Главной организационной силой «цветного» протеста выступает группировка, активно поддерживаемая Западом. Ради достижения своих целей ее представители могут пожертвовать даже целостностью государства. Однако российская власть в состоянии предотвратить «цветную революцию» в стране и устранить условия для ее возникновения.
Реальность угрозы «цветных» перемен в России очевидна. Анализ ситуации в стране позволяет предположить существенное усиление социальных противоречий и конфликтности в обществе к зимне-весеннему периоду 2013–2014 годов.
Это обусловлено как объективными факторами – нарастающий глобальный кризис и усиление негативных тенденций в российской экономике, вызванные мировыми потрясениями и вступлением России в ВТО, так и субъективными – намерение элит Запада, прежде всего США, разрешить проблемы своей цивилизации за счет народов других стран и стремление отечественной либерально-западнической олигархической группировки вернуть власть. " Российская власть сможет предотвратить «цветную революцию» в стране в достаточно сложный зимне-весенний период 2013–2014 годов ”
Действующее руководство располагает широким спектром методов и средств нейтрализации возможной «цветной революции» в России. При этом ключевым условием победы является выбор более эффективного, чем у противника, способа действий.
Поэтому для устранения в стране «цветной» угрозы необходим последовательный и четко согласованный комплекс действий в масштабе всего государства, направленный на ликвидацию условий возникновения подобной революции и устранение с политической арены сил, готовых и способных ее осуществить. Движущие силы
Анализ социальной структуры общества и политического поля России показывает, что основными составляющими «цветной революции» являются либерально-западническая группировка в политической и экономической элите страны, иностранная поддержка и часть активных протестных слоев населения.
Главной организующей силой здесь выступает либерально-западническая группировка. Ее компоненты – идеологическое ядро, сырьевой и финансовый олигархат, лобби в органах исполнительной и законодательной власти, а также либеральная оппозиция.
Иностранные силы поддержки данной группировки решают задачи интеллектуального, политического, идеологического и отчасти материального обеспечения ее деятельности. Они представлены государственными и негосударственными организациями, дислоцирующимися как на зарубежной территории, так и в России. Эти силы определяют стратегию и тактику подготовки и проведения протестных акций. Кроме того, они обеспечивают международную поддержку революционерам в политическом и морально-психологическом отношении. Значима и иностранная материальная помощь организаторов революции.
Основу массовой поддержки «цветных» перемен составляет активная часть населения с космополитической и либерально-западнической позицией, а также не имеющая четких идеологических ориентиров, как правило, неудовлетворенных материальным и социальным положением. Среди них целесообразно выделить организованные группы (мелкие партии либеральных националистов, маргинальные организации с размытой идеологией) и неорганизованную, политически незрелую часть, преимущественно молодежь.
Сильными сторонами «цветных» сил в России являются наличие хорошей экономической базы, мощная иностранная поддержка, ощутимое влияние в российской экономике и политике, контроль над значительной частью электронных СМИ, хорошее представительство в блогосфере.
К слабым сторонам приверженцев подобной революции можно отнести: идеологическую изолированность либералов-западников в российском обществе, обусловленную неприятием либеральных идей абсолютным большинством населения, из-за чего они вынуждены прибегать к идеологической мимикрии, прикрываясь патриотической и социалистической риторикой; кадровый дефицит, заставляющий предлагать протестным слоям в качестве лидеров лиц с негативным имиджем (Немцов или Собчак); невысокий интеллектуальный и политико-организационный потенциал таких лидеров, что не позволяет вырабатывать эффективную тактику политической борьбы, следствием чего стал провал либералов в прошлогодней зимне-весенней кампании; ярко выраженные корыстолюбие, амбициозность, эгоизм и индивидуализм, диктуемые либеральной идеологией, что приводит к неэффективному использованию имеющихся материальных, организационных, административных и информационных ресурсов; общая структурная разобщенность, создающая благоприятные условия для их нейтрализации по частям; отсутствие массовой, идеологически обусловленной поддержки в стане оппозиции, что заставляет ее искать сторонников среди идеологически нейтральных или даже заведомо враждебных слоев, делающих «цветные» силы весьма уязвимыми от информационных воздействий; негативный имидж в глазах большинства населения лидеров либерально-западнической группировки, чья политическая предыстория связана с ответственностью за дела 90-х.
