Александр Гольц, военный обозреватель, замредактора «Ежедневного журнала»:
- Пока что на главном направлении сердюковских реформ поворота назад не произошло - мы не вернулись к концепции массовой мобилизационной армии. Есть очень простой и наглядный показатель: как только начнётся (если начнётся!) восстановление соединений неполного состава, тут и можно будет констатировать смерть военной реформы. Напомню: в СССР так называемые кадрированные дивизии в мирное время состояли из сотни человек и огромного количества законсервированной техники. Они наполнялись личным составом только в случае военной угрозы. Отказ от такой системы в пользу частей постоянной готовности я считаю главным достижением реформ А. Сердюкова.
Однако надо признать, что к возврату назад есть объективные предпосылки, а не только злая воля окружающих С. Шойгу генералов-«ретроградов». Дело в том, что из-за демографической ситуации в РФ некомплект ощущается уже в нынешних бригадах - тех самых частях постоянной готовности. Чтобы справиться с этой бедой, есть три пути. Первый: честно признать, что Россия не в состоянии иметь миллионную армию, и пересмотреть штаты под реальные 700-800 тыс. человек. Второй: увеличить срок службы по призыву до 2-3 лет. А третий я уже назвал: откат назад, к советской модели. По сути, это дорога в тупик - при современных темпах ведения боевых действий мы не успеем провести мобилизацию. Но полагаю, что первые два будут отвергнуты по политическим соображениям.
Вперёд на контракт?
С тем, что ключом к продолжению реформ будет человеческий фактор, согласны многие. Свои пути решения проблемы предлагают и законодатели.
Франц Клинцевич, зампред Комитета Госдумы по обороне:
- Государственная дума приняла во 2-м чтении законопроект о преимущественном принятии на госслужбу тех, кто отслужил год по призыву. В документе однозначно прописано: если наниматься, допустим, в чиновники придут два совершенно равноценных по прочим параметрам молодых человека, но один отслужил, а второй - нет, то государственные структуры обязаны будут выбрать первого. Но это, так сказать, из области «кнута». Предусмотрены в законопроекте и «пряники». Например, для парней с высшим образованием (а такие сейчас очень нужны в армии), которые после вуза отслужили год по своей специальности, будут большие льготы для получения второго образования. По ходатайству командира части им должен быть предоставлен грант на повторное вузовское обучение, причём как дома, так и за рубежом.
Кстати, это не единственный «пряник», которым нынешнее руководство Минобороны собирается «кормить» молодёжь. По данным «АиФ», в недрах военного ведомства вызревают идеи превращения службы по призыву в эдакий «военный детсад», в котором срочники смогут в облегчённом режиме познать все тяготы и лишения воинской службы и понять, хотят ли они потом служить по контракту. Вероятно также, что в скором будущем большие силы будут брошены на то, чтобы заинтересовать в службе студенческую молодёжь, на которую приходится более половины всех отсрочек от армии. Именно заинтересовать, а не заставить! Но как это будет сделано - такая военная тайна, которую не знает даже сам министр обороны. В общем, ресурсы для продолжения реформ у России есть. Была бы политическая воля их использовать...