Последнее время очень популярным стало проведение модернизации ряда радиолокационных станций (РЛС) еще советского времени. Причина этого скрывается как в существенном сокращения оборонных бюджетов во многих государствах мира, так и в модернизационном ресурсе, созданных в те времена РЛС. Одной из популярных станций, которая сегодня приобретают новый вид, является РЛС П-18. Сегодня на оружейном рынке можно увидеть модернизированные версии этой станции, произведенные на предприятиях России, Беларуси, Украины, Казахстана и ряда других государств. Defense Express попытался разобраться, чем прельщает производителей станция П-18 и в чем принципиальное отличие ее новых образцов. П-18 - одна из самых массовых и распространенных РЛС, находящихся в эксплуатации, как в странах СНГ, так и за рубежом. Эта мобильная станция предназначена для контроля порядка использования воздушного пространства, своевременного обнаружения и сопровождения воздушных объектов. Преимущества П-18, работающей в метровом диапазоне, - простата, надежность и всепогодность. При этом она обладает высокой точностью измерения координат - дальности и азимута. Но все же главным ее качеством является уверенное определение на больших дальностях объектов различных классов, в том числе и малоразмерных, а также устойчивое сопровождение обнаруженных целей в сложной метеорологической обстановке. Вынужденная ставка СССР на развитие именно метровой радиолокации сегодня обернулась неожиданными дивидендами для разработчиков РЛС метрового диапазона. Так случилось, что именно эти РЛС стали ответом технологии малозаметности «стелс», в развитие которой США вложили миллиарды долларов. Принятые американцами меры по уменьшению радиолокационной заметности не были эффективны в метровом диапазоне. Это и подтвердилось во время военного конфликта в Югославии в 1999 г., когда истребитель-невидимка F-117А «Ночной ястреб» был определен и уничтожен по информации от РЛС П-18. С точки зрения физики, ничего нового не произошло: если длина волны локатора соизмерима с размерами объекта, то технология «стелс» уже не имеет значения. Для РЛС метрового диапазона целей - невидимок не существует. Кроме того, одним из проявлений технического совершенства РЛС П-18 есть ее модернизационная способность, позволяющая внедрять последние достижения в области науки и техники. Эти особенности и повлекли за собой появление различных проектов по модернизации П-18 в Украине, РФ, Беларуси, Казахстане, Венгрии, Польше. Каждая, из заново созданных РЛС, по-своему похожи, но все же среди них их есть и фавориты (Смотри таблицу 1). Фактически, компании производители попытались, кто насколько умеет, создать абсолютно новую станцию, основываясь на системных решениях, реализованных в недавнем прошлом. Основные направления обновления, характерные для большинства П-18, сосредоточены на увеличении дальности обнаружения, повышении эффективности и стабильность работы системы защиты от пассивных и активных помех, автоматизация процесса съема радиолокационной информации и формирования трасс воздушных объектов, оснащении РЛС выносным оборудованием сбора, обработки и отображения данных о воздушной обстановке, выполнении блоков и узлов на современной элементной базе, создании современного автоматизированного рабочего места оператора. Кроме этого, одним из важных аспектов модернизации - стало уменьшение числа единиц техники, находящейся в составе комплекса. Советская П-18 размещалась на двух автомобилях Урал-375 или 4320 и двух прицепах. Сейчас же ее состав и качество колесной базы изменены. Российский, казахский и белорусский комплексы смонтирована на шасси автомобиля «КАМАЗ» с колесной формулой 6x6, а украинский - на базе автомобиля КрАЗ-63221. В рамках модернизации установлены новые дизель-генераторы и дизельные двигатели, отличающиеся высокой продуктивностью и экономичностью. Однако самый громоздкий элемент станции – это антенно-мачтовая