Опора власти
Основной группировкой в политической элите России, активно противостоящей «цветной революции», является имперская. Для нее такие перемены, сопровождающиеся разрушением системы власти и распадом страны, губительны.
Объективными противниками революции также выступают оппозиционные партии и движения патриотической, социалистической и коммунистической ориентации. Их участие в подобной революции возможно либо вследствие политической близорукости, либо с целью перехвата инициативы у либералов при очевидной утрате властных полномочий действующим руководством страны.
Сильными сторонами противников «цветных» потрясений являются доминирование в органах всех ветвей власти и в федеральных СМИ, наличие мощной экономической базы, контроль над силовыми структурами государства, наличие относительно авторитетных и харизматичных лидеров, относительная привлекательность их идеологических и концептуальных основ в глазах активной части протестных слоев населения.
Их слабые стороны – идеологическая разобщенность, наличие политического противостояния оппозиционных партий и властных структур, взаимное недоверие, отсутствие зарубежной поддержки при враждебном отношении значительной части иностранных элит. Цели, задачи и этапы
Для ликвидации угрозы «цветной революции» в России необходимо решить следующие основные задачи: идеологически и морально-этически дискредитировать либерально-западническое ядро; исключить массовую поддержку идеологов и организаторов революции со стороны политически активной части протестного населения страны; дезорганизовать управление силами протеста; устранить материальную и информационную базу деятельности сторонников революции; не допустить иностранную поддержку в интеллектуальном, материальном и информационном отношении приверженцев «цветных» потрясений.
Эффективная стратегия предотвращения подобной революции должна предполагать максимальное подчеркивание и последующее использование слабых сторон группировки ее сторонников.
Противники «цветного» сценария во власти и оппозиции обязаны, устранив свои организационные проблемы, возложить ответственность за кризисные явления в российской экономике на лидеров либералов-западников и всю либеральную идею. После чего, парализовав политическую деятельность прозападных НКО, устранить ключевые фигуры во властных структурах и важнейших сферах экономики и в дальнейшем ликвидировать организационную, идеологическую и экономическую базу такой революции в России, уничтожив тем самым саму возможность ее проведения.
Исходя из этого стратегия предотвращения «цветных» потрясений может включать пять основных этапов.
Первый – «организационный», предполагающий в качестве главной цели устранение организационных проблем и противоречий среди сил противников революции. Приоритетными задачами этого этапа являются устранение политического противостояния и взаимного недоверия между патриотическими оппозиционными партиями (движениями) и представителями имперской группировки во власти; привлечение наиболее квалифицированных специалистов по организации политической борьбы из экспертного сообщества к подготовке контрреволюционных действий; создание в самом общем концептуальном виде, без детальной проработки, идеологических основ, консолидации власти и патриотической оппозиции; формирование ядра партии (движения), способной консолидировать наиболее активную часть протестного населения. По продолжительности этот этап может составить от двух-трех до четырех-пяти месяцев в зависимости от интенсивности и организованности действий властных органов. Конкретные условия обстановки диктуют необходимость уложиться в пределах двух-трех месяцев, обеспечив решение основных задач к октябрю-ноябрю текущего года.
Второй этап – «назначение виновных». Его главной целью является дискредитация лидеров либерально-западнической группировки, поддерживающих их НКО и самой либеральной идеи. Основная задача этого этапа – возложение вины за развал 90-х годов, последовавшие непопулярные меры и нынешние экономические трудности на конкретных лиц из числа лидеров либерально-западнической группировки и саму либеральную идеологию, на которую они опираются. При этом лидеры имперской группировки во власти должны дистанцироваться от либеральной идеи. Другая важная задача этого этапа – дискредитация поддерживающих либералов-западников НКО как агентов враждебного России иностранного влияния. Одновременно населению необходимо предложить новые идеологические и концептуальные основы развития страны, демонстрирующие реальный отход от губительного либерального курса и переход к действительно прорывному пути развития страны, предполагающему реальное возрождение промышленности, науки, образования и национальной культуры, обеспечивающему достойную жизнь основной массе населения. Ключевым содержанием этого этапа должна стать информационная операция с охватом всей территории страны при сосредоточении усилий на крупные города, прежде всего Москву и Санкт-Петербург. По продолжительности он не должен превышать одного-двух месяцев, чтобы не дать возможности противнику организовать эффективное противодействие.
