррупционные разоблачения в армии, ОПК, связанные с прежним министром обороны, а также в других государственных структурах, – одна из главных тем средств массовой информации. В финансовых преступлениях поражают даже не размеры похищенных сумм, а тот цинизм и безнаказанность, с которыми совершались махинации. Какие же меры могут избавить государство от подобного рода позорных явлений? На этот и другие вопросы в интервью газете «Военно-промышленный курьер» отвечает начальник отдела надзора (за исполнением законодательства о противодействии коррупции) Главной военной прокуратуры полковник юстиции Константин Беляев.
«ВПК»: Константин Александрович, в последнее время все чаще стали говорить об армии в связи с коррупционными делами в «Оборонсервисе». А как в целом сегодня обстоит ситуация с правонарушениями в этой области в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах?
– К сожалению, каждое пятое преступление в войсках имеет коррупционную составляющую. Среди уличенных в коррупции не снижается доля старших и высших офицеров, начальников всех уровней, руководителей предприятий и организаций. К примеру, за последние два года по обвинению в совершении коррупционных криминальных деяний осуждены свыше 1100 должностных лиц.
Уже в этом году выявлено более полутора тысяч преступлений коррупционной направленности, в том числе свыше 180 случаев взяточничества. Только военными прокурорами за девять месяцев 2012 года возмещен материальный ущерб государству на сумму свыше 440 миллионов.
«ВПК»: Государство выделяет все больше средств на перевооружение. Но порой деньги не доходят до воинских частей, не воплощаются в новые виды ВВТ. Периодически всплывают факты коррупции при их, что называется, освоении. В чем главные причины такого позорного для армии и ОПК явления?
– Главные беды – это хищения и нецелевое расходование бюджетных средств, нарушения аукционных и конкурсных процедур, оплата невыполненных работ, завышение цен на продукцию военного назначения.
При этом мошенники порой разрабатывают хитроумные схемы незаконного изъятия денег у государства. В ходе реализации госконтрактов требуют «откаты» должностным лицам. Похищенные деньги «отмываются» через фирмы-однодневки, подчас созданные самими должностными лицами либо их родственниками. В результате расхищаются значительные суммы, а в войска поступают некачественные техника и вооружение.
К примеру, в Ростовской области руководство одного оборонного предприятия совместно с директором коммерческой организации организовало хищение бюджетных средств на сумму свыше 129 миллионов рублей, выделенных на ремонт военной техники. С этой целью были созданы фирмы-однодневки, которые использовались как поставщики контрафактной продукции. Впоследствии изделия восстанавливались за счет государственных средств, а контрафактные запчасти под видом новых использовались для ремонта бронетехники. Я думаю, всем понятно, какого качества техника поступала в войска после такого ремонта. По данным фактам возбуждено и расследуется уголовное дело.
Нередко реализация таких преступных схем сопровождается взяточничеством чиновников в погонах.
В сентябре к лишению свободы осужден начальник одного из военных представительств Минобороны России Азаров, осуществлявший контроль надлежащего исполнения госконтрактов. За взятку в размере 200 тысяч рублей он оформил документы, подтверждающие приемку фактически невыполненных работ по ремонту вооружения.
«ВПК»: Что, по вашему мнению, позволит ограничить такое воровство?
– Прежде всего следует усовершенствовать законодательство о гособоронзаказе.
Государственной думой в первом чтении принят новый федеральный закон «О государственном оборонном заказе», в его доработке активное участие принимала и Главная военная прокуратура.
В новом законе детально прописаны обязанности государственного заказчика, головного исполнителя и исполнителя государственного оборонного заказа. Целая глава посвящена госрегулированию цен на продукцию военного назначения.
Кроме совершенствования законов в работе по контролю за расходованием финансовых средств, думается, крайне важно усилить роль ведомственных контрольных и ревизионных органов.
«ВПК»: Исходя из вашего опыта какие еще сферы подвержены коррупции?
– В последнее время мы отмечаем, что на командиров воинских частей по-прежнему возложена обязанность принимать оказываемые аутсорсинговыми организациями услуги, в отдельных случаях наблюдается криминальное сращивание отдельных командиров с руководителями коммерческих организаций.
