Минувшие выходные отличились беспрецедентными учениями Стратегических ядерных сил (СЯС) России. По крайней мере такими их назвал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Он заявил информационным агентствам, что под непосредственным руководством Верховного главнокомандующего, президента России Владимира Путина была проверена система автоматизированного управления связи, а также новые алгоритмы управления СЯС с практической отработкой учебно-боевых задач действующих по единому замыслу всех компонентов ядерной триады: самолетов Дальней авиации, морской и наземной составляющих Стратегических ядерных сил. «Командные учения Стратегических ядерных сил в таком масштабе в новейшей истории России проводились впервые», – подчеркнул Песков.
Действительно, стратегическая триада России – РВСН, атомные ракетные подводные лодки и стратегические ракетоносцы – подтвердили в минувший уик-энд успешными пусками межконтинентальных баллистических ракет и крылатых ракет большой дальности эффективность и надежность отечественных СЯС. «Все ракеты успешно поразили назначенные им учебные цели», – констатировали в военном ведомстве. Сначала с полигона «Плесецк», что в Архангельской области, совместный боевой расчет Ракетных войск стратегического назначения и войск Воздушно-космической обороны произвел пуск по камчатскому полигону «Кура» стратегической твердотопливной моноблочной ракеты комплекса РС-12М «Тополь» (SS-25 Sickle по западной классификации). Причем на Камчатку улетела ракета, стоявшая, как и больше сотни ее аналогов, на боевом дежурстве 24 года. То есть свыше гарантийных сроков эксплуатации, определенной ей при постановке в боевой строй. И безошибочный процесс ее подготовки к пуску, самого пуска и попадания в заданную цель подтвердил высокие боевые качества ракеты и возможность продления времени ее безаварийной и безопасной эксплуатации еще на несколько лет. С противоположного конца страны, акватории Охотского моря через несколько минут после пуска «Тополя» из подводного положения стратегического ракетного крейсера с бортовым номером К-433 «Святой Георгий Победоносец» (проект 667БДР класс «Кальмар» – Delta III по западной классификации) был произведен пуск по полигону «Хижа», что расположен в Архангельской области на полуострове Канин Нос, жидкостной ракеты Р-29Р «Синева» (SS-N-18 Stingray) с тремя разделяющимися боеголовками индивидуального наведения (РГЧ ИН). Все они тоже достигли указанных целей.
Это был первый в нынешнем году пуск морской стратегической ракеты из подводного положения. В прошлом году их было семь, включая испытания пяти ракет Р-30 «Булава». А РВСН осуществили тогда три пуска. Причем один из них – испытательный – закончился неудачей. Военные тогда так и не сообщили, какую ракету они испытывали. По этому поводу до сих пор в среде отечественных экспертов идут споры, но мы не будем на них останавливаться. Тем более что в ту же минувшую пятницу состоялись еще пуски стратегических ракет. Правда, теперь крылатых.
Экипажи стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС, поднявшись с аэродрома «Энгельс» под Саратовом, совершили дальний перелет к заполярной Воркуте и после 15 часов полета по безориентирной местности провели пуск четырех ракет по указанным целям на полигоне «Пембой». Какими именно ракетами стреляли «дальники», не сообщается, но известно, что на их вооружении находятся похожие ракеты Х-55 с ядерной боеголовкой и Х-555 с обычной. Судя по всему, это были Х-555.
Почему пресс-секретарь главы государства назвал эти учения беспрецедентными? В принципе большое количество стратегических ракет российские специалисты пускали и раньше. Например, в ноябре 2010 года по тем же трассам, как и в минувший уик-энд, летали сразу четыре межконтинентальные ракеты. Две с подводных крейсеров и две с земных полигонов. Да и в прошлом году, как мы уже упоминали, таких пусков было более чем достаточно. К тому же каждым пуском управляет Верховный главнокомандующий и президент страны – без того, чтобы он не ввел соответствующую команду на своем «черном ящике», не разблокировал цепи управления пусками, они состояться не могут.
Но особенность пятничных пусков в том, что Владимир Путин управлял учениями Стратегических ядерных сил с нового автоматизированного объединенного командного пункта. Сообщение о создании такого ОЦКП проскочило в печати как раз накануне учений РВСН, морских и авиационных СЯС. Правда, там говорилось, что на базе центрального командного пункта Генерального штаба для оперативного управления армией и флотом создан центральный (объединенный) командный пункт Вооруженных сил, который включил в себя ЦКП ВМФ, ЦКП ВВС и ЦКП войск Воздушно-космической обороны, которые выведены из подчинения соответствующих главкоматов. Единственный самостоятельный ЦКП остался в Ракетных войсках стратегического назначения. Но, как говорят, к гадалке не ходи, чтобы догадаться, что и ЦКП РВСН очень тесно связан с ЦОКП Генерального штаба, а тот, в свою очередь, с системой стратегического управления президента.
Есть и еще несколько вопросов, напрямую связанных с недавними пусками стратегических ракет. Один из них – информация о том, что Минобороны одобрило эскизный проект и тактико-технические характеристики новой тяжелой жидкостной межконтинентальной ракеты, которая создается в России на смену самой большой в мире ракеты Р-36М «Воевода» (SS-18 Satan), способной донести до цели 10 разделяющихся ядерных головных частей индивидуального наведения. «Воевод» у нас осталось на сегодняшний день около 50 единиц. Они должны быть сняты с боевого дежурства к 2020–2025 годам, и наши конструкторы разрабатывают для нее «наследника», который будет в два раза легче (всего 100 т), но по своей боевой эффективности, а главное – по возможности преодолеть любую систему ПРО «Сатане» не уступит.
Кроме того, появились разговоры, что в нашей стране могут воссоздать боевые железнодорожные ракетные комплексы, которые когда-то в составе 12 полков-поездов рассекали пространство Советского Союза, вооруженные 36-тонными ракетами с 10 ядерными боеголовками. Ракеты для таких поездов РТ-УТТХ «Молодец» (SS-24 Skalpel) делали в Украине. Вряд ли она сейчас нам в этом поможет, так как взяла на себя обязательство не заниматься стратегическими ракетами. А зачем они нам, большой вопрос. Понятно, что перспектива получить «под боком», на границах России американскую систему ПРО, безусловно, волнует отечественное политическое и военное руководство. И беспрецедентные пуски стратегических ракет, постановка на боевое дежурство заявленных в Договоре об СНВ-3 и разговоры о создании новых – это наше своеобразное предупреждение друзьям-товарищам из-за океана. Как раз накануне президентских выборов в США. Как они нам аукнутся, поживем – увидим.
/по материалам "Независимой газеты"/
|