В качестве пролога:
Дружба – разновидность добровольных отношений, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью и доброжелательностью и основанных на общности интересов. (по материалам из БСЭ)
Дружба между странами и народами – понятие, которое всё последнее время искусственно вытесняется другими понятиями - экономического партнерства и геополитической прагматики.
С завидной систематичностью в различных кругах генерируются идеи о том, что России и россиянам давно пора забыть о некогда декларируемой дружбе народов, разговорах о партнерстве, основанном на обычном добрососедстве, а поднять высоко-высоко правую руку, да и опустить ее со словами, которые в печатной трактовке выглядят как «Ну и господь с вами, соседи!» Мол, раз уж мы встали или продолжаем вставать на путь околорыночной экономики, то пора и дружить с непременным финансовым прагматизмом. Если переложить такие мысли на житейский язык, то звучать это будет примерно так: «Будем дружить только с теми, с кого можно что-то экономически, простите, поиметь».
Казалось бы, что такая идея никак не стыкуется даже с самим менталитетом русского народа, который, слава Богу, пока еще остается стержневой нацией Российской Федерации. Ну, не привыкли мы выбирать для себя друзей, исходя исключительно из возможности получения от них, каких бы то ни было, материальных благ. Цивилизационно такая идея далека от сущности русских людей, однако ж в последнее время на эту идею мы стали всё чаще обращать внимание. Почему? Да потому что власти даже тех республик, с которыми мы некогда жили в одной большой стране, часто в декларативной форме заявляют о том, что Россия непременно хочет поглотить соседние государства, возродить «имперскую» составляющую, пользоваться ресурсами и бесконечно наживаться на других народах. Одни во всеуслышание говорят о том, что Россия веками мечтала о том, чтобы перейти Кавказский хребет, другие высказываются в том духе, что Россия спит и видит свои западные границы где-то от Ужгорода до Таллинна, третьи уверены, что Москва тянет свои «оккупантские» ручищи к кладовым Средней Азии…
После таких слов даже у самых закоренелых апологетов дружбы народов понемногу начинает просыпаться мысль о том, чтобы плюнуть на таких горе-ораторов от власти или первостатейных русофобов, да и жить исключительно внутренними делами, забыв об исторической интеграции, добрососедстве и прочих делах минувших дней. Но вся беда в том, что силы, которые написали сценарий для перечисленных горе-ораторов с русофобскими наклонностями, впитанными с американскими консервированным молоком, на то и направили свою, с позволения сказать, работу.
По понятным причинам, никакая интеграция с Россией ее ближайших соседей не входит в планы этих сил. Другое дело – тотальное противостояние, попытки не замечать бревна в собственном глазу, но тыкать пальцем на соринку в глазу чужом. Позиция проста как мир: разделяй и властвуй. Именно поэтому со всей интенсивностью продолжается политика, направленная на своеобразные консультации в адрес определенного числа бывших союзных республик со стороны западных «экспертов», знающих всё о том, как вести свой внешнеполитический курс в отношении России. Совет от указанных «экспертов» всегда один: Россия никогда не предложит партнерские отношения на безвозмездной основе – ее задача выпить из вас все соки, то ли дело мы – западные демократии…
Кто-то в ответ на такую неогеббельсовскую пропаганду отвечает покручиванием пальцем у виска, а кто-то всерьез готов уверовать в то, что если Россия предлагает сотрудничество, то оно непременно проявится через посягательство на суверенитет, доступ к ресурсам и чуть ни рабовладельческому строю по отношению к местному населению. И ведь этот стереотип, похоже, самым серьезным образом коренится в головах и душах тех, с кем мы еще вчера жили в одном государстве. Удивительно, как много времени нужно, для того чтобы наладить тесные отношения, и как же мало его нужно, чтобы всё разрушить и выстроить целую стену из надуманных стереотипов.
Другими словами, России многие «партнеры» ставят по-настоящему топорный ультиматум: мы будем «дружить» с Москвой, если та полностью будет соблюдать условия, которые нам тут надиктовал дядя Сэм и его ближайшие соратники-кукловоды.
Новые грузинские власти, которые до своей победы на выборах говорили о необходимости восстановления дипломатических отношений с Российской Федерацией, как и подобает несамостоятельным политикам, быстро забыли о своих же словах. Сегодня нам ставят условие: фактический отказ от признания независимости Южной Осетии и Абхазии, закрытие военных баз в этих республиках; только после этого официальный Тбилиси, возможно, начнет какое-то движение в сторону России. Но даже если этот страшный сон в виде отказа от независимости указанных территорий со стороны России, не дай Бог, воплотится в реальность, то стоит ли ждать потепления отношений с Грузией? Естественно, нет! Группа политических кукловодов из-за океана быстро подбросит новую идею о том, как удержать Грузию на почтительном расстоянии от партнерских отношений с Российской Федерацией.
