Глава Минобороны подтвердил намерение создавать оружие, основанное на новых физических принципах
Главный «прораб» армейской реформы, глава Минобороны РФ Анатолий Сердюков не оставляет усилий удержать министерский портфель, буквально выскальзывающий из его рук в условиях правительственной пересменки. Военный министр продолжает фонтанировать сомнительного свойства инициативами, каждая из которых становится дополнительным штрихом к его и без того весьма одиозному имиджу.
Как выясняется, Анатолий Эдуардович – не просто большой поклонник иностранной военной техники, мечтающий пересадить российских солдат и офицеров с отечественных кораблей на французские вертолетоносцы и итальянские бронемашины, но еще и крупный футуролог, специализирующийся на военно-промышленной проблематике. «Создание оружия на новых физических принципах: лучевого, физического, волнового, генного, психофизического и т. д. – в реализации программы на 2011-2020 гг. заложены такие задачи», – в присущем себе стиле, без особого риторического лоска, но при этом вполне определенно сообщил министр обороны российским СМИ.
Впрочем, неожиданный приступ технологического прожектерства объясняется не увлечением Анатолия Сердюкова голливудскими блокбастерами или, скажем, зачитанной до дыр беллетристикой из серии околонаучной фантастики, а куда более прозаическими причинами. Вышеприведенный пассаж был озвучен на совещании по вопросам реализации задач, поставленных в предвыборных статьях избранного президента РФ Владимира Путина. Напомним, что в одном из опусов кандидата в президенты, появление которого было обусловлено решением конкретной электоральной задачи, действительно говорилось следующее: «Большое, если не решающее, значение в определении характера вооруженной борьбы будут иметь военные возможности стран в космическом пространстве, в сфере информационного противоборства, в первую очередь в киберпространстве. А в более отдаленной перспективе – создание оружия на новых физических принципах: лучевого, геофизического, волнового, генного, психофизического и др. Все это позволит наряду с ядерным оружием получить качественно новые инструменты достижения политических и стратегических целей. Подобные системы вооружений будут сопоставимы по результатам применения с ядерным оружием, но более «приемлемы» в политическом и военном плане».
Таким образом, Анатолий Сердюков, по сути дела, лишь механически (с «минимальным удельным весом» креатива, что выразилось в перестановке слов и подборе нескольких синонимичных терминов) воспроизвел предвыборные посулы своего непосредственного начальника, который в настоящее время «пошел на повышение». Так что гражданскому министру обороны в данной ситуации, по большому счету, ничего не оставалось, кроме как взять под козырек, публично подписавшись (то бишь взяв на себя ответственность за исполнение) под широковещательные предвыборные «заманухи» своего шефа.
Впрочем, как известно, обещать – не значит жениться. И, честно говоря, не совсем понятно, каким образом Анатолий Сердюков собирается сделать рассказанную Владимиром Путиным предвыборную военно-технологическую сказку былью, если сегодня под чутким руководством этого и других военных чинов российский ОПК постепенно утрачивает первенство в данной сфере. Тем более что такого мнения, судя по всему, придерживаются многие высокопоставленные представители Генштаба и Минобороны, которые активно лоббируют закупки образцов иностранной военной техники для российских ВС как более отвечающих современным требованиям.
Прожектерские амбиции Анатолия Сердюкова в деле разработки оружия, основанного на новых физических принципах, в интервью KM.RU прокомментировал военный обозреватель Владислав Шурыгин:
– На самом деле Сердюков ничего нового не сказал: он просто прокомментировал те заявления, которые уже были сделаны раньше. Еще в советское время мы находились в числе передовых стран, занимавшихся подобными разработками. Советские ученые постоянно проводили исследования в соответствующих областях. Напомню, что у нас были достаточно серьезные достижения в деле создания лазерного оружия. По крайней мере, в этом вопросе мы очень сильно опережали американцев, пока большая часть подобных разработок не вышла за рамки лабораторных экспериментов. Мне даже сложно предположить, когда подобное оружие может встать на боевое дежурство. До сих пор до стадии войсковых испытаний дело никак не доходит.
Американцы в данном вопросе идут с опережением, потому что они активно используют передовые лазерные системы, правда, в очень ограниченных масштабах. Причем в основном лазеры используются гипотетически, т. е. они сталкиваются с большими проблемами в ходе натурных испытаний. При этом у них есть определенные подвижки с кинетическим оружием, когда небольшая масса разгоняется до гиперзвуковых скоростей, за счет чего достигается большое разрушающее действие. Насколько я знаю, такие установки пытаются разработать для военно-морского флота США. У нас ведутся такие же работы... В общем, здесь нет ничего такого, что могло бы удивить или шокировать.
В любом случае, от Сердюкова мало что зависит. Курирует ВПК не он, а Рогозин. А министр обороны скорее является генеральным заказчиком. Конечно, он может сформировать заказ на создание подобного оружия. В итоге будут потрачены определенные деньги и ресурсы на исследования, что само по себе не так уж плохо. Вопрос лишь в том, насколько мы продвинемся в этом деле. Проблема заключается в компетентности Сердюкова и того же самого Макарова. Несмотря на то, что последний в течение многих лет был начальником службы вооружений, но в итоге он так и не научился разбираться в вооружении собственной армии. Такая проблема стояла и стоит, поэтому хочется верить в то, что до лета она будет решена. Я думаю, что свое кресло покинет Сердюков. Также хочется верить, что из армии исчезнет и фигура Макарова. источник обсудить на форуме
|