Саммит НАТО в Уэльсе оказался самым враждебным по отношению к России за последние два десятилетия. Центральной темой стало создание так называемых сил быстрого реагирования. Новая группировка будет нацелена на развертывание вдоль границы с Россией. Говорилось на саммите и об усилении миссий воздушного патрулирования Прибалтики (фактически о резком усилении группировки ВВС НАТО на северо-западных рубежах России). Между тем после 1991 года столица нашей Родины стала практически приграничным городом. Современный ударный самолет преодолевает расстояние от границы России до Москвы за 15–20 минут. Как сегодня обстоит дело с противовоздушной обороной главного объекта? Среди разнообразных способов ослабления оборонного могущества нашей Родины с умыслом (и без него, от избытка собственной дури) в последнее время наиболее широко применяется следующий – бесконечные организационно-штатные мероприятия (сформировать, расформировать, перевести на другие штаты, передислоцировать, переподчинить). Такими методами даже самые боеспособные соединения и части за считаные годы можно довести до стадии разложения. Причем в качестве оперативного прикрытия этой чехарды используются, как правило, самые благие цели, в частности повышение боевой и мобилизационной готовности. На самом деле подобные действия – просто страшная болезнь, давно и прочно овладевшая некоторыми представителями военного ведомства. Что предполагается сделать. С учетом формирования Объединенного стратегического командования Северного флота (вот до чего уже дошла современная военная мысль) из состава 1-го Командования ВВС и ПВО Североморское соединение ПВО подчинить ОСК СФ, а Ржевское соединение ПВО из состава Командования ПВО-ПРО Войск ВКО передать 1-му Командованию ВВС и ПВО (по большому счету с целью сохранения последнего).Вот и сейчас в планах любителей организационно-штатного сумасшествия запланированы дальнейшее совершенствование органов военного управления и очередная (уже трудно сказать какая по счету) попытка создания более или менее внятной системы воздушно-космической обороны нашей страны. Предстоящие преобразования в системе противовоздушной и противоракетной обороны в части, касающейся Центрального региона страны, кажутся не до конца продуманными и аргументированными. Чтобы правильно понять и разобраться в этом далеко не новом вопросе, необходимо предпринять небольшой военно-исторический экскурс (как организовывали ПВО столицы в прежние годы). Краткая предыстория20 августа 2014 года исполнилось 60 лет Московскому округу ПВО, правопреемником и наследником боевой славы которого является Командование противовоздушной и противоракетной обороны Войск ВКО. Округу (а впоследствии Командованию) предшествовали многие объединения, их основной задачей была противовоздушная оборона Москвы и Центрального промышленного района. В основу ПВО Москвы был положен принцип круговой, равнопрочной, эшелонированной обороны с усилением западного и южного направлений. Интересен тот факт, что управления Московской зоны ПВО, 1-го корпуса ПВО и 6-го ИАК в июне 1941 года были размещены в одном здании (это к вопросу о взаимодействии), только что построенном по адресу: улица Кирова (ныне Мясницкая), дом 33.С 1918 по 1938 год силы и средства ПВО столицы последовательно реорганизовывались от 1-го отдельного территориально-позиционного зенитного артиллерийского дивизиона до 1-го корпуса ПВО. В августе 1940-го на базе 57-й иабр (бывшая 10-я иабр) была сформирована 24-я иад. 19 июня 1941 года на базе 24-й иад сформирован 6-й истребительно-авиационный корпус (ИАК). Накануне Великой Отечественной войны все средства ПВО были объединены в Московскую зону ПВО. В ее состав уже тогда были включены части 1-го корпуса ПВО и 6-го ИАК (МВО), а также Горьковского, Ярославского, Калининского и Тульского бригадных районов ПВО. Надо сказать, что на протяжении всей войны структура и состав сил и средств ПВО столицы и центра страны изменялись исходя из возможностей авиации противника (состава и основных направлений сосредоточения усилий), пространственного размаха оперативного построения группировок Войск ПВО, решаемых ими задач и главное – необходимости единого руководства этими группировками. В целях создания единой группировки сил и средств ПВО на европейской территории страны, объединенных в районы ПВО, в соответствии с Постановлением ГКО от 9 ноября 1941 года 1-й корпус ПВО был переформирован в Московский корпусной район ПВО. Учитывая усиление группировки германских ВВС западнее