При этом некоторые люди, по обе стороны российско-грузинской границы страдающие политической зашоренностью, странным образом свято верят в то, что грузинских выбор – это и есть проявление высшей формы демократии. Мол, полюбуйтесь, как в соседней критикуемой Грузии произошла демократическая смена власти: без крови, митингов, подтасовки результатов. Кто бы сомневался в том, что такая марионеточная демократия может дать сбой… Ведь все ниточки сосредоточены в один руках. Дергался под вашингтонские манипуляции господин Саакашвили, так же начинают дергаться и представители партии, которая праздновала победу на минувших выборах в парламент. Как же упоительна марионеточность демократии Грузии, которая проявилась во всей красе. Куда уж нам до такого, когда подход к организации смены власти заключается в наличии истинного сменщика, находящегося далеко за пределами страны… Получается, что запрос «Вертайте взад (использована специфическая стилистика – прим. автора) Южную Осетию с Абхазией, тогда и говорить начнём!» - очередное проявление странной однобокости в «партнерских отношениях с Россией… Да где ж, друзья, гарантии того, что на этой многострадальной земле не прольется новая кровь? Нет такой гарантии. Быть может, и рада бы дать ее новая грузинская власть, но только разве ж она что-то напрямую решает… Цыкнут ей со стороны - снова придется воплощать недовоплощенные предыдущим господином-«бут сделано!» мечты…
В таком случае России было бы самой неплохо определиться с параметрами сотрудничества. И первый пункт должен быть следующим: «О Южной Осетии и Абхазии, братцы, забудьте и кукловодам своим так и передайте! Сами полезли – сами получили, а потому, если намерены строить отношения, то давайте начнем сразу со второго пункта…»
России старательно навязывается позиция отказаться от притязаний на Среднюю Азию. Мол, ну зачем России эти бедные Киргизия с Таджикистаном; мол, нам надо свои внутренние проблемы для начала решить. Нет, с тем, что внутренних проблем хватает, никто спорить даже не собирается. Однако есть и такие внутренние проблемы, которые достаточно тесно увязаны с проблемами самой Средней Азии. И одна из таких проблем – это трудовая миграция, которая, по сути, является бесконтрольной.
Многие эксперты считают, что России лучше бы выставить самый настоящий железобетонный барьер, который бы навсегда отсек поток нелегалов из среднеазиатских республик. Но историческая практика показывает, что ни один искусственный барьер ситуацию кардинальным образом не решал. Даже сквозь Великую Китайскую стену проходили северные орды, лидеры которых без боя умели «договориться» с теми, кто эту самую стену охранял. Сегодня ситуация абсолютно аналогичная. Любой миграционный барьер, который выстраивается с целью пресечь миграционный поток неквалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силы, обречен на низкую эффективность. К сожалению, коррупционная среда и здесь продолжает играть немаловажную роль.
Так что же в таком случае делать России? Забыть о своих экономических и геополитических интересах в Средней Азии, и только рассуждать о некогда имевшей место быть (по крайней мере, на бумаге) дружбе народов между русским, таджикским и прочими народами? Но это явно не выход. Если учесть, что к тому же Таджикистану пристальный интерес проявляет Китай, который уже сегодня владеет 40% месторождения «Пакрут» (добыча золотой руды), выделяет миллиардные кредиты под поразительно низкий процент (1 млрд. долларов на 20 лет по 3% годовых) на строительство заводов и транспортной инфраструктуры, то скоро может проявиться и вариант «Мы, китайцы, вам таджикам деньги давали, теперь слушайте наши условия!..» Восточный китайский менталитет тем и отличается от менталитета русского, что это мы можем себе позволить забыть о долгах соседей в обмен лишь на слова о дружбе и партнерстве, а вот Китай точно кредиты прощать не станет.
Может получиться так, что таджикские предприятия, щедро профинансированные из КНР, будут львиную долю доходов передавать своим финансовым донорам, а вот, собственно, в казну республики доходы по-прежнему будут минимальны. В такой ситуации вряд ли можно ожидать того, что наплыв гастарбайтеров из Центральной Азии в Россию уменьшится. Китай просто целенаправленно выдавит неквалифицированные кадры из Таджикистана, которые удвоенными темпами пойдут в сторону России.
Если так, то говорить о необходимости свертывания программ в Средней Азии – себе дороже. В этом случае озабоченность внутренними проблемами без понимания истоков некоторых из них (в том числе массовой миграции) способно сыграть злую шутку. Значит, необходимо рационально подходить к партнерству и с Таджикистаном, и с Киргизией, при этом во главу угла ставя всё же собственные блага.
Достаточно перспективным бизнесом в Таджикистане видятся совместные проекты по добыче урановых руд. Только в центральной части республики сегодня разведаны несколько десятков так называемых рудных полей и пять полноценных месторождений. Если учесть, что после ничем не оправданной продажи огромных запасов обогащенного урана в США в первой половине 90-х новые запасы урана России как ядерной державе точно не помешают, то сотрудничество в этой сфере с Республикой Таджикистан стратегически важно. По исследованиям специалистов «Росатома» Таджикистан обладает 13% запасов всего мирового урана, добыча которого по новым сверхбезопасным технологиям, разработанным российскими специалистами, вполне может вылиться в прибыльное предприятие с открытием нескольких десятков тысяч рабочих мест для таджикских граждан. Доходы и рабочие места, обучение таджикских специалистов, плюс получение Россией нужного сырья – классический пример современного взаимовыгодного партнерства.
Очевидно, что если соседей наших о дружбе народов научили забывать, то нужно переходить к осознанию экономической целесообразности партнерства с Россией. Ведь бесконечно кормиться кредитами и обещаниями всесторонней поддержки из Вашингтона, Брюсселя или других мировых столиц, не будешь. А если так, то пора призвать наших бывших сограждан к тому, чтобы откинуть в сторону навязанную кем-то со стороны боязнь возвращения к партнерству с Россией, и объявить о том, что дружба всегда носит двусторонний характер. Время беспочвенных обид и поиска мотивов для разногласий уходит, пора делать выводы… /по материалам сайта topwar.ru/
|