Вчера с утра в гигантской чаше Центрального командного пункта Генштаба кипели очередные военные страсти: министр обороны России Сергей Шойгу проводил «ритуальное» селекторное совещание с войсковым генералитетом. Лица командующих войсками военных округов и флотов на больших плазменных экранах излучали суровую сосредоточенность - как у выпускников военных академий на госэкзаменах. Перечень «жгучих» вопросов повестки дня был внушителен:
о разработке нового ракетного комплекса «Ангара»,
о подготовке к размещению поступающих в Сухопутные войска комплексов «Искандер»,
о выполнении Госпрограммы вооружения армии,
о проблемах ремонта боевой техники и другие.
Все эти вопросы были, как говорится, не для широкой публики, потому министр «для разогрева» совещания в присутствии журналистской братии говорил в рамках допустимого и главным образом лишь о несвоевременном обслуживании и ремонте боевой техники. В частности, в Южном военном округе. Там, по его словам, в прошлом году исполнитель госконтракта ОАО «Спецремонт» выполнил план лишь на 30%. Иными словами, ремонтники «подлечили» лишь каждую третью машину из 10. А это серьезно бьет по боеготовности частей. Тут Шойгу, добавив грозного баска голосу, объявил: «Жду конкретных предложений по исправлению ситуации». Большой пасьянс таких предложений перед участниками совещания выложил замминистра обороны Юрий Борисов - но уже за закрытыми дверями.
Свидетели дальнейшего разговора позже сообщили мне, что многим досталось от министра «на сухари» - и не только из-за провала ремонтных планов. А по всему перечню повестки дня. Шойгу упорно требовал от каждого военачальника конкретики: что, как и к какому сроку вы намерены сделать для исправления ситуации? Ответы генералов тут же берутся на карандаш: через обещанное время им придется отчитаться. Иначе нельзя двигать дело.
Так получилось, что в день проведения селекторного совещания на казахстанском космодроме Байконур при взлете рухнула и взорвалась наша ракета-носитель «Протон». После этой очередной беды (в том числе и экологической) Казахстан наверняка попросит Россию перенести запуски на свою территорию (космодромы Плесецк или Восточный).
Потому вопрос о ходе разработки нового ракетного российского комплекса «Ангара» оказался в числе первых на селекторном совещании...
Виктор БАРАНЕЦ