Москвы для решающего наступления на нее, с 5 апреля 1942 года Московский корпусной район ПВО переформирован в Московский фронт ПВО. В интересах дальнейшего совершенствования организационной структуры войск и улучшения руководства частями в соответствии с Постановлением ГКО от 29 июня 1943 года Московский фронт ПВО был переформирован в Особую Московскую армию ПВО. Однако мало кому известно, что послужило реальной причиной данного преобразования. К середине 1943 года стало очевидным, что германским ВВС не преодолеть противодействие усиливавшейся противовоздушной обороны СССР в целом, не подавить его экономику и не подорвать военную мощь уничтожением оборонно-промышленного источника в тылу. Противник стал переключать свои ВВС на действия прежде всего по коммуникациям, объектам сосредоточения военных ресурсов в прифронтовых районах и войскам, стремительно наступавшим на всех фронтах к советской границе. ВВС Германии в течение июня 1943 года, ставшего «черным месяцем Войск ПВО», нанесли серию неожиданных массированных налетов в тыл СССР в виде 18 ночных атак на объекты Горького (7 налетов), Саратова (9 налетов) и Ярославля (2 налета). Это была мощная, хорошо задуманная, спланированная и организованно проведенная стратегическая воздушная наступательная операция с весьма тяжелыми для нас последствиями. В частности, один из ударов по Горькому был осуществлен в момент пересменки на автозаводе. Погибло множество квалифицированных рабочих. ГАЗ в разгар летней наступательной кампании на длительное время был выведен из строя. Одними из главных причин успеха проведенной операции ВВС Германии стали слабый уровень оперативного мышления Командования войсками ПВО территории страны и неприспособленность этой структуры для оперативного (оперативно-стратегического) руководства войсками. Отсутствие своевременно обобщаемой информации о воздушной обстановке над территорией страны не позволяло ему не только организовать борьбу с этими налетами совместными усилиями Московского фронта ПВО и Горьковского корпусного района ПВО, согласованно применяя их силы и координируя действия, но даже и внятно оповещать Горьковский корпусной район ПВО о степени серьезности приближавшихся опасностей. Коллаж Андрея Седых
Реакция Верховного главнокомандующего была незамедлительной и конструктивной. Разобравшись в случившемся, ГКО СССР Постановлением от 29 июня 1943 года преобразовал Московский фронт ПВО в Особую Московскую армию ПВО, а всю его истребительную авиацию ПВО объединил в 1-ю истребительную воздушную армию ПВО. Вместо расформированного Командования Войсками ПВО территории страны были образованы два фронта – Западный и Восточный со штабами в Москве и Куйбышеве. Появилось недостающее оперативное звено управления. Особая Московская армия ПВО организационно вошла в Западный фронт ПВО. Территориально Западный фронт ПВО протянулся от Сочи до Мурманска. В дальнейшем это решение все больше оправдывало себя и оставалось в силе до конца войны. Реагируя на изменения общей обстановки, ГКО СССР своим Постановлением от 29 марта 1944 года переформировал фронты ПВО. Было создано три фронта ПВО: Северный (штаб в Москве), Южный (штаб в Харькове) и Закавказский (штаб в Тбилиси). Особая Московская армия ПВО вошла в состав сформированного Северного фронта ПВО. И опять-таки объединения и соединения, прикрывавшие северо-запад страны, входили в состав Северного фронта. В связи с освобождением территории СССР и в целях улучшения координации военных действий в соответствии с Постановлением ГКО от 24 декабря 1944 года управление Особой Московской армии ПВО переформировано в управление Центрального фронта ПВО. В состав Центрального фронта ПВО наряду с частями и соединениями Особой Московской армии ПВО вошли Ленинградская армия ПВО со 2-м Ленинградским гвардейским ИАК и Выборгским бригадным районом ПВО, 1 и 3-й корпуса, 78, 80, 82-я дивизии и 16-я отдельная бригада ПВО. По окончании войны начался переход Вооруженных Сил СССР на штаты мирного времени. В соответствии с Директивой ГШ от 25 октября 1945 года управление Центрального фронта ПВО переформировано в управление Центрального округа ПВО. Последующие структурные изменения были основаны на опыте завершающего этапа войны. В соответствии с Директивой ГШ от 23 мая 1946 года управление Центрального округа ПВО переформировано в управление Северо-Западного округа ПВО. В 1948 году Войска ПВО страны были выведены из подчинения командующего артиллерией и преобразованы в самостоятельный вид ВС СССР, руководство которым было возложено на командующего Войсками ПВО страны. Последовали соответствующие преобразования. В соответствии с Директивой ГШ ВС СССР от 14 августа 1948 года управление Северо-Западного округа ПВО переформировано в управление командующего войсками ПВО Московского района. 