Как выяснили «Ведомости», программа перевооружения армии до 2020 г. стоимостью свыше 20 трлн руб. может быть перенесена. В правительстве боятся не только новой волны мирового кризиса, но и неготовности оборонной промышленности.
В правительстве и Кремле идут решающие совещания о бюджете на следующую трехлетку, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника, участвующих в бюджетном процессе, и один из самых важных вопросов — перенос программы вооружения армии в 20 трлн руб. с 2013-2020 гг. на 2016-2023 гг. Решение пока не принято, но понимание, что в какой-то части откладывать военные расходы нужно, есть, вздыхает один из собеседников «Ведомостей».
Такая идея действительно обсуждается, но решение не принято, подтверждает высокопоставленный сотрудник Минэкономразвития: «Это счетная вещь — нужно посчитать, потянем мы такие расходы или нет».
Государственная программа вооружений утверждена президентом Дмитрием Медведевым в декабре 2010 г. На разработку, закупку и модернизацию вооружений предлагается потратить 19 трлн руб., еще 3 трлн — на переоснащение оборонной промышленности. Собеседники «Ведомостей» не сказали, как именно предлагается сокращать оборонные расходы до 2016 г.
Руководитель администрации президента Сергей Иванов оценивал гособоронзаказ на 2013 г. в 2,236 трлн руб., на 2014 г. — в 2,635 трлн, из которых примерно 60% — на закупку вооружений. Большая часть прироста гособоронзаказа должна была пойти на закупку, ремонт и разработку вооружений: в 2013 г. — 1,24 трлн (данные замминистра обороны Александра Сухорукова), или на 37% выше расходов 2012 г. и на 72% — расходов 2011 г., а в 2014 г. — 1,5 трлн руб.
Сократить расходы прежде всего за счет программы вооружений, которая (даже без кредитов и социальных гарантий) стоит больше 1% ВВП и оказывает колоссальное давление на бюджет, советовали правительству эксперты, обновлявшие стратегию-2020.
А наиболее последовательным критиком принятой Медведевым программы вооружений был бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин — с разногласиями по этому вопросу связывали его отставку в сентябре прошлого года. Кудрин говорил не только о невозможности бюджета финансировать программу без существенного повышения налогов или роста внешнего долга — он опасался, что военная промышленность не справится с оборонзаказом, подразумевающим обновление к 2020 г. вооружений на 70%. По мнению Кудрина, программу следовало растянуть на 15 лет, чтобы оборонная промышленность подготовилась к исполнению военных заказов.
По словам федерального чиновника, такое мнение сейчас распространено и в правительстве: если заказы не совпадут с возможностями промышленности, будет скачок цен и снижение качества. Позицию разделяет и министр промышленности и торговли Денис Мантуров (курирует военную промышленность), знает он. Представитель Минпромторга сказал, что ассигнования на гособоронзаказ должны соответствовать одобренным правительством и президентом программам.
Получить комментарии представителя Минобороны не удалось. По словам чиновника Минобороны, если такое решение будет принято, оно точно не затронет стратегические ядерные силы. Минобороны не в первый раз придется резать расходы на вооружения, напоминает он: в 2011 г. по указанию правительства эти расходы пришлось сокращать почти на 100 млрд руб.
По словам собеседника «Ведомостей» в военном министерстве, секвестр, скорее всего, затронет программы, выполнение которых в ближайшие три года малореально. К таким программам можно отнести, например, строительство новых фрегатов и некоторых других надводных кораблей, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Обвинения в адрес промышленности справедливы частично, полагает он: уже развернутые программы вроде производства самолетов Су-34 или боевых вертолетов Ми-28 ведутся вполне успешно. А вот опасения роста цен на заказы оправданны, считает Макиенко: большинство новых контрактов заключено по необоснованно низким ценам под давлением Минобороны и их пересмотр неизбежен.
|