Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта



Наш опрос

Считаете ли Вы престижной службу в армии РФ в данный момент?
Всего ответов: 32


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Октябрь » 22 » Служба антитеррора
10:24
Служба антитеррора

О том, что представляет собой это подразделение, можно судить по многим показателям. Например, по награжденным орденами и медалями – их свыше 50. Или по числу потерь – на момент подготовки статьи свои головы сложили более 30 человек, среди них несколько командиров отряда.

Трудно сравниться с ингушскими омоновцами и по боевому опыту, количеству проведенных спецопераций. Впрочем, знакомство с этим отрядом лучше начать со дня его образования.

ОМОН МВД по Республике Ингушетия был создан всего через полгода после образования самой молодой в составе России автономии – в январе 1993-го. Первый штат отряда – 96 человек. Костяк составили уволенные в запас офицеры и прапорщики Советской армии и внутренних войск, бойцы ППС. Вооружение, техника, экипировка, снаряжение – из того, что было на складах. Если вспомнить те времена, то можно представить, в каких условиях приходилось становиться на ноги единственному в ту пору силовому подразделению министерства.

Особое назначение

Еще тлели «угли» осетино-ингушского конфликта, а под боком уже назревал чеченский. Каждый день в дежурную часть поступали тревожные сообщения о взрывах, обстрелах, нападениях, захватах заложников. Чтобы везде успеть, приходилось работать без выходных и отпусков, нести потери… Не все вписались в жесткий ритм, не всех устроили предъявляемые требования. Но именно тогда и начал выкристаллизовываться омоновский характер: твердый, как алмаз, и прямой, как клинок.

Однако остаться в стороне от развернувшейся полномасштабной войны, отгородиться «колючкой» и блокпостами от разномастных банд не удалось. Стали проявлять активность союзники чеченских сепаратистов из числа местных жителей, устраивая различные провокации. Об этом с горечью писал в мемуарах Герой России генерал Геннадий Трошев, в ту пору командующий 42-м Владикавказским корпусом 58-й армии, чьи войска входили в мятежную Чечню через Ингушетию.Во многом благодаря профессиональным, четким действиям сотрудников ОМОНа удалось избежать втягивания Ингушетии в вооруженное противостояние между федеральным центром и чеченскими сепаратистами. Далось это дорогой ценой. Только за два года погибли несколько сотрудников, включая и командира отряда – капитана милиции Багаудина Точиева.

В 1995–1998 годах, как вспоминают ветераны подразделения, ингушские омоновцы чаще всего были задействованы в мероприятиях по ликвидации прорвавшихся через слабо прикрытую административную границу бандгрупп. Порой их численность вдвое превышала силы милиционеров, но это не останавливало защитников закона и порядка на родной земле.

Назрань – Грозный – Назрань

С начала 2000-х – новый виток обострения обстановки на границе с Чечней. Ингушский ОМОН, как мог, к этому готовился: отряд пополнился проверенными людьми, наладились отношения с коллегами из прикомандированных спецподразделений МВД, оперативниками ФСБ, шел обмен информацией, нарабатывался опыт. И продолжались потери – во время одной из спецопераций в 2003 году в станице Троицкая погиб командир ОМОНа – подполковник милиции Магомед Мартазанов.

Но доверие к отряду растет: ингушские омоновцы работают уже не только на своей земле, выезжают в командировки в соседние республики. Зимой 2002 года группа сотрудников отряда находилась в Грозном. 27 декабря они совместно с другими подразделениями МВД и МЮ России несли охрану правительственных зданий. В тот день на территорию комплекса прорвались два автомобиля, начиненных взрывчаткой. Среди тех, кто пытался ценой своей жизни их остановить, были и два сотрудника ингушского ОМОНа – прапорщик Микаил Балаев и сержант Азамат-Гирей Цечоев.

Ингушские омоновцы все чаще привлекаются к участию в совместных оперативно-розыскных и разведывательно-поисковых мероприятиях, активно проявляют они себя в рейдах и засадах, проводят успешные задержания. И тем самым начинают заметно нервировать бандитов. В адрес командования, сотрудников, их семей раздаются угрозы. Омоновцы отвечают точными и безупречно проведенными операциями.