1954-й стал годом, определившим ход развития ПВО столицы на десятилетия вперед. Сначала в соответствии с Приказом МО СССР от 14 июня 1954 года управление командующего войсками ПВО Московского района переформировано в управление Центрального округа ПВО, а затем в соответствии с Приказом МО СССР от 20 августа 1954 года на базе управления Центрального округа ПВО создано управление Московского округа ПВО. Именно это событие стало фундаментом для построения будущей системы ПВО центральной части страны и столицы. Обеспечивая круговую ПВО района Москвы и промышленно-экономических объектов в границах округа ПВО, основные усилия войск сосредоточивались на северо-западном, западном, юго-западном и ближневосточном воздушных стратегических направлениях (ВСН), а также на северном и северо-восточном ВСН в интересах обороны важнейших промышленно-экономических объектов города Горького и Горьковского промышленного района. Состав войск округа (начиная с ноября 1941 года), объединяющий активные средства (ИА и ЗА, а впоследствии и ЗРВ), а также границы его ответственности складывались из трех главных факторов: - во-первых, возможности массированного, комплексного и постоянного воздействия по воздушному противнику в зоне ответственности с любого направления с целью достижения максимальной эффективности боевых действий;
- во-вторых, в большой глубине системы ПВО, которая бы обеспечивала возможность разгрома воздушного противника еще на подступах к главному объекту;
- в-третьих, оптимального решения самого сложного вопроса организации и ведения боевых действий – исключения на оперативном (оперативно-тактическом, тактическом) уровне лишних звеньев организации взаимодействия между ИА и ЗА (ЗРВ) при действии их в одной зоне.
В 1960 году в Московском округе ПВО произошли значительные изменения. Управление 52-й ВИА ПВО было расформировано. На базе управлений ИАК сформированы управления корпусов ПВО – 3-го (Ярославль), 7-го (Брянск), 2-го (Ржев), на базе управления 78-й зенад и 142-й иад (Горький) сформировано управление 18-й дивизии ПВО, на базе управления 328-й иад (Елец) сформировано управление 15-й дивизии ПВО. Таким образом, в боевой состав округа вошли 1-я армия ПВО (ОН) в составе четырех корпусов ПВО (ОН), 2, 3, 7-го корпусов ПВО, 15 и 18-й дивизий ПВО. В 1965 году управление 15-й дивизии ПВО выбыло из состава округа, 18-я дивизия ПВО переформирована в 16-й корпус ПВО. Состав округа не изменялся до 1988 года. Структура и оперативное построение войск округа полностью отвечали поставленным задачам. С принятием на вооружение новых образцов росли возможности округа по предназначению. Особое место в истории округа занимает создание первой в мире системы противоракетной обороны. Учитывая значительный рывок западных стран (в первую очередь США) в развитии ракетной техники, способной наносить ядерные удары на значительные расстояния, правительство СССР рассмотрело вопрос о создании средств противоракетной обороны (ПРО). 4 марта 1961 года экспериментальная «Система А» впервые в мире осуществила перехват головной части баллистической ракеты, летевшей со скоростью три километра в секунду. С начала 60-х годов продолжаются мероприятия по созданию и развертыванию системы ПРО. Управление РТЦ-81 было сформировано 22 января 1962 года с дислокацией в городе Москве, улица Кирова, дом 33. От этой даты и берет свое начало история соединения противоракетной обороны. В соответствии с Директивой начальника Генерального штаба ВС СССР от 16 января 1965 года управление РТЦ-81 было переформировано в управление начальника войск противоракетной обороны Московского округа противовоздушной обороны (войсковая часть 75555). Московский округ ПВО первым из объединений ПВО получил возможность еще в 60-е годы стать округом воздушно-космической обороны. Однако он им стал только 50 лет спустя. В построении войск округа на десятилетия вперед сформировались два оперативных эшелона: эшелон внешних корпусов ПВО (2, 3, 7 и 16-й) и эшелон непосредственной противовоздушной обороны главного объекта – 1-я армия ПВО особого назначения. На современном этапеВ 1998 году на базе Московского округа ПВО и 16-й Краснознаменной воздушной армии Московского военного округа