система, осталась без особых конструкционных изменений. Следовательно, ее старый недостаток – длительный период времени необходимый для развертывания и свертывания, остался пока прежним. Как прокомментировали Defense Express в белоруской компании «Агат», которая также занимается вопросами модернизации РЛС – П-18: «В большинстве все эти станции («модернизированные П-18» - DE) одинаковы, поскольку построены на единых принципах физики. В этом плане они не отличаются друг от друга. Отличие в нюансах, в частности, в цифровой обработке переотраженного сигнала. Вот насколько качественно он отчищен, насколько качественно он воспроизведен, вот это есть отличие. Вот тут у каждой страны есть свои ноу-хау, которые скрываются». Но все же, невзирая на разнообразие предлагаемых вариантов П-18, следует выделить достижения украинских производителей. Ведь именно они достаточно серьезно преуспели в этом направлении. В Украине модернизацией П-18 занимаются сразу два предприятия ХК «Укрспецтехника» и НПО «Аэротехника-МЛТ. Первые две модернизированные РЛС в 2008 г. получили радиотехнические войска Воздушных Сил Украины. При этом проект модернизации П-18МА был реализован киевской компанией «Аэротехника-МЛТ», а П-18МУ - ОАО «Холдинговая компания «Укрспецтехника». Стоимость модернизации станций до уровня П-18МУ и П-18МА тогда оценивалась в рамках 5-7 млн. грн. за каждую. Однако, несмотря на присущую в таких случаях внутреннюю конкуренцию между двумя предприятиями, все же следует отметить продукцию ОАО «Холдинговая компания «Укрспецтехника». Компания разработала целую линейку РЛС на основе П-18 и имеет внушительный опыт в этом направлении. Это П-18МУ, П-18ММ, П-18ОУ и РЛС «Малахит». Каждая из них отличается той или иной степенью модернизации, что позволяет потенциальному потребителю, который изначально ориентирован на экономный и качественный вариант РЛС для своих войск, выбирать наиболее приемлемый. Если одним из важных недостатков П-18 оставалось ее размещения на четырех единицах автотехники, то в результате проведенных «Укрспецтехникой» работ - РЛС «Малахит» уже размещена на одном автомобиле и одном прицепе. По словам замдиректора «ХК «Укрспецтехника» Михаила Прохоренко: «Одним из достижений в этом изделии стало уменьшение габаритов РЛС и достижение ее экономичности. Новые дизельные установки потребляют почти в три раза меньше топлива, чем это было в старой компоновке. Ранее для П-18 использовались бензиновые автомобили Урал, расход топлива которых составлял 1 л на 1 км. Сейчас взят за основу автомобиль КрАЗ, с многотопливным турбодизелем, и дизельные агрегаты питания. Это позволяет в случае необходимости производить маневр имеющимися средствами».
Прибыв на боевые позиции, автомобиль устанавливается на опорах, разгружая подвеску, и горизонтируется. Мачта АМУ выдвигается из задней двери кунга, наращивается на нужную длину, антенна собирается в горизонтальном положении, при помощи специальных механизмов принимает вертикальное положение. Аппаратная кабина с рабочими местами для двух операторов РЛС оборудована в прицепе. Цифровая обработка сигналов позволяет реализовать автоматическую обработку отраженных сигналов, автоматическую фильтрацию, накопление и выделение на фоне шумов и помех сигналов целей. Для отображения радиолокационной информации применяются цветные мониторы с высоким качеством изображения. Модернизированная РЛС сочетается с высотомером ПРВ-16 (1РЛ132) с помощью информационного канала в автоматическом режиме, обеспечивая без участия оператора выдачу запросов на измерения высоты целей, соединяемых получения от высотомера информации о высоте и запись ее значение в формуляр цели. Радиолокационная информация, передаваемая на КП, может привязываться к электронной карте местности. Следующей особенностью РЛС «Малахит» является уменьшенная ближняя зона обнаружения. Если для всех модернизированных станций это расстояние составляет порядка 6 км, то