Ситуация в Минобороны во многом схожа с ситуацией в МВД. Нам говорят, что реформа в армии практически завершена. И тут же бьют в набаты по поводу основы основ - комплектации личного состава.
Разница ситуаций в МВД и МО лишь в одном: в Минобороны глава пока не поменялся, поэтому слова признания провала реформы в этом ведомстве мы пока не слышим. Однако сути дела это не меняет.
С момента подписания 14 лет назад президентом Ельциным знаменитого указа № 722 о создании в России профессиональной армии число контрактников неуклонно росло и достигло максимума в 2005 году – 200 тыс. человек. К 2010 году цифра сократилась вдвое (100 тыс. человек), и это меньше, чем было в 2000 году (123 тыс. человек).
Что это:
– нехватка денег?
– реакция людей, не желающих идти в армию по контракту, несмотря на все разговоры о неземных армейских благах?
– или политика нынешнего армейского руководства?
Нехватка денег для перехода к контрактной армии малоубедительна, поскольку по сравнению с 2000 годом (когда контрактников было больше, чем сейчас) объемы финансирования Минобороны в 2012 году выросли почти в 12 раз, а в 2013 году превысят показатели 2000 года в 15 раз.
Реакция людей, попробовавших контрактную службу, на разговоры об армии, с одной стороны, и реальные дела, в ней происходящие, с другой, в определенной степени способствовала сокращению числа контрактников.
Но главное здесь все же политика нынешнего армейского руководства.
Пьер Огюстен Карон Бомарше в свое время написал: «Политика – это просто. Надо делать вид, что ты знаешь что-то такое, что другим неизвестно. И одновременно не замечать то, что очевидно другим».
Именно такую позицию занимает нынешнее руководство Минобороны.
В денежном выражении разница между содержанием нынешнего числа плохо подготовленных за год срочников, с одной стороны, и требуемого числа высококвалифицированных контрактников по меркам бюджета, с другой, невелика.
Но руководству Минобороны сегодня просто не выгодна контрактная армия. Поскольку переход на нее существенно подрывает один из основных бизнесов руководства Минобороны – ОАО «Оборонсервис». Именно через него текут бюджетные средства на всякие аутсорсинговые работы: чуть ли не ресторанное питание, стирку, уборку, транспортные услуги и т.д.
Суммы, которые там вращаются, существенно превышают денежное довольствие всей контрактной армии.
Но если контрактник будет питаться за свой счет, сам оплачивать стирку и глажку форменной одежды и т.д., тогда надобности в аутсорсинге не будет. А значит – не удастся залезть в бюджетные деньги с помощью всяких фирмочек, готовых по огромным ценам чуть ли не боеприпасы на огневые позиции подвозить.
Это по инициативе сверху. А по инициативе снизу в условиях сегодняшней системы призыва посредством военкоматов продолжается «отжим» денег с семей призывников за возможность откосить, составляющих на круг (то есть за один призыв) свыше пяти миллиардов рублей. Ну чем не хлеб?
#{weapon}Такова одна сторона медали событий вокруг армии, связанная с так называемой исполнительной властью. Но есть и другая сторона медали, связанная с законодательной властью. На сегодняшний день вызывает большой интерес инициатива заместителя председателя комитета Государственной думы Российской Федерации по обороне Ф.А. Клинцевича о втором 13% пожизненном налоге (до пенсии) на мужчин, не желающих служить в армии. Да, на сегодняшний день эта инициатива вызывает много вопросов. У многих, и у меня в том числе, возникает вопрос: почему платить налог нужно с 27 лет, а не с 18, коль скоро уж молодой человек решил не служить? Хотя в душе я понимаю, что Франц Адамович инициативно готовил этот законопроект не из выверенных экономических расчетов, а от сердца, с болью за армию, которой отдал всю жизнь и нашу обороноспособность.
Но инициатива интересная.
Если внести поправку, что фиксированная и единоразовая сумма с нежелающих служить будет браться с 18 лет, то сразу можно отсечь военкоматовскую челядь взяточников, наживающуюся на призыве. И деньги пойдут в казну государства. Да и противникам реформы в высшем руководстве Министерства обороны придется гораздо сложнее.
Кроме того, если в армии будут созданы привлекательные условия для военнослужащих (а не только высшего руководства, странным образом распределяющего ресурсы), будет достойная оплата и появятся социальные льготы (а раньше они, кстати, были), то в обществе взгляды на армию изменятся. И обязательно будут те молодые люди, которые в своей личностной системе ценностей займут принципиальную позицию – не платить государству, а отслужить в армии. При создании в нашей армии значимых социально-экономических лифтов лучших из этих служак в последующем можно будет отбирать для службы по контракту.
Но сейчас главное начать, потому что дальше сегодняшнее безобразие вокруг комплектования армии продолжаться не должно. Ибо оно наносит реальный урон безопасности нашей страны.
|