началось формирование оперативно-стратегического объединения, которое с 1 июня стало именоваться Московским ордена Ленина округом военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. В рамках военного строительства Вооруженных Сил 1 сентября 2002 года управление ордена Ленина Московского округа ВВС и ПВО было переформировано в управление ордена Ленина Командования специального назначения. В структурном отношении изменений практически не было, но новое объединение рассматривалось уже как головной участок системы ВКО страны. Эти намерения получили свое развитие в 2009 году, когда управления ордена Ленина Командования специального назначения Центральной зоны противовоздушной обороны и 1-го корпуса ПВО были переформированы в управление ордена Ленина оперативно-стратегического Командования воздушно-космической обороны с дислокацией в городе Балашихе Московской области. Стремление бывшего руководства Министерства обороны страны собрать на семи аэродромах всю боевую авиацию привело к тому, что из состава ОСК ВКО все авиаполки в 2011 году были переданы в состав 1-го Командования ВВС и ПВО. Фактически система ПВО Москвы и Центрального промышленного района вернулась в довоенный период, когда авиаполки были только в оперативном подчинении. В рамках дальнейшего развития Вооруженных Сил 1 декабря 2011 года создается новый род войск ВС РФ – Войска воздушно-космической обороны страны. На базе управления ордена Ленина войск оперативно-стратегического Командования воздушно-космической обороны формируется управление ордена Ленина Командования противовоздушной и противоракетной обороны Войск ВКО. Казалось, что возвращается проверенная временем, а главное – войной структура противовоздушной и противоракетной обороны центральной части страны. Еще один аспект. Ни для кого не является секретом то, что в ВВС западных стран (в первую очередь США) активно проводятся испытания гиперзвуковых боевых летательных аппаратов. Скорость данных аппаратов в пять – семь раз превышает скорость звука. Подлетное время для них сокращается до единиц минут. Принимать решение о сокращении при этом оперативных границ объединений, в которых уже давно создана единая система разведки и оповещения, выглядит уже просто нелогичным. Для Командования ПВО-ПРО на северо-западном воздушном направлении минимальное подлетное время СВН потенциального (вероятного) противника сегодня составляет порядка 15 минут. Это с учетом того, что у командующего войсками ПВО-ПРО на его КП информация поступает практически сразу от своей системы разведки. Он способен даже с учетом небольшого располагаемого времени принять решение на отражение воздушного нападения. Теперь если убрать у него первый эшелон построения противовоздушной обороны Центрального промышленного района, завернуть информацию оповещения о воздушном противнике через 1-е Командование ВВС и ПВО, а может, и Главное командование воздушно-космических сил, сколько останется этого самого располагаемого времени? А если еще будут нарушены каналы получения информации? Кто-нибудь просчитывал такой вариант развития обстановки? Кроме того, в предлагаемом варианте имеется ряд существенных недостатков: - управление 1-го Командования ВВС и ПВО сейчас развернуто в приграничной полосе. КП объединения – незащищенный, развернут в черте города непосредственно в штабе Командования. При возвращении в свой бывший штаб (Санкт-Петербург) управление и КП 1-го Командования ВВС и ПВО опять будут размещены в приграничной полосе, что явно нецелесообразно с оперативной точки зрения;
- в границах бывшего Западного военного округа вместо двух появятся три разноподчиненные зоны (района) ответственности за ПВО (с учетом формирования ОСК СФ): Западная, Московская и Арктическая (Мурманская). Наименования условные и имеют только территориальный подтекст;
- ПВО Москвы и Центрального промышленного района будет строиться двумя объединениями (зонами/районами ПВО), каждое из которых составляет один обособленный оперативный эшелон;
- нарушится выработанный историей принцип построения ПВО важнейших объектов – эшелонированная круговая равнопрочная оборона со сосредоточением усилий на важнейших направлениях;
- затрудняется взаимодействие между истребительной авиацией и зенитными ракетными войсками, так как в зонах огня зенитных ракетных полков С-400 (С-300ПМ2) Московского района будут выполнять боевые вылеты перехватчики истребительных авиационных полков Западного военного округа при отсутствии единого непосредственного руководства ими.