В ходе третьего этапа – «чистки верхов» – должны быть устранены наиболее одиозные и влиятельные фигуры либералов-западников из органов власти всех уровней и руководства ведущих госкорпораций. Весьма эффективной мерой в этом направлении следует признать принятие закона, запрещающего занимать должности в органах государственной власти лицам, имеющим собственность за рубежом. В ходе этого этапа властная элита, помимо устранения из нее откровенных сторонников «цветной революции», должна пойти и на привлечение к ответственности наиболее одиозных фигур, например Сердюкова и Чубайса. Все эти действия необходимо обеспечить мощной поддержкой в рамках специальной информационной операции. В случае успеха либералы лишатся способности оказывать существенное влияние на деятельность органов власти, а представители имперской группировки предстанут перед населением в качестве реальных «борцов с разрушителями России», готовых реально воссоздать ее могущество. В итоге они завоюют поддержку значительной части протестного населения. По продолжительности этот этап не должен превышать двух месяцев.
На четвертом этапе – «дезорганизационном» – должна быть парализована деятельность организационных центров сторонников «цветной революции» с последующим их распадом. В ходе этого этапа необходимо дискредитировать (а еще лучше изолировать) сохранившихся лидеров либерально-западнической группировки, нарушить деятельность организационных центров сторонников «цветной революции» с использованием агентов влияния спецслужб, запретить деятельность ключевых их политических организаций (с предварительным созданием необходимых нормативно-правовых условий). Одновременно необходимо сформировать нормативно-правовые и морально-психологические предпосылки к устранению из бизнес-сообщества России лиц, поддерживающих либералов-западников. По продолжительности этот этап может составить около трех месяцев.
В ходе последнего, пятого этапа целесообразно ликвидировать условия возникновения «цветной революции» в России, включая экономические и идеологические. Должны быть устранены из российского бизнес-сообщества лица, сильно зависимые от иностранных экономических и политических институтов. При этом вполне приемлемой выглядит национализация их активов при надлежащем правовом и морально-психологическим обеспечении. Важной задачей этого этапа является устранение либералов-западников из российского медиапространства, прежде всего с телевидения и радиовещания. Продолжительность этого этапа может составить пять-шесть месяцев и более. Однако уже по истечении двух-трех месяцев экономическая база «цветной революции» в России будет в основном ликвидирована.
Таким образом, российская власть сможет предотвратить «цветную революцию» в стране в достаточно сложный зимне-весенний период 2013–2014 годов и устранить условия для ее возникновения на дальнейшую перспективу. Координация действий
Для парирования «цветного» сценария необходимо использовать все возможные методы действий. Их многообразие и масштабность предполагают необходимость привлечения в этих целях всех государственных структур и значительной части негосударственных организаций: дипломатические представительства, решающие свойственные им задачи по предотвращению иностранной поддержки сил «цветной революции» в России; органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, способные стать главным инструментом реализации контрмер нормативно-правового и административного характера; государственные органы и средства массовой информации, которые станут основным инструментом ведения информационного противоборства; научные учреждения, организации и общества, призванные создать государственную идеологию и помочь с ее распространением; находящиеся под контролем государства экономические субъекты, которые должны стать инструментом реализации мер противодействия в сфере экономики; органы, обеспечивающие безопасность государства, негосударственные военизированные формирования и казачество, обязанные стать силовым инструментом борьбы с «цветной» заразой; патриотические, в том числе и оппозиционные политические партии и движения, Русская православная церковь и исламские религиозные организации, государственные и негосударственные организации и учреждения культуры и другие структуры, которые должны стать консолидирующей силой народа внутри России в противостоянии «цветной» угрозе.
Все перечисленные силы и средства существенно различаются по воздействию и получаемым результатам, но эффективность каждой из них находится в непосредственной зависимости. Это определяет необходимость теснейшей увязки действий разнообразных структур единым замыслом и планом, а также оперативное руководство ими из единого центра.
Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук