Товарищ Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации!В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина. Ее важнейшие компоненты составляют исполнение воинской обязанности и несение военной службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. Вместе с тем как вследствие демографической проблемы в стране, так и в результате массового уклонения молодежи от призыва на военную службу (ежегодно свыше 235 тысяч человек), в течение ряда последних лет большое количество воинских частей остается укомплектованным не более чем на 80%. Это негативно влияет на обороноспособность страны и значительно усложняет решение поставленной Вами задачи по созданию Национального резерва Вооруженных Сил РФ. Значительным числом призывников, не имеющих законных оснований для отсрочки либо освобождения от призыва на военную службу, предпринимаются различные способы уклонения от получения повестки военного комиссариата. В период призывной кампании они не проживают по месту регистрации, выезжают за границу, скрывают сведения о своем местонахождении. В своих указах, статьях и выступлениях Вы неоднократно подчеркивали необходимость укрепления боевой готовности Российской армии, повышения престижа и привлекательности военной службы для молодежи, предоставления преференций гражданам, прошедшим военную службу, при поступлении на государственную гражданскую службу, отказываются получать повестки военного комиссариата и расписываться за них, дают взятки сотрудникам военкоматов. В целях укрепления обороноспособности России, повышения престижа военной службы и улучшения качественного состава кадров государственных и муниципальных органов в декабре 2012 года мною был разработан и направлен в Ваш адрес законопроект, предусматривающий ограничения в доступе к работе в органах государственной власти, силовых структурах и органах местного самоуправления Российской Федерации граждан мужского пола, не прошедших военную службу без законных оснований. В апреле 2013 года согласно рекомендациям Государственно-правового управления Президента РФ мною были подготовлены и внесены в Государственную Думу два законопроекта. Их содержание сводится к простой формуле: мужчина, не прошедший военную службу и не имевший предусмотренных законодательством оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, не может быть президентом, премьером, министром, депутатом Госдумы и других законодательных органов, членом Совета Федерации, сотрудником ФСБ и МВД, состоять на иной государственной и муниципальной службе. Гражданин же, прошедший военную службу, имеет право на занятие высших должностей в исполнительной и законодательной власти, а также на работу в государственных и муниципальных структурах. Более того, он получает преимущество при поступлении на работу в эти структуры в конкурсном отборе (при прочих равных условиях). Казалось бы, что тут необычного: человек, на протяжении многих лет (с 18 до 27 лет) увиливавший от призыва на воинскую службу, недостоин выполнять государственные функции, тем более занимать высшие государственные должности. Таким образом государство и его структуры освобождаются от приспособленцев, ловкачей, способных к жульничеству и совершению преступлений, и других непатриотичных людей. Это повысит качество подбора кандидатов для работы в государственных и муниципальных органах. Это повысит и авторитет военной службы, стимулирует приход в армию более подготовленных граждан. Но не тут-то было. Представители некоторых министерств и ведомств, в том числе силовых структур и спецслужб, возражают против принятия таких законопроектов, поскольку они якобы не смогут осуществлять набор высококвалифицированных специалистов. Спрашивается, каких «профессионалов» можно найти среди «уклонистов» и каких результатов в борьбе с терроризмом, криминалом и коррупцией от них ожидать? По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, мой законопроект «не соответствует международным договорам РФ, а также общепризнанным принципам и нормам международного права». В связи с этим хочу обратить внимание на то, что тема «прав человека» уже давно используется для вмешательства во внутренние дела государств, не устраивающих «вершителей мира». В Югославии все началось с «озабоченности» «мирового сообщества» соблюдением прав человека. А закончилось бомбардировками этих самых «человеков», права которых по большому счету никого из этих «липовых правозащитников» не интересовали. Аналогично – в Ливии, Ираке, Афганистане. Где теперь все эти страны и где там «права человека»? Кто о них сейчас вспоминает? А посмотрите, как в настоящее время озаботился Запад соблюдением прав человека на Украине. Вывод один: чтобы обеспечить соблюдение прав человека, государство должно обеспечить