Первого апреля в стране началась очередная весенняя призывная кампания. Она продлится до 15 июля и под ружье, как это вытекает из указа президента, должно быть поставлено 155 570 юношей в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе».
Начальник Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генерального штаба Вооруженных сил генерал-полковник Василий Смирнов уже провел для журналистов традиционную пресс-конференцию, где рассказал об особенностях нынешнего призыва. В том числе и о том, что нынешней весной в строй будет поставлено на 20 тыс. человек больше, чем осенью в прошлом году. Тогда в войска пришли служить 136 тыс. граждан, из которых более 26 тыс. имеют высшее профессиональное образование, 43,2 тыс. подготовлены к службе по военно-учетным специальностям в ДОСААФ, а еще 2,5 тыс. тех, кто уже имеет специальности, родственные военным. Как о большом достижении военной реформы объявил о том, что теперь солдаты вне зависимости от занимаемой должности будут получать не 600 руб. в месяц, как до 1 января, а 2000 руб. Более того, уже на призывном пункте им будут вручать пластиковые банковские карточки, на которые Минобороны и станет перечислять эти средства.
Посетовал начальник ГОМУ, что до сих пор не удается решить проблему уклонистов. От призыва в армию и на флот бегают почти 235 тыс. молодых людей, и никакими правовыми средствами их невозможно привлечь за это к уголовной или административной ответственности. До суда доходят дела десятков уклонистов, а реальные сроки за злостное неисполнение конституционных обязанностей получают единицы. Решить эту проблему, считает генерал, должны поправки в Закон «О воинской обязанности и военной службе», который внесли в Думу представители комитета по обороне и безопасности Совета Федерации. И если их осенью примут, то после этого каждый юноша по достижении 18 лет обязан будет не дожидаться повестки из военкомата, а после появления соответствующего указа президента в течение двух недель явиться в военный комиссариат по месту жительства за этой самой повесткой и справиться о дате его отправки в войска. Тех же, кто пренебрежет этой обязанностью, будет ожидать уголовное преследование. Надо полагать, такое же, как и сейчас.
По поводу этой поправки в обществе уже развернулась бурная дискуссия. Спорят в газетах, на радио и телевидении, устраивают по этому поводу круглые столы. Автору данных строк тоже пришлось принять участие в подобных мероприятиях. Но вот что бросается в глаза при обсуждении данной проблемы – категорическая неготовность военных чиновников внести реальные поправки в действующее законодательство, которые не угрожали бы молодым людям разными карами за уклонение от выполнения воинских обязанностей, а стимулировали бы их желание отслужить стране в армии и на флоте год или чуть больше (если поступит на контрактную службу). Получить за это конкретные социальные и карьерные преимущества перед теми, кто не по болезни, а из-за нежелания носить погоны уклонился от призыва. Примерно так, как это сделано в Израиле, Швейцарии, Армении, Белоруссии, Казахстане, Финляндии, наконец, во всех других цивилизованных странах, где до сегодняшнего дня сохраняется призывной принцип комплектования армии.
А сделано там все достаточно просто. В законодательство страны внесены пункты, где сказано, что на государственную службу или в исполнительные, выборочные органы власти не могут быть делегированы люди, которые не из-за своих физических недостатков или по болезни не прошли воинской службы. Действительно, как можно доверить человеку право управлять государственными делами, отстаивать интересы своего района, муниципалитета, города, страны, если он не захотел учиться защищать свою семью, дом и государство с оружием в руках?!
Да, может, кому-то это покажется неожиданным и странным, но и в Израиле, Белоруссии и Казахстане тоже есть уклонисты, но их единицы. Остальные считают для себя если не честью, то настоятельной необходимостью пройти воинскую службу. Иначе никакой карьеры в будущем ты не сделаешь и в любой более или менее приличной фирме ты будешь выглядеть как обыкновенный трус и изгой общества. Там никто не гордится, как это делают некоторые наши звезды и звездочки эстрады, что облапошили военкомат, выправили себе справку об освобождении от призыва. Знаю даже несколько примеров и писал в «НВО» о том, что армянские юноши, граждане России, достигнув восемнадцатилетнего возраста, летели в Ереван, получали второй паспорт, чтобы пройти воинскую службу в Армении, хотя там срок службы в отличие от России не один год, а два, и служить, не исключено, придется на линии перемирия, а фактически огня.
Почему же у нас нет такого положения, к примеру, в законе о государственной службе? Ларчик открывается просто – потому, что очень многие из так называемых народных избранников, чиновников высшего уровня и даже членов правительства никогда в собственной армии не служили, не служили и не служат там и их сыновья. Зачем им тормозить карьеру себе и собственным отпрыскам? У нас даже есть 37 высших учебных заведений с военной кафедрой (МГИМО, МГУ, МЭИ, МАИ, Технический университет имени Баумана и другие элитные вузы), выпускники которых, получив по окончании учебы лейтенантское звание, никогда служить в армии и на флоте, как заверил на слушаниях в Государственной Думе один из заместителей министра обороны, не будут.
Если так, если общество будет и дальше делиться на тех, кто обязан служить и кому это, мягко говоря, по барабану, то проблему призывных ресурсов нам не решить никогда. Даже с помощью устрашающих мер воздействия на уклонистов.
|