у станции от «ХК «Укрспецтехника» оно равно 2,5 км. Это позволят РЛС, в случае ее размещения вблизи от аэродрома, видеть самолеты тактической авиации непосредственно на взлете с взлетно-посадочной полосы, а не на определенной высоте в воздушном пространстве страны. Еще одной важной чертой станции «Малахит» следует выделить возможность измерения трех координат цели. Кроме дальности и азимута, РЛС способна определять радиальную скорость. Причем не в относительных единицах, а непосредственно в метрах в секунду с точностью в пределах 10 м/с. В старой РЛС П-18 имелась возможность наклонять антенну относительно горизонтального положения в пределах +15 ÷ - 5°. При наклоне антенны вверх на угол +15° верхняя граница зоны обнаружения достигает примерно 40÷42°. Такой режим работы используется в основном при совместной работе с другими РЛС. При наклоне антенны на угол + (5 ÷ 10°) улучшается видимость, а следовательно, и проводка целей на углах места 5÷12°. Наклон антенны вниз обеспечивает компенсацию влияния рельефа местности с равномерным уклоном. Кроме того, наклон антенны вниз используется также для улучшения обнаружения и проводки цели на малых углах места. На сегодняшний день из всех имеющихся станций П-18 только в «Малахите» угол наклона изменен, и теперь он составляет +15 ÷ - 15°, что также увеличивает боевые возможности РЛС по выявлению сопровождению низколетящих целей.
Определенным новшеством холдинга является наделение станции «Малахит» возможностью осуществлять контроль надводной обстановки. Во время прошедших в сентябре 2012 г. учений «Перспектива-2012» морская версия «Малахит» была установлена на мысе Меганом (АР Крым) и успешно обнаружила военные корабли и суда расположенные на море с целью закрытия зон для проведения стрельб. При этом находясь на высоте 285 м над уровнем моря, дальность прямого видения «Малахит» составила порядка 80 км. Кроме всего прочего «Малахит» способна обеспечивать работу ЗРК малой дальности С-125. «Стодвадцатьпятка», успешно зарекомендовавшая себя в свое время, в современных условиях также получила новое дыхание. Улучшив свои характеристики, за счет внедрения новых технологий, комплекс стал популярен среди многих стран ориентированных на продукцию еще советского оборопрома и не способных тратить огромные деньги на обеспечение своей воздушной безопасности. Модернизированная версия РЛС «Малахит», которая может быть приданы в состав комплекса, значительно увеличивает потенциальные возможности комплекса по разведке и целеуказанию. Ее универсальное программное обеспечение, позволяет сопрягаться с любыми имеющимися и перспективными средствами. Про перспективность создаваемой «ХК «Укрспецтехника» РЛС «Малахит» свидетельствует хотя бы тот факт, что эксперты РФ, проводившие недавно мониторинг станций П-18, создаваемых в РФ, Белоруссии и Украине, пришли к выводу, что станция ХК «Укрспецтехника» наиболее близка им для использования в составе ЗРК следующих поколений. В 2012 г. компания «ХК «Укрспецтехника» уже получила заказ от МО Украины на изготовление двух станций «Малахит». Есть план включить эту станцию в ГОЗ и на следующий год. Ведь на сегодня вариант модернизации РЛС П-18, который предлагается компанией, есть оптимальным сочетанием цены и качества. Кроме того, следует отметить, что ОАО «ХК «Укрспецтехника» не стоит на месте, по словам главы холдинга Веры Кошевой, на следующий год запланировано проведение испытаний следующей версии модернизации П-18 - РЛС «Малахит-М», которая буде размещаться уже на одном автомобильном шасси, а новая антенно-мачтовое устройство будет разворачиваться автоматически. Время развертывания станции будет уменьшено до 25 минут. А это уже заявка на победу. Теперь «Малахит-М» может успешно конкурировать с созданной в Беларуси станцией метрового диапазона «Восток-Э» и уступать ей только лишь в 20 минутах времени для развертывания и выигрывать в цене.
По материалам сайта defense-ua
|