Что делать?Во-первых, целесообразно создать единую Западную зону ответственности за ПВО (в границах Западного военного округа) на основе Командования ПВО-ПРО (в непосредственном подчинении Главного командования воздушно-космических сил) с включением в его боевой состав Санкт-Петербургского соединения ПВО из состава 1-го Командования ВВС и ПВО. Во-вторых, 1-е Командование ВВС и ПВО, из состава которого будут выведены Североморское и Санкт-Петербургское соединения ПВО, целесообразно переформировать в воздушную армию (с непосредственным подчинением командующему войсками Западного военного округа) для выполнения оперативных задач в составе группировки ПВО и авиации на Западном стратегическом направлении, а также для использования высокомобильного резерва авиации для усиления группировок войск (сил) на других направлениях. В-третьих, в боевом составе Командования ПВО-ПРО необходимо сохранить соединение ПРО, а на базе разработок по сопряжению системы ПВО С-50М и системы ПРО А-135 создать единую АСУ для управления уже имеющимися системами и перспективной ЗРС дальнего действия, в составе которой планируется иметь средства ПВО и ПРО. В-четвертых, управление Командования ПВО-ПРО переформировать в управление армии ПВО-ПРО (особого назначения) с включением в новый штат отсутствующих структурных подразделений. После реализации данных мероприятий в границах Западного военного округа останется одна (например Западная) зона ответственности за ПВО с единым руководством и единой ответственностью за ПВО объектов и группировок войск. ПВО городов Москвы, Санкт-Петербурга и Центрального промышленного района будет выстраиваться одним объединением – эшелонированно, вкруговую со сосредоточением усилий на важнейших направлениях, как это уже было в конце Великой Отечественной войны и после нее. Решится главный вопрос при ведении боевых действий по ПВО – обеспечение взаимодействия между ИА и ЗРВ, так как в предлагаемой структуре они начнут действовать под единым командованием. Каждое формирование будет выполнять свои задачи по предназначению: объединение ПВО-ПРО – ВКО объектов страны и ВС РФ в границах ЗВО, воздушная армия в составе группировки ПВО и авиации на ЗСН – нанесение поражения группировкам и объектам противника и завоевание господства в воздухе. Самое главное в предлагаемом варианте – сохранение единой системы противовоздушной (противоракетной) обороны Центрального промышленного района (главного объекта обороны – Москвы) и как следствие – обеспечение оперативной целесообразности структурных преобразований. И последнее. Логичным выглядело бы возвращение истребительной авиации в состав соединений ПВО. Такое решение было впервые принято в 1943 году и полностью оправдало себя во время Великой Отечественной войны. Хотелось бы надеяться, что принимаемые решения будут в полной мере отвечать интересам сохранения и приумножения обороноспособности страны. Да и хватит уже, наверное, до бесконечности делить то, что осталось после бурных организационно-штатных мероприятий 1990-х и 2000-х годов. С целью усиления одних неразумно догола раздевать других. Не делить надо, а воссоздавать военную мощь страны и формировать с нуля новые части и соединения. Именно так следует укреплять обороноспособность государства и не разлагать ее перманентными переподчинениями. А то при таком подходе недалек тот грустный момент, когда и переподчинять-то станет нечего. ВПК Ньюс
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/21832
|