По мнению православного священника, РПЦ должна участвовать в политической жизни России
Церковь в России отделена от государства. Тем не менее, в последнее время постоянно идут «звоночки» о том, что её пытаются использовать в своих политических играх разные силы. Можно вспомнить недавнее письмо диссиденствующего олигарха Березовского, в котором тот призывал патриарха Кирилла склонить Владимира Путина к отставке. Практически одновременно в СМИ начала активно обсуждаться идея создания влиятельной православной партии.
Как показывают социологические опросы, к православным себя относят около половины россиян. Мнение патриарха пользуется авторитетом у верующих и не только. Можно вспомнить его высказывание, которое некоторые журналисты расценили, как призыв к власти начать диалог с несистемной оппозицией. «Задача заключается в том, чтобы протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса» - сказал патриарх в интервью телепрограмме «Вести недели». Значит ли это, что РПЦ может стать самостоятельной силой в политической жизни России? И что думают об этом в самой церкви?
Андрей Кураев, протодиакон РПЦ, профессор Московской духовной академии
«СП»: - Православная церковь, на ваш взгляд, должна как-то участвовать в политике?
- Церковь в целостности своей – нет, а люди Церкви и массы церковного народа вполне могут.
«СП»: - Один из догматов Церкви: всякая власть от Бога. Как в этой связи вы, верующий человек, восприняли обращение Березовского к патриарху Кириллу?
- Письмо Березовского обращено не к Церкви, а к конкретному человеку, священнику. С тем же успехом можно обращаться к священнику с призывом: «Поучаствуйте в чемпионате по футболу». Христианин, конечно, может быть любителем футбола, но требовать, чтобы верующий человек и тем более патриарх давали оценку деятельности того или иного судьи или футболиста… Не ради этого существует Православная церковь.
«СП»: - Как вы относитесь к идее создания православной партии?
- Как повод для размышления, это может быть продуктивным. А если будет лозунг: даёшь православную партию, да ещё под эгидой то ли администрации президента, то ли патриархии, это будет нечто мертворожденное.
«СП»: - Не подтолкнёт ли создание православной партии представителей других конфессий, таких, как ислам, например, на подобные шаги?
- Вполне может быть. Поэтому мы и говорим, что здесь надо 10 раз подумать, прежде чем что-то делать.
«СП»: - Православные россияне сегодня – это активная часть общества, на ваш взгляд? Должны ли они больше вовлекаться в политическую жизнь страны?
- Вопрос по какому критерию мы будем измерять православность людей, их духовность. В каком-то измерении у нас правящий тандем – православные люди. В целом воцерковлённые люди достаточно пассивны в политическом отношении и понятно почему. Они считают, что важнее спасение души, чем повседневная суета, в том числе окрашенная в политическую окраску. Как говорила Цветаева, у меня есть право не быть собственным современником. В то же время нельзя сказать, что Церковь ставит жёстким условием: если уж ты хочешь войти в церковное сообщество, забудь всякие политические интересы. Такого условия не ставится.
Православный миссионер, игумен, настоятель Храма преподобного Сергия Радонежского в Бибирево Сергий Рыбко
- Мы все граждане своего государства. У православных всегда есть свои интересы. Например, если кто-то из кандидатов в президенты будет заявлять себя атеистом и антиклерикалом, Церковь, как минимум, должна проинформировать об этом верующих.
«СП»: - Березовский в своём письме призывает патриарха Кирилла повлиять на Путина, чтобы тот ушёл. На ваш взгляд, Церковь, в принципе, может влиять таким образом на власть?
- Березовский известный провокатор. Личность, много и грязно наследившая. Ничего хорошего для страны он не сделал. Его письмо к патриарху – очередная провокация. Патриарх не вправе делать такие призывы. Никогда за две тысячи лет христианства ни в одной стране глава церкви не обращался к руководителю государства, чтобы тот ушёл. Существуют рамки, в пределах которых Церковь может вмешиваться в политику.