свою безопасность. А для этого все его граждане должны выполнять свои обязанности, в том числе и по защите Отечества и несению военной службы, предусмотренные Конституцией и российскими законами. Не будет нашего государства – не будет и никаких прав у граждан. Но наш Комитет по конституционному законодательству и госстроительству считает, что «введение дополнительного квалификационного требования для занятия государственных должностей в виде службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не коррелируется с положением частей 1 и 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства, а также равный доступ к государственной службе». В ответ на это хотелось бы сказать следующее. В соответствии с Конституцией РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. Военная служба есть исполнение мужчиной своего долга и обязанности, а поскольку он незаконно уклонился от их выполнения, то и Отечество вправе ограничить свои обязательства перед таким гражданином. Ведь в демократическом государстве нельзя пользоваться правами, не неся при этом никаких обязанностей. Из чего следует, что интересы обороноспособности и защиты государства преобладают над правами отдельных личностей и государство вправе принимать ограничительные меры в своих интересах. Этой же позиции придерживается и Конституционный суд России, который в своем Постановлении от 07.06.2012 года № 14-П отметил, что «правовое регулирование направлено на защиту таких конституционно значимых ценностей, как обеспечение обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, не может рассматриваться как неоправданное с точки зрения допускаемых Конституцией Российской Федерации ограничений прав и свобод человека и гражданина. Европейский суд по правам человека в своей практике также исходит из того, что интересы национальной безопасности могут являться законной целью вмешательства в осуществление прав, установленных статьей 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод». То есть в интересах национальной безопасности могут ограничиваться права даже добропорядочных граждан, не нарушающих законов государства. В моем же законопроекте речь идет о лицах, не исполняющих предусмотренные Конституцией и законами обязанности перед государством. Если обобщить все мнения, не вдаваясь в подробности словесной казуистики, моих оппонентов не устраивает то, что к государственной службе не допускаются все (без исключения) граждане мужского пола, не имеющие законных оснований для освобождения или отсрочки от призыва и тем не менее увильнувшие от военной службы. «Единая Россия» озаботилась даже судьбой лиц, не призванных на службу в армию якобы «по не зависящим от них обстоятельствам». Об этом недавно при обсуждении вопроса о том, может ли человек, без законных оснований не служивший в армии, быть депутатом Госдумы, говорил представитель «Единой России» из Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. По его словам, якобы есть молодые парни, которые сами приходят в военкомат, а им отказывают в призыве. При этом делались ссылки на Дагестан – вроде бы там были такие случаи. Правда, ничего конкретного про эти случаи почему-то неизвестно: кто, когда, кому отказывал в призыве, на каком основании, по какому закону? Представляете, дважды в год парень получает военкоматовские повестки, приходит на призывной пункт, просит направить его на военную службу, но его не призывают. И так в течение 9 лет (с 18 до 27). Можно в это поверить? Мне да и, наверное, другим гражданам интересно узнать, сможет ли «Единая Россия» назвать хоть одну фамилию призывника, в течение 9 лет не призванного в армию «по не зависящим от него обстоятельствам». Где же это он был? На Северном полюсе, в Антарктиде, в тайге, в плену у папуасов? Или состоял в банде, бегал по горам с оружием на Северном Кавказе, а в промежутках забегал в военкомат для призыва? Не нужно забывать, что у нас еще есть и альтернативная служба, которая на законных основаниях замещает военную службу. Она предусматривает работу в военных медицинских учреждениях, хозяйственных и других обеспечивающих организациях. А может быть, «Единая Россия» вместе с Комитетом по конституционному законодательству уже готовит нам и новую Конституцию, и новое законодательство – по дагестанскому варианту? И второй вопрос. Если вдруг такой редкий «непризванный» в течение 9 лет экземпляр отыщется, то кто же создал эти «не зависящие от призывника обстоятельства»? И привлечен ли он хоть к какой-нибудь ответственности? Вряд ли есть ответ на эти вопросы. На мой взгляд, за лукавой позицией моих оппонентов скрывается желание закрепить уже давно существующее положение, когда сыновья большинства чиновных руководителей и богатых людей, так называемой элиты, под различными предлогами «косят» от армии и вместо армейской службы идут на должности, не связанные с оперативно-боевой работой, в полицию, ФСБ, прокуратуру, разного рода мэрии, администрации, в законодательные собрания, вплоть до Госдумы, в министры. И при этом в юридическом смысле они не уклонисты. Дело в том, что есть не только уклонение от службы после получения повестки, которое является преступлением. Существует и более распространенное уклонение – от получения самой повестки. Способы самые разные: поменять адрес местожительства, выехать за границу на время призыва, просто не открывать дверь работникам военкомата, пришедшим с повесткой, дать взятку военкому и т. д., и т. п. Таких, по данным самого Генштаба, в год набирается до 230 тысяч человек. Но по российским законам, в юридическом смысле это не является уклонением от военной службы. И по логике моих оппонентов, человек, петлявший, как заяц, запутывавший следы, чтобы не получить этот ненавистный листок с повесткой, на законном основании может стать и депутатом, и министром, и премьером, и даже Президентом страны. Не говоря уж о более низших должностях в различных силовых и прочих госструктурах. Именно в отношении таких ловкачей и призваны сработать предлагаемые мною законопроекты. И именно их защищает правительство в тандеме с «Единой Россией» и некоторыми силовыми структурами. Это неудивительно. Много ли наших высокопоставленных чиновников, крупных богатеев, а тем более их сыновей служили в армии? По пальцам перечесть можно. Даже по данным официальной статистики – не более 5%. Среди них на память приходит пример с сыном вице-премьера Шувалова, достойно отслужившим в морской пехоте на Тихоокеанском флоте, и сыновьями некоторых генералов, прошедших военную службу. Остальная же не служившая стране так называемая элита изо всех сил хочет сохранить за собой право из высокого чиновного кресла управлять Россией, а с думской трибуны учить российский народ жизни, уму-разуму и патриотизму. Но почему ради кучки людей, убежавших от службы в армии, мы не должны принимать эти законы? Примеры из международной практики показывают, что приоритет военной службы перед другими видами государственной службы установлен в Белоруссии, Казахстане и ряде других стран, заботящихся о своей обороноспособности. Не говоря уже об Израиле, где человек, не отслуживший в армии, не может даже помышлять о государственной службе. А если взять для примера столь любимую нашей «элитой» Великобританию, то все мужчины в королевской семье считают за честь служить в армии своей страны. Принц Гарри не струсил и воевал в Афганистане вместе со своими войсками. А наши «принцы» бегут в Лондон, чтобы скрыться от службы в Российской армии. О каком патриотизме «элиты» может идти речь? Парень из простой семьи, из провинции не имеет денег на взятку военкому и уж тем более не имеет возможности мотаться по зарубежью или менять адреса. Да и не привык он бегать от военной службы, поэтому идет служить в нашу снова ставшую рабоче-крестьянской Российскую армию. Честно и добросовестно отдав свой воинский долг Отечеству, он приходит «на гражданку». Моим законопроектом предлагается предоставить ему преимущественное право поступления на работу в государственные и муниципальные структуры, в том числе и при конкурсном отборе (при прочих равных условиях). Но по мнению представителей российских властных структур, человек, уже проявивший себя как патриот, честно и бескорыстно отслуживший в армии, не может иметь никаких преимуществ перед тем, кто бесчестно и трусливо прятался от военной службы. При этом совершенно игнорируется то, что ратный труд вырабатывает чувство ответственности за свою страну и ее безопасность, способствует формированию характера государственно мыслящего человека. Ведь государственная служба – это сплав знаний, мировоззрения и нравственности. И в ее основе должны быть патриотизм, ответственность, служение народу, Отечеству, а не своему карману и своим шкурным интересам. Именно это должно стоять на первом месте при комплектовании кадров государственных органов и власти на местах. Именно к этому призываете Вы как Президент в своих Посланиях, Указах и выступлениях. Но это на словах – на деле все выходит ровно наоборот. На прошлой сессии я вносил проект закона, предусматривавший повышение налога с 13 до 20 процентов с лиц, уклонившихся от военной службы. Тогда некоторые коллеги от «Единой России» обосновали его отклонение тем, что налоги – это «священная корова» и менять их нельзя. Но в конце прошлого года Госдума приняла закон о повышении налога с 9 до 30 процентов на дивиденды так называемых скрывающихся акционеров. А в середине января этого года замминистра финансов Шаталов заговорил о возможности повышения налогов уже на