Статистика
|
Онлайн всего: 6 Гостей: 6 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2012 » Сентябрь » 1 » Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи — часть III
15:13 Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи — часть III |
В целом, как уже отмечалось ранее в данном материале, конечной целью преобразований, осуществляемых в армии и на флоте России, является создание современных, хорошо обученных и подготовленных, оснащенных новыми, совершенными образцами вооружений и военной техникой ВС. Основные направления
Конкретными направлениями проводимой с октября 2008 года реформы стали: сокращение численности Вооруженных Сил России с 1,35 миллиона человек в 2007-м до одного миллиона к 2012-му; ликвидация кадрированных соединений Сухопутных войск (СВ) и превращение всех соединений в силы постоянной готовности, одновременное сокращение количества частей и соединений ВС и военных баз, то есть фактически отказ от массовой мобилизационной армии в пользу более профессиональной и боеготовой; изменение должностной структуры личного состава, приведение ее в нормальный «пирамидальный» вид, сокращение численности офицеров с 335 тысяч до 150 тысяч (позже порог повышен до 220 тысяч), ликвидация института прапорщиков; формирование принципиально новой системы управления ВС, создание вместо прежних шести военных округов (ВО) четырех межвидовых Объединенных стратегических командова-ний (ОСК) при сохранении нескольких родов ВС центрального подчинения – Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), Войск воздушно-космической обороны (ВВКО) и Воздушно-десантных войск (ВДВ); перевод СВ на бригадную структуру с упразднением дивизионного, корпусного и армейского звеньев; реорганизация ВВС и ПВО с упразднением армий, корпусов, дивизий и авиационных полков и переход на систему авиационных баз (АвБ) и бригад ВКО; централизация системы подготовки кадров путем трансформации 65 военных учебных заведений в 10 «системных» военных вузов; радикальное сокращение центрального аппарата и органов военного управления МО РФ, а также частей обеспечения и обслуживания в общей сложности с 51,3 тысячи человек до 13,4 тысячи; передача на аутсорсинг гражданским организациям системы тылового обеспечения войск; резкая интенсификация боевой подготовки, радикальное увеличение количества учений всех уровней – от индивидуального и тактического до проведения ежегодных маневров стратегического масштаба; принятие новой Государственной программы вооружения (ГПВ) на период 2011–2020 годов, в ходе реализации которой войска должны быть практически полностью переоснащены на новые (при этом на 70 процентов – на современные) вооружения и военную технику; значительное увеличение денежного довольствия военнослужащих и решение жилищной проблемы в ВС с целью резкого повышения престижа военной службы.
Остановимся подробно на некоторых из этих направлений, прежде всего связанных со структурными изменениями в Вооруженных Силах. Важные детали
1. Сокращение численности ВС и офицеров. Одно из самых очевидных, хотя, конечно, далеко не самое важное проявление реформы состоит в заметном уменьшении численности ВС, включая и офицерский корпус. Планировалось к 2016 году довести этот показатель до одного миллиона человек (с 1,35 миллиона на момент начала реформы), однако он был достигнут уже к 2012 году.
Численность офицерского корпуса первоначально определялась на уровне 150 тысяч (при имевшихся на 2008-й 335 тысячах офицерских должностей), а затем эту планка подняли до 220 тысяч. При этом фактические сокращения оказались меньшими – из указанных 335 тысяч офицерских должностей 40 тысяч де-факто являлись вакантными и были упразднены до конца 2009 года. Кроме того, 26,7 тысячи офицеров к концу 2008-го достигли предельного возраста пребывания на военной службе и подлежали увольнению по данной причине, в 2009-м предельного возраста достигли еще 9,1 тысячи офицеров. В армии на 2008 год служили также 7,5 тысячи офицеров, которых призвали на два года после окончания гражданских вузов и должны были уволить по окончании срока службы (впредь такие специалисты призываться не будут).
Параллельно с сокращением численности армии приводится к норме ее структура по должностным категориям. «Яйцеобразная» дореформенная структура, где преобладали полковники и подполковники, численность которых превышала количество младших офицеров, трансформируется в нормальную «пирамидальную» структуру. Если на 1 сентября 2008 года в ВС насчитывались 1107 генералов и адмиралов, то к 2012-му их осталось 610. Число полковников уменьшается до 7,7 тысячи человек, майоров – до 25 тысяч, капитанов – с 90 тысяч до 42 тысяч. Численность лейтенантов и старших лейтенантов в ВС, напротив, должна возрасти с 50 тысяч до 62 тысяч.