Тем не менее Церкви влиять на власть не возбраняется. Большинство людей под Церковью понимают патриарха и остальных священников. Однако Церковь – это и миллионы верующих мирян. И если священнику запрещено заниматься политикой напрямую, баллотироваться, например, в президенты, то мирянин не только может, но и в каких-то случаях должен участвовать в политической жизни страны. У нас есть канонизированные политики. Александр Невский, Дмитрий Донской, император Константин Великий. Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Православный человек должен быть патриотом. Для него Родина – те люди, которые живут в его стране и он, исполняя заповедь любви к ближнему, должен желать соотечественникам всякого блага и делать всё, что от него зависит. Политическая борьба – естественная принадлежность земной жизни. Все мы, верующие, хотим блага своему государству. Всё, что во благо государству, то и во благо Церкви.
«СП»: - Могут ли православные сегодня организоваться так же, как те, кто выходил на протестные митинги в Москве?
- У нас на улице не принято митинговать. Это не в духе Русской православной церкви. В Греции – да, там митингуют. И мне лично неприятно видеть, когда греческие священники устраивают акции протеста потому, что государство понизило им зарплаты (там клирики считаются госслужащими). Их отечество – в опасности. Раньше люди своё последнее отдавали. Вспомните Минина и Пожарского. А тут – меркантильные интересы ставятся служителями церкви выше интересов общества, в котором они живут. Это очень плохой пример для паствы.
Православные люди в России достаточно активная часть общества. Но прежде чем что-то потребовать и где-то выступить, надо придти к соглашению – чего. Один из принципов Православной церкви – соборность. По сути, это форма церковной демократии. И самой глубокой демократии. Человек может высказаться на любом уровне, вплоть до Собора Русской православной церкви.
«СП»: - А если допустить, что власть начнёт предпринимать шаги, направленные на ущемление прав верующих, и тогда православным не место на митингах?
- История показывает, что в таких случаях люди шли крестными ходами, пытались повлиять на власть. Вспомните 20-е годы прошлого века в России. Православных за это расстреливали, сажали в тюрьмы. Но я не знаю, способны ли сегодня верующие к таким выступлениям. Россия в начале прошлого века была другая, менталитет людей ещё не был обработан советской властью. Если сегодня и найдутся те, кто не побоится омоновских дубинок и других «мер воздействий», то их будет немного. Не надо забывать, что РПЦ сегодня – Церковь неофитов, людей пришедших к вере несколько лет назад. Люди, как ручейки питающие реку, постоянно вливаются в Русскую православную церковь. Но я-то в Церковь хожу с 1978 года и вижу, что неофиты в большинстве своём не успели обрести духовного опыта. Чтобы человек готов был пострадать или даже умереть за Христа, он должен пройти немалый путь. И кроме того верующие - люди послушные: что патриарх сказал, то мы и делаем. Все последние патриархи в 20 веке были люди достойными. Даже такая противоречивая личность, как патриарх Сергий, как сегодня выясняется, шёл на компромиссы, чтобы последние действующие храмы не были закрыты.
«СП»: - Православная партия, на ваш взгляд, - здравая идея? Не станет ли она прецедентом, за которым последует создание мусульманских партий?
- Мусульмане живут вместе с нами и имеют право на свои способы самоорганизации и защиты интересов. Мусульманство вообще очень политизированная религия. Это даже, скорей, смесь культуры и политики, чем некие духовно-религиозные идеи.
В цивилизованных странах существуют свои христианские партии. Почему нам не иметь свою, православную? Я не политик, я – священник. Но давно уже вижу необходимость защиты православных граждан России в тех же властных органах. За нас решают какие-то комитеты по делам религий в Госдуме, где наше мнение не раз уже не было услышано. Я знаю некоторых советников при депутатах. Это люди либо очень одиозные, у которых каша в голове, либо – очень далёкие от Церкви.
Это напоминает, как в синодальный период (после запрета Петром I патриаршества) церковью управлял обер-прокурор, который мог быть при этом протестантом и массоном. Так что создание православной партии не нарушает никаких канонов. Да, священники могут участвовать в ней только на правах духовников, наставников, экспертов. А вот заседать в Думе – это уже не дело священника. Он должен проповедовать Евангелие.