Однако у бандитов еще имелись силы для масштабного теракта. В ночь с 21 на 22 июня 2004 года они совершили дерзкое нападение на МВД республики, здания РОВД в Карабулаке и станице Орджоникидзевская, организовали засады на улицах застигнутой врасплох ингушской столицы. Возвращавшиеся на базу бойцы отряда понесли потери, попав в одну из таких засад. В дальнейшем практически все участники бандитского нападения (не без активного участия ОМОНа) были нейтрализованы.

История в памятниках

Избегая впредь открытых боестолкновений, не имея сил для подобных акций, бандиты сделали ставку на индивидуальный террор. Кто-то был застрелен у входа в аптеку, кого-то пуля достала на пути домой, были погибшие от взрыва установленной под днищем машины мины. В числе погибших и очередной командир ОМОНа – подполковник Мусса Нальгиев. Он был расстрелян возле дома вместе с семьей и водителем-охранником.

Но бандиты не добились своей цели, запугать омоновцев не удалось. Их ответ на террор – углубленная оперативная работа по адресам и выявление участников бандподполья. И опять примером остальным стали наиболее опытные офицеры и сотрудники: командиры подразделений, заместители. В апреле 2013 года в ходе операции в горно-лесистой местности в районе села Аршты Сунженского района оборвалась жизнь заместителя командира ОМОНа – подполковника Рашида Ганижева – напоролся на мину.

Об отрядных саперах стоит рассказать особо. Если бы не они, подчеркивают в разговоре бойцы и командиры, потери были бы в разы больше. Саперы не знали покоя ни днем, ни ночью, даже тогда, когда отряд находился на базе. Выезжали не только на ежедневную инженерную разведку закрепленных за ними маршрутов, но и для нейтрализации террористов-смертников или начиненных взрывчаткой авто, информация о которых поступала очень часто. Несмотря на такую нагрузку, саперы оставались оптимистичными, жизнерадостными людьми. Настоящей душой отряда был, по всеобщему признанию, кавалер ордена Мужества и медали «За отвагу», старший инженер инженерно-технической группы (ИТГ) майор милиции Моули Добриев, входивший в десятку наиболее опытных специалистов минно-взрывного дела в регионе. За 15 лет боевого стажа этот человек снискал почет и уважение не только среди сослуживцев.

Рано утром 5 марта 2009 года близ кладбища села Сурхахи жители обнаружили снаряд. Работавшие на месте специалисты ФСБ засомневались: стоит ли его разминировать или лучше уничтожить на месте. Для консультации решили пригласить Добриева, который в этот день в кои-то веки взял выходной…

Взрыв снаряда, оказавшегося радиоуправляемым фугасом, прогремел, когда решение было практически принято. Вместе с Моули погибли еще несколько человек, включая сапера ИТГ капитана Магомета Доурбекова.

История ОМОНа – не мартиролог, как может показаться читателю, но и обходить стороной потери боевого подразделения было бы несправедливо. Так же считает и руководство республиканского министерства. За семьями погибших сотрудников закреплены кураторы, кроме обязательных страховых выплат родственникам оказывается существенная материальная поддержка как по линии ведомства, так и из добровольных пожертвований бойцов ОМОНа. В прошлом году 46 детей погибших сотрудников отдохнули на курортах и в санаториях. В первоочередном порядке решается квартирный вопрос. В настоящее время, как заверил командира отряда полковник Хусейн Тардиев, все семьи погибших обеспечены жильем.

Скоро справит новоселье и сам ОМОН. На окраине Карабулака для него строится шикарная база, рассчитанная на 720 человек, где предусмотрено все для работы и отдыха. Остается только служить Родине, закону и народу. Один из самых боеспособных отрядов особого назначения МВД России делает это с честью.

Категория: в стране и в мире | Просмотров: 723 | Добавил: Zvezda_nn | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Армия Государства Российского © 2011-2023