В 2009 году был фактически ликвидирован институт прапорщиков и мичманов, число которых уменьшилось со 142 тысяч до 118,7 тысячи. Причем до 20 тысяч прапорщиков, которые занимали командные должности, получили офицерские назначения, остальных уволили или перевели на должности сержантов.
2. Создание ОСК. В военно-административном и организационном отношении наиболее значительной реформой стало произведенное в 2010 году упразднение системы «традиционных» военных округов. Вместо шести «старых» ВО созданы четыре новых «больших» военных округа и соответствующие им четыре ОСК.
На базе Московского и Ленинградского ВО сформирован Западный военный округ (ОСК «Запад», управление в Санкт-Петербурге), в состав которого входят войска двух прежних военных округов, Северный и Балтийский флоты. Прежний Северо-Кавказский ВО преобразуется в Южный военный округ (ОСК «Юг», управление в Ростове-на-Дону) с подчинением ему Черноморского флота. На базе Приволжско-Уральского ВО и западной части Сибирского ВО создается Центральный военный округ (ОСК «Центр», управление в Екатеринбурге). Путем слияния оставшейся части Сибирского ВО и прежнего Дальневосточного ВО создается Восточный военный округ (ОСК «Восток», управление в Хабаровске), в состав которого вошел Тихоокеанский флот.
Эти четыре командования соответствуют основным стратегическим направлениям, которые рассматриваются современной российской военной мыслью как основные направления потенциальных угроз и потенциальные театры военных действий (ТВД) – Запад, Юг, Восток, а ОСК «Центр», видимо, будет играть роль своего рода «континентального резерва».
Идея создания ОСК состоит в формировании объединенных, «совместных» (Joint), «интегрированных» разновидовых группировок на самостоятельных стратегических направлениях (ТВД). В состав этих группировок под единым командованием должны входить все силы СВ, ВДВ, ВВС, ПВО и ВМФ, дислоцированные на территории ОСК.
Формирование системы взаимодействия разнородных сил и средств в современной войне требует создания и соответствующих постоянных объединенных органов управления на оперативном и стратегическом уровне, и постоянных соответствующих разновидовых объединенных группировок. Именно это и находит свое выражение в образовании ОСК. В новой модели командования видов ВС и родов войск фактически превращаются в управления соответствующих родов, сохраняя за собой все основные функции в организации строительства, комплектования, боевой подготовки войск, но лишаясь непосредственного оперативного руководства ими.
3. Реорганизация СВ. Основная философия реорганизации СВ заключается в отказе от традиционной русской и советской модели массовой мобилизационной армии (то есть представляющей собой в основном соединения, подлежащие полному развертыванию только по мобилизации) и в переходе к содержанию в мирное время полностью укомплектованной армии на основе частей постоянной боевой готовности.
Советская армия 80-х годов имела четыре категории танковых и мотострелковых дивизий в зависимости от степени их укомп-лектованности личным составом в мирное время. При этом лишь около 50 подобных соединений примерно из 200 имевшихся относились к так называемой категории «А», то есть были уже на сто процентов укомплектованы личным составом и готовы к немедленному вступлению в боевые действия. Остальные более 150 дивизий (категорий «Б», «В» и «Г») требовали частичного или полного укомплектования призываемыми по мобилизации запасниками и достаточно длительного периода на развертывание по штатам военного времени. Кроме того, существовали и полностью «свернутые» по личному составу запасные дивизии (после 1989 года их аналогом были базы хранения вооружения и техники дивизионного или бригадного комплекта – БХВТ).
Такая смесь частей постоянной готовности и подлежащих мобилизации (в разной степени «свернутости») сохранялась в России до 2009 года. Таким образом, расформированию подлежали части неполного состава (кадрированные). Все соединения Российской армии по новому облику должны быть полностью укомплектованы личным составом и являться силами постоянной готовности.