Например, начальник штаба и начальник продовольственной и вещевой службы учебного центра Восточного военного округа при подписании коммерсантам актов приемки работ по организации питания военнослужащих завышали объем суточных дач, в результате чего коммерческой организации необоснованно выплачено бюджетных средств в размере свыше 20 миллионов рублей. По материалам прокурорской проверки уже возбуждены два уголовных дела. И это только небольшая часть их преступной деятельности. Проверка продолжается. Очевидно, что сумма причиненного ущерба значительно возрастет.
Подчас неправомерные действия должностных лиц причиняют ущерб не только государственному бюджету, но и окружающей среде.
Должностными лицами Минобороны в 2011 году к работам по очистке нефтезагрязненного грунта на территории одной из войсковых частей в Кировской области неправомерно привлечена коммерческая организация, не имеющая лицензии и разрешений на их проведение, необходимой техники и трудовых ресурсов. Представьте: вместо выполнения указанных работ коммерсанты организовали частичный вывоз нефтезагрязненного грунта за пределы войсковой части и его складирование на землях сельскохозяйственного назначения Кировской области, создав новый очаг загрязнения.
При этом, действуя в интересах этой коммерческой организации, воинские должностные лица организовали приемку и оплату фактически невыполненных работ, причинив государству ущерб в размере 57,2 миллиона рублей. Расследуется уголовное дело.
«ВПК»: Коррупция – не абстрактное воровство или простые злоупотребления. Это в том числе заграничные банковские счета, незаконно нажитое имущество, которое зачастую сразу и не обнаружишь. Удается ли уличать чиновников в недостоверности сведений, представленных в ежегодных декларациях?
– Нормы, установленные законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе», действуют в отношении военнослужащих и госслужащих уже не первый год. И практика показывает, что контроль за доходами является весьма действенным средством предупреждения злоупотреблений чиновников в погонах.
Прокурорскими проверками чаще всего вскрываются факты незаконного предпринимательства и коммерческой деятельности. Практически во всех ведомствах выявлены случаи участия военнослужащих и гражданских служащих в учреждении и управлении коммерческими структурами, представления ими неполных и недостоверных сведений о доходах.
Вот лишь несколько примеров.
Один из заместителей командующего войсками Центрального военного округа при представлении справки о доходах скрыл сведения о наличии у него в собственности земельного участка и жилого дома в Ульяновской области.
Несколько офицеров Военной академии Генерального штаба учредили четыре коммерческие организации и в качестве их штатных сотрудников организовали оказание платных услуг связи. По требованию военной прокуратуры все указанные офицеры сняты со своих должностей и уволены.
Порой военные чиновники активно участвуют и в коммерческой деятельности своих родственников. Так, бывший заместитель начальника управления Департамента ресурсного обеспечения Минобороны России организовал размещение заказа на поставку продовольствия по завышенным ценам в коммерческих организациях, подконтрольных ему и его матери. Причиненный государству ущерб превысил 26 миллионов рублей. По данному факту расследуется уголовное дело.
Начальник научно-технического управления МЧС России более пяти лет, используя служебное положение, оказывал содействие в осуществлении деятельности коммерческой организации, учрежденной и возглавляемой его сыновьями. По результатам прокурорского реагирования он освобожден от занимаемой должности.
Задача военных прокуроров не только выявлять подобные противоправные действия, но и добиваться от командования принятия жестких кадровых решений, пресекающих любую возможность чиновников в погонах куражиться над законом.
Красиво расписано в ответах. Но суть заключается в следующем: пока командир части является ОРГАНОМ ДОЗНАНИЯ, согласно УПК РФ, ничего существенного в этой борьбе не произойдет. Да и военная прокуратура работает по-старинке, я обращался к ним с вопросом, но получил замечательный "привет" ввиду того, что командир был ДОЗНАНИЕМ, а вопрос стоял о нем же. То есть прокуроры, получив отписку - дальше не идут. Ведь проверка закончена. И здесь будет то же самое, осудят, может быть, тысяч за 300 000, "стрелочниц" от МО и на этом конец. А основные денежки уплывут по назначению. А кому,- народ знает. А Закон должен применяться не по чину, а по заслугам и на презумпцию невиновности кивать не нужно. Народ об этом не знает, но слово "подлец" применяет. Честь Имею.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]