все дивиденды. Уверен, что по указке Кремля «Единая Россия» безоговорочно одобрит такой проект, несмотря на свои прежние утверждения, что налоги менять нельзя. Это еще раз подтверждает двойные стандарты «партии власти», а также то, что состояние обороны страны ее не сильно беспокоит. Они и сами не вносят никаких проектов по вопросам укрепления обороноспособности и повышения престижа военной службы, и другим не дают возможности провести такие законопроекты. И в завершение добавлю, что военно-стратегическое положение страны, многовековой уклад жизни, традиции нашего народа требуют воспитания и поощрения у россиян патриотизма, гордости за свое Отечество, готовности к его защите. Всем здравомыслящим людям ясно, что без сохранения всеобщей воинской обязанности пока не удастся поддерживать высокую обороноспособность нашего государства. Реально обоснованная численность нашей армии и флота должна быть не менее 1 миллиона человек. В настоящее время укомплектованность личного состава – не более 80 процентов. Не хватает около 200 тысяч человек, что сопоставимо с количеством уклонистов. В настоящее время мы видим, какие усилия для укрепления обороноспособности страны и повышения престижа армии прилагают Верховный Главнокомандующий В. Путин, Министр обороны С. Шойгу и Начальник Генштаба В. Герасимов. Почему же Дума должна находиться в стороне от этого важнейшего государственного дела? Нужен целый комплекс мер по возрождению Российской армии, укреплению ее боеспособности, повышению престижа военной службы. И наша фракция КПРФ уже неоднократно их предлагала. Этому же служат и предложенные мною законопроекты. Их принятие будет способствовать укреплению обороноспособности страны, формированию в обществе высокого авторитета Вооруженных Сил и неодобрительного отношения к лицам, уклоняющимся от призыва на военную службу. Это будет также содействовать повышению качества отбора кандидатов для работы в органах государственной и муниципальной власти, в правоохранительных и судебных структурах. Сама жизнь ставит нам задачу – создать современную боеспособную армию, укомплектованную высококвалифицированными кадрами. Не выполним эту задачу – не будет ни нас, ни России. В ходе обсуждения законопроектов их противниками выступили депутаты фракции «Единая Россия». Ее представители высказывались против предлагаемых мер, не приведя в обоснование никаких аргументированных доводов. В конечном счете фракции «Единая Россия» и «Справедливая Россия» вообще уклонились от голосования по этим вопросам. Несмотря на поддержку 147 депутатов фракции КПРФ и ЛДПР, законопроекты не были приняты. Не была поддержана и поправка в новый закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ мужского пола, не прошедший военную службу и не освобожденный от исполнения воинской обязанности на законных основаниях. Предложение было отклонено в связи с тем, что оно якобы «снижает гарантии реализации пассивного избирательного права». Считаю доводы моих оппонентов о несоответствии предложенных законопроектов Конституции, законодательству и международным обязательствам России несостоятельными, а утверждения о необходимости их отклонения необоснованными. Полагаю, что ограничение доступа к работе в органах государственной власти Российской Федерации и органах местного самоуправления граждан мужского пола, не прошедших военную службу без законных оснований для освобождения либо отсрочки от нее, вполне обоснованно и правомерно. В связи с этим мною разработан проект Федерального конституционного закона «Об ограничении доступа к работе в органах государственной власти Российской Федерации и органах местного самоуправления граждан мужского пола, не прошедших военную службу без законных оснований для освобождения либо отсрочки от нее». Внесение предлагаемых изменений обеспечит соблюдение справедливого баланса между правами и обязанностями граждан Российской Федерации в регулируемой сфере правоотношений, позволит повысить ответственность лиц мужского пола за исполнение конституционной обязанности по защите Отечества, окажет позитивное влияние на состояние системы призыва в Российскую армию и будет способствовать сокращению количества граждан, уклоняющихся от военной службы. Представляется целесообразным внести законопроект в Государственную Думу от имени Президента России, непререкаемый авторитет которого во фракции «Единая Россия» может стимулировать парламентское большинство Государственной Думы к более конструктивному подходу при решении столь важного для страны и ее Вооруженных Сил вопроса. Прошу рассмотреть. Приложение: проект Федерального закона на 1 листе. С уважением, Член Комитета Государственной Думы по обороне А. П. Тарнаев Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/19453
|