По мнению аудиторов Счетной палаты, Минобороны не имело права начислять офицерам-глубоководникам столь высокое ежемесячное денежное довольствие Аудиторы Счетной палаты выявили нарушения при начислении ежемесячного денежного довольствия гидронавтам, работающим на миниатюрных подводных лодках и батискафах на больших глубинах (3-6 тыс. км.). Все они служили в Главном управлении глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, которое в военных кругах называют "подводной разведкой", которая подчиняется напрямую министру обороны. По неофициальным данным, гидронавты помощью небольших подлодок занимаются разведывательной деятельностью - прослушивают кабели связи, устанавливают датчики движения, а также совершают сбор с морского дна обломков кораблей, самолетов и спутников.
По данным аудиторов Счетной палаты, отчет которых есть в распоряжении "Известий", гидронавты оказались самыми высокооплачиваемыми сотрудниками в армии - ежемесячно они получали 500-600 тыс. в месяц. Для сравнения, командир мотострелковой бригады в Сибири и на Дальнем Востоке получает не более 80 тысяч рублей в месяц, а командир авиационной базы стратегических бомбардировщиков в звании полковник - не более 180 тысяч.
При этом законных оснований для таких выплат аудиторы не обнаружили. "При установлении приказом министра обороны тарифных ставок гидронавтам был сохранен коэффициент, применявшийся ранее к окладам, установленным Единой тарифной сеткой. В то же время право установления повышающих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) предоставлено правительству Российской Федерации, Положением о министерстве обороны... право установления коэффициентов министру обороны... не предоставлено", - говорится в отчете Счетной палаты.
Аудиторы отмечают, что в 2009 году экс-министр обороны Анатолий Сердюков незаконно установил гидронавтам повышающий коэффициент 2,9, который увеличиват оклад. При этом сами оклады гидронавтов возрасли с 6,3-9,3 тыс. рублей до 34,5-45 тыс. рублей в месяц. К этому прибавлялась еще и 100%-я надбавка.
"После установления должностных окладов и надбавок с учетом вышеуказанного коэффициента к окладу выплаты гидронавтам в 2012 году (за вычетом налога на доходы физических лиц) стали составлять от 500 до 590 тыс. рублей ежемесячно", - зафиксировали аудиторы.
При этом в отчете говорится, что "на момент окончания проверки нормативные правовые акты по установлению порядка выплат гидронавтам не приведены в соответствие с действующим законодательством".
Замначальника Управления пресс-службы и информации Алексей Комаров заявил "Известиям", что вся информация о гидронавтах является секретной.
Тем не менее в учебном центре гидронавтов, расположенном в Петергофе в здании спецшколы МВД "Известиям" пояснили, что подводники достойны таких денег.
- Я не могу раскрывать вам все тонкости нашей службы, но поверьте, что наши люди достойны и больших зарплат, - сказал "Известиям" высокопоставленный офицер 10-го отряда гидронавтов ГУГИ Миноброны.
Начальник ГУГИ Алексей Буриличев был недоступен для комментариев.
Созданный в 1976 году 10 отряд гидронавтов на батискафах "Русь" и атомных глубоководных станциях (АГС) "Лошарик", "Нельма", "Кашалот" ведут работы на морском дне на глубинах от 500 до 6 тыс. метров.
Как рассказал "Известиям" бывший офицер ВМФ, гидронавт Владимир Ашик, задачей его коллег был сбор разведывательной информации о техники противника, охрана и обслуживание советских глубоководных линий связи, подъем со дна остатков секретной техники, оставшихся после испытаний или аварий.
По его словам, гидронавты в советское время получали такую же зарплату, как и другие подводники, но за погружения выплачивалась специальная премия, которая зависела от глубины погружения и составляла примерно 3 рубля в час.
- Финансисты считали премию по выписке из бортового журнала аппарата. Там по минутам указывалось, сколько и на какой глубине мы работали. Надбавки шли за каждый час на глубине свыше 500 метров, а до этой глубины - обычная ставка подводников, - рассказал "Известиям" Ашик.
По его словам, в начале 2000-х годов, когда специальный центр Министерства обороны в Москве был реорганизован в Главное управление глубоководных исследований, работа которого была секретной. При увольнении из армии гидронавтам назначали "обычные" пенсии, как подводникам, поскольку в личных делах никаких отметок об их принедлежности к отряду, работавшему на сверх-глубине, не было.
- В личных делах не было никаких следов о том, что мы когда-то были гидронавтами. На обращение к военкомам, с просьбой разъяснить, где мы проходили службу и как нам начисляется пенсия, мы получили ответ, что офицеры военкоматов к документам данной тематики не допущены и поэтому ничего разъяснить не могут, - рассказал Ашик "Известиям".
Редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев пояснил "Известиям", что в 1980-2000-е годы аппараты Главного управления глубоководных исследований выполняли специальные миссии в Японском море и Северной Атлантике, в Арктике.
- Ни у кого в мире нет такого опыта работ на дне Арктики как у гидронавтов ГУГИ - это именно наш национальный уникальный опыт. За долгие годы эксплуатации АГС на них не произошло ни одной аварии, хотя на глубине экипажи этих лодок находятся без связи с "землей". Это прямое следствие высочайшего уровня подготовки офицеров-гидронавтов. Поэтому, конечно, таких больших зарплат гидронавты достойны, - пояснил Корнев.
Источник
|