Существенный шаг – переход к бригадной структуре СВ и к «трехзвеньевой структуре» организации командования: военный округ – оперативное командование – бригада. Вместо существовавших дивизий и общевойсковых армий (ОА), а также армейских корпусов бригады по первоначальному замыслу реформирования должны были объединяться под управлением оперативных командований (ОК). На основе имевшихся девяти ОА планировалось создать восемь ОК. Однако в 2009–2010 годах мероприятия по формированию таких командований осуществлены не были и управления армий в итоге решили сохранить.
В течение 2009 года 23 дивизии расформировали, а взамен их и бригад к 1 декабря 2009 года создали 40 развернутых бригад и военных баз бригадного состава – всего четыре танковые бригады, 35 мотострелковых бригад (мсбр) и одна бригада прикрытия (по сути укрепрайон). Из соединений дивизионного уровня сохранились только 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия (пулад) на Южных Курилах (переформирована в бригаду в 2011-м) и 201-я военная база в Таджикистане (переформирована в бригаду в конце 2010-го).
Из 35 мсбр десять существовали до 2008 года, 21 бригаду сформировали на основе мотострелковых дивизий, а еще четыре бригады развернули из баз хранения. В 2010-м было сообщено о планах формирования дополнительно еще шести мсбр, а также минимум одной инженерной и одной зенитной ракетной бригады. Все новые бригады являются полностью соединениями постоянной готовности.
Таким образом, количество частей постоянной готовности за год номинально возросло с 13 до 100 процентов. Фактическая укомп-лектованность сформированных соединений по личному составу колеблется от 95 до 100 процентов со стопроцентными запасами техники и других материальных средств.
Всего к концу 2009 года было создано 85 бригад. Помимо указанных выше общевойсковых соединений, к ним относятся девять ракетных, девять артиллерийских, четыре ракетные артиллерийские, девять зенитных ракетных бригад, одна инженерная бригада, а также бригады связи, радиоэлектронной борьбы и другие. Особое положение сохраняют семь бригад спецназа, а в качестве экспериментального соединения в Моздоке на Северном Кавказе создана разведывательная бригада (по данным СМИ, это 100-я отдельная разведывательная бригада – 100 орбр).
Бригадная реорганизация разбита на два этапа. На первом, в основном завершенном к 1 декабря 2009 года, были сформированы сами новые бригады по достаточно компромиссным штатам на основе имеющихся вооружения и боевой техники. В дальнейшем к 2015 году намечается осуществить реорганизацию ныне сформированных соединений в бригады трех типов: «тяжелые» мотострелковые, «средние» мотострелковые и «легкие».
«Тяжелая» бригада должна являться основным соединением СВ постоянной готовности и оснащаться гусеничной техникой. «Средняя» (мобильная) бригада будет оснащаться полностью колесной бронетехникой и служить средством быстрого реагирования. «Легкая» бригада станет высокомобильным соединением, передвигающимся на легких бронированных машинах. В 2010 году началась экспериментальная отработка новых штатов «тяжелой», «средней» и «легкой» бригад. По результатам исследований все бригады СВ ожидает второй этап реорганизации. Новым типом соединений являются разведывательные бригады, первая из которых (100-я) и была в конце 2009 года сформирована в Моздоке.
Основным резервным компонентом СВ становятся существующие базы хранения и ремонта вооружения и военной техники, представляющие собой склады с комп-лектами ВВТ на хранении. В 2009 году были сформированы более 60 баз хранения, большей частью бригадного состава, в том числе для 15 общевойсковых бригад (одной танковой и 14 мсбр). При этом в качестве мобилизационных центров по новому облику выступают военные учебные заведения и окружные учебные центры.
4. Реорганизация ВВС, ПВО и ВМФ. Объединенные ВВС и ПВО также были радикально трансформированы в организационном отношении и подверглись серьезным сокращениям. Основой стало упразднение существовавшей с 1938 года советской полковой структуры авиационных частей. Новым основным соединением авиации ВВС является АвБ (как правило, вместо нескольких частей – авиационных полков), которая включает управление от одной до семи авиационных эскадрилий, батальон аэродромно-технического обслуживания и подразделения связи. Идея заключается в интеграции под одним руководством командования АвБ всех авиационных и наземных подразделений. Подобная структура уже длительное время существует в ВВС Белоруссии, откуда, по некоторым данным, и была позаимствована.