«СП»: - Кто будет определять степень православности этих мирян, которые захотят участвовать в политике?
- Я думаю те люди, которые объединятся, сами покажут себя. Если они будут отражать мнение верующих, то за них будут голосовать, будут поддерживать.
Вообще, если заглянуть в историю Православной церкви, то можно увидеть, что первые образования, которые были подобием православных партий, возникли в 15-16 веках. В польско-литовских землях, где православие ущемлялось власть имущими, создавались братства. Основываясь на государственных законах, они пытались влиять на власть. Кстати, Литва и Латвия изначально были православными. Потом уже крестоносцы насадили каталицизм «железной рукой».
В нашей политической ситуации православная партия могла бы стать большим подспорьем для установления порядка в стране. Ведь верующие люди, как правило, выступают против радикализма. Я лично мог бы подписаться под словами Столыпина о революционерах: «Им нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Идеал православного человека – монархия. Мы понимаем, что сейчас это невозможно. Но какие-то элементы монархизма в политической системе вполне допустимы.
«СП»: - И всё же Россия – не Европа. У нас многое любят доводить до крайностей. Не получится ли, что политизация верующих разных конфессий приведёт к обострению отношений между ними?
- Нет не приведёт. У нас почему-то любое проникновение в общественную жизнь религии воспринимается со страхом. Тоже самое было и когда обсуждался вопрос о введении преподавания основ Православной культуры в школе. Дураки дерутся. А умные люди умеют договариваться. У нас с мусульманами есть общие интересы. И по отдельным вопросам мы можем действовать вместе. А свои противоречия мы будем решать на богословских собраниях.
«СП»: - Но сейчас весьма актуален вопрос радикализации ислама…
- Как раз умные люди среди мусульман понимают бесперспективность радикализма. И с помощью мусульманской партии они могли бы эффективнее с ним бороться, чем сильно бы помогли государству. Твоё дело, какому ты богу молишься. Но когда ты ради того, чтобы доказать правоту своего бога, берёшься за оружие, это уже касается всех.
Почему возникли наши скинхеды? Не потому, что понаехали кавказцы, а потому что через инородцев ведётся разрушительная работа против России. Я не одобряю тех, кто выходит с кастетами на улицы, реагируя на бездействие официальных властей, но могу понять, что движет этими людьми. Если власть займётся проблемами с мигрантами, то никому в голову не придёт устраивать суд Линча.
Христианские партии, существующие в других странах
Христианско-демократический союз Германии. Партия основана в 1946. Этические основы христианства, идея социального рыночного хозяйства и прочная укорененность Федеративной Республики в западной системе составляют основу программы ХДС. В настоящий момент партия имеет 194 из 622 мест в Бундестаге.
Христианско-демократическая партия Италии. В 1940—1980-е годы была одной из ведущих политических сил страны. Партия наряду с католическими ценностями поддерживала НАТО и ЕЭС. В 1994 г. после ряда неудач на выборах ХДП была преобразована в Итальянскую народную партию, от нее откололись «Социальные христиане» и Христианско-демократический центр. К началу 2000-х годов большинство бывших членов ХДП состояло в партии «Вперёд, Италия».
Христианско-социалистическая партия Бразилии. Основана в 1990 году. Партию представляет 1 депутат в Сенате и 17 депутатов в Палате депутатов. Придерживаются центристской позиции, являющиеся смесью идей христианского социализма и христианской демократии.
Партия христианского наследия Канады. Правоцентристская федеральная консервативная политическая партия христианско-демократической направленности. Партия декларирует себя как партия «иудо-христианских принципов». Партия полагает, что библейские законы более совершенны, чем законы людей. Партийная программа включает защиту семейных ценностей и неприятие однополых браков. Партия выступает против абортов и предлагает отменить их финансирование из средств государственного медицинского страхования. ПХНК выступает также за ослабление налогового бремени. В частности, предлагается отменить все подоходные налоги и налог на прибыль, и ввести единый налог на потребление. В результате ликвидируется проблема уклонения от налогов корпораций путем ухода в оффшоры.