Сами АвБ образца 2009 года делятся на три категории: 1-я (эквивалентна прежней авиационной дивизии), 2-я (эквивалентна прежнему авиационному полку) и 3-я (эквивалентна отдельной эскадрилье). Всего на первом этапе к концу 2009 года в России были сформированы 52 АвБ, которые заменили существовавшие до того в ВВС и ПВО части (суммарно 72 авиационных полка, 14 прежних авиационных баз и 12 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов). В общей сложности количество частей и соединений ВВС и ПВО уменьшилось с 340 до 180. В последующем к 2012 году планировалось оставить только 10 авиабаз, в том числе две морские. В состав каждой АвБ (все 1-й категории) должны войти два-три аэродрома. Всего намечалось иметь 27 аэродромов базирования авиации (возможно, без учета армейской).
Серьезной реорганизации подверглись входящие в состав ВВС России силы ПВО. В 2009 году расформированы все прежние дивизии и корпуса ПВО, а взамен них созданы 13 бригад ВКО, объединяющих АвБ истребительной авиации, зенитные ракетные и радиотехнические полки. Эти 13 бригад распределены между ОСК ВКО и четырьмя командованиями ВВС и ПВО.
В ВМФ в 2009–2010 годах не осуществлялись радикальные организационные изменения, однако ряд шагов по упрощению его структуры и уменьшению количества частей и соединений был сделан. Всего планировалось сократить эту цифру вдвое – с 240 до 123. Созданы единые командования подводных сил на Северном и Тихоокеанском флотах. Единственная дивизия морской пехоты (Тихоокеанская 55-я) переформирована в бригаду, расформирована 77-я бригада на Каспии, а остальные четыре бригады МП переформированы в полки. Реформирование основных структур ВМФ началось лишь в конце 2011 года.
5. ВВКО. Следующим важным этапом реформирования ВВС и ПВО стало создание 1 декабря 2011 года нового рода ВС – ВВКО, представляющего собой объединение Космических войск и сил противоракетной и противовоздушной обороны из состава бывших ВВС и ПВО. Соответственно ВВКО сейчас организационно состоят из космического командования и командования противовоздушной-противоракетной обороны. По сути данная конструкция выглядит в основе своей как возвращение к советским Войскам ПВО в качестве отдельного вида ВС.
6. РВСН. Этот род войск не претерпел серьезных изменений в ходе первых этапов военной реформы, сохранив свою традиционную структуру (ракетная армия – ракетная дивизия – ракетный полк), хотя и подвергся некоторым сокращениям на уровне управлений. Количественный состав группировки РВСН в основном определяется соответствующими двусторонними соглашениями с США, в первую очередь Пражским договором по СНВ 2010 года.
В то же время РВСН (и в целом стратегические ядерные силы, включая воздушную и морскую компоненты) пользуются значительным приоритетом в закупках по ГПВ, что позволяет осуществлять плановую модернизацию их технического оснащения. Так, с 1997 года ведутся постоянные закупки межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» в шахтном и подвижном исполнении, а с 2010-го начато развертывание подвижных баллистических ракет РС-24 «Ярс», представляющих вариант «Тополя-М» с разделяющейся головной частью. Ведутся работы по созданию ракет и головных частей новых типов.
7. Реформирование системы военного образования. В тесной связи с уменьшением численности офицерского корпуса серьезные изменения в сторону большей централизации и сокращений претерпевает система военного образования. Вместо имевшихся на 2008 год 65 военных высших учебных заведений (15 военных академий, четыре военных университета, 46 военных училищ и военных институтов) создаются 10 «системных» вузов – три военных учебно-научных центра (ВУНЦ), шесть военных академий и один военный университет.
Новые «системные» вузы будут не только решать задачи подготовки офицеров, но и вести исследовательские работы. В них намечено сосредоточить весь наличный профессорско-преподавательский состав. Имевшиеся на 2008 год военные училища и военные институты трансформируются в филиалы этих центров. В будущем планируется осуществить дальнейшие сокращения. Новые центры должны создаваться по территориальному, а не видовому принципу. источник
|
Категория: мнения и публикации |
Просмотров: 1863 |
Добавил: